ТУ-128

Немного истории о 445-й иап. Полк был сформирован 25 сентября 1941 года, в годы Великой Отечественной войны до конца 1944 года принимал активное участие в боевых действиях. В полку было совершено 4664 боевых вылета, сбито 56 самолётов противника. Боевые потери полка - 6 лётчиков, 7 самолётов Миг-3 и 2 самолета Як-1. В послевоенный период на территории СССР полк дислоцировался на аэродромах Ржев, Хотилово и Савватия, имел на вооружении самолеты
 
Последнее редактирование:
В 60-х годах для воздушного прикрытия столицы нашей Родины г. Москвы с северного направления только в Тверской (Калининской) области было четыре истребительно-авиационных полка ПВО (Андриаполь, Бежецк, Ржев и Хотилово). По-видимому, в связи с этой чрезмерной плотностью полков и было принято решение о перевооружении 445 иап в Хотилово на новый вид техники - комплекс перехвата Ту-128-С4 с последующей передислокацией полка с Хотилово на северо-восток - на новый аэродром Савватия (40 км южнее г. Котлас Архангельской области).
Теоретическое переучивание летного и технического состава 445 иап на новый вид техники началось в 1966 году в Центре Боевой Подготовки авиации ПВО в Савослейке (ныне Нижегородская обл.), после поступления в полк первых Ту-128 оно продолжилось и на аэродроме Хотилово (2-й корпус МО ПВО). Командир полка п-к Санин Александр Евсеевич, командовавший 445-м иап в Хотилово, подошел к этому вопросу очень серьезно. Из воспоминаний Э. М. Евглевского (с 1965 г. – старший летчик-инспектор боевой подготовки авиации ПВО и ведущий летчик по самолету Ту-128 в Саваслейке): «Когда пришла пора переучивать 445 иап на Ту-128 в 1966 г, тамошний комполка Санин А.Е. прислал к нам в Саваслейку не просто группу летчиков. Он подошёл к вопросу настолько основательно, что откомандировал практических всех! Летчиков со штурманами и техсостав в полном объеме. Количество приехавших Хотиловцев (в дальнейшем Котлашан) оказалось около двухсот (!!!) человек!».

Ближе к завершению переучивания на новый вид техники, 9 июля 1967 г. самолеты Ту-128 двух полков – 445 иап (Хотилово) и 518 ап (Талаги г. Архангельск) в парадном строю прошли в составе двух звеньев над летным полем в Домодедово, где проходил грандиозный парад авиационной техники, посвященный 50-летию Октябрьской социалистической революции.
Летчиками из 445 иап, участвовавшими в этом полете и дислоцирующегося тогда еще не в Котласе (Савватии), а в Хотилово, были п/п-к Рашитова Г. (в дальнейшем командир полка) и п/п-к Прокофьева В. (зам. командира по ПЧ погиб 28.05.1969 г.) и м-р Серебрянский. Экипажи, участвовавшие в воздушном параде, позже были награждены: летчики Орденами Ленина, штурманы - Орденами Красной звезды, технический состав - медалями.

 
Последнее редактирование:

На фотографии, сделанной в Хотилово в 1967 году, вынос знамени на построение 445 АП.

После переучивания 445 иап, ввиду больших размеров, массы и малой маневренности самолетов Ту-128, был переименован из истребительного авиационного полка в просто авиационный полк. В полку были приняты штаты и должности бомбардировочной (тяжёлой) авиации. Самолёт теперь стал называться кораблём, соответственно командир экипажа - командиром корабля, с соответствующей оплатой.
11 ноября 1967 года 445 ап был перебазирован из Хотилово на новый аэродром Савватия, вошел в состав 3-го корпуса МО ПВО (г. Ярославль) и сразу заступил на боевое дежурство.
 
Последнее редактирование:
Саша,уточняю-в 1975г. я с Олегом Колуновым перегнал ТУ-128 из Котласа(Савватья) на Белую. Действительно их полк перевооружался на МиГ-25. Командиры поменялись-вместо Хижняка стал Анисимов( Армавир выпуск 1964г.) Естественно пообщался с обеими.Но что меня обрадовало-замом по ИАС у Анисимова был Витя Ясногородский с которым я холостяковал на Безречной. Принимали с-т пять техников из Белой,вот о ни и я с Олегом знатно посидели дома у Ясногородского. Сели с Олегом в Омске-забрать письма из квартиры Кузьмина(он заменил на Белой Мельникова).Пока Иванов искал письма,мы с Олегом проведали Шульгу-пришлось заночевать.Улетели домой на следующий день
 
Спасибо, я это не помню. Получается у нас был один самолёт первых серий ещё дл того как поменялись с Талагами. От нас им перегнали несколько Тушек последних серий, а от них такое же количество первых, это было где-то в 1976-77 годах.
 
17 октября 1968 года за успешное освоение нового комплекса Ту-128 С-4, безаварийную летную работу, участие в воздушном параде в честь 50-летия Советской власти и в честь 50-летия создания первых Комсомольских организаций за высокие показатели, достигнутые в боевой и политической подготовке, приказом МО СССР 445-му ап было присвоено почетное наименование «Имени Ленинского комсомола».


Главком Войск ПВО Батицкий П.Ф. вручает Орден Ленина командиру 445 АП полковнику Рашитову Г.М. Аэродром Савватия.

Командирами 445 ап «Имени Ленинского комсомола» во время эксплуатации самолетов Ту-128 на аэродроме Савватия были: полковник Рашитов Гиндулла Миниярович, 10.1967 - 06.1971; полковник Хижняк Анатолий Иванович, 07.1971 - 01.1975.

Для справки. Позже командирами 445 иап «Имени Ленинского комсомола» во время эксплуатации самолетов МиГ-25 на аэродроме Савватия были: подполковник Анисимов Олег Владимирович (с Правдинска), 01.1975 - 10.1976; майор Анциферов Анатолий Иванович, 10.1976 - 07.1977; подполковник/полковник Соболев Александр Семенович, 12.1977 - 1984; полковник Гусев Владимир Дмитриевич, 1984 - 1989; полковник Родионов Виктор Николаевич, 1989 - 10.1993.

25 октября 1993 года 445 иап полк был объединён с 72-м Гвардейским иап (Амдерма), Новый объединенный полк получил наименование 458 Гвардейским иап с базированием на аэродроме Савватия и переучился на истребители-перехватчики Миг-31. 1 декабря 2009 года этот полк был расформирован. До сентября 2010 года на аэродроме Савватия дислоцировалась 3-я истребительная эскадрилья авиабазы Мончегорск. По состоянию на 2020 год аэродром недействующий. Исторический формуляр 445 иап в 1995 году был сдан в Архив Ленинградского ВО. Поэтому данными о личном составе 445 иап я не располагаю.
 
Последнее редактирование:

Первый командир 445 ап в Савватии с 10.1967 по 06.1971 годы п-к Рашитов Гиндулла Миниярович

В первый год после перебазирования 445 ап в Савватию на разведку погоды летали на оставшихся в полку самолетах Як-25, чуть позже на Ту-128. Учебно-тренеровочных самолетов Ту-128УТ в полку до 1971 года не было. Поэтому провозные и учебные полеты летчики выполняли на самолете Ту-124Ш, который был введен в штат полка в 1967 году. На сборы в корпус (в Ярославль) руководство полка и частей обеспечения добиралось обычно не поездом, а на том же Ту-124Ш до Туношны. Для повышения боевой готовности в полку постоянно шла напряженная летная работа, полеты в некоторые дни производились в две смены. Летчики полка выполняли полеты не только над материковой частью страны, но и, совместно с летчиками 518-й ап Талаги (г. Архангельск), над водами Северного Ледовитого океана на перехват и сопровождение самолетов-разведчиков стран НАТО.
 
Последнее редактирование:
Саша,еще один(не помню бортовой) перегнали Валера Яляев со своим корефаном, из Владимировки-тоже не последних серий.На нем еще Козлов, видимо, представлял матчасть госкомиссии
 

Взлет Ту-128. Савватия (Котлас) 1970г. Фотография с форума 3-го корпуса МО ПВО (г. Ярославль). В этом корпусе ПВО самолеты Ту-128 были в 445 ап в Савватии.
 
Последнее редактирование:

Савватия.1969 год. Командиры эскадрилий п/п-к Алешин и п/п-к Сенчило А., командир полка п-к Рашитов Г.М. и нач. штаба полка п/п-к Крюков Н.И.

П/п-к Сенчило был отличным командиром и прекрасным лётчиком. В дальнейшем он стал зам. командира 445 АП. Службу он закончил преподавателем в Даугавпилсском ВВАИУ на кафедре тактики. Начальник штаба п/п-к Крюков Н.И. был доброжелателен, но требователен, как и положено быть начальнику штаба, любил ходить по территории гарнизона с транзисторным радиоприемником «Альпинист» и присматривать за порядком.
 
Последнее редактирование:
Долгое время не заходил на форум. Сегодня немного расслабившись наискосок посмотрел.
Ваш пост заинтересовал. Я сам работаю программистом.
Поэтому хочется узнать, на каком языке пишите, какие технологии больше нравятся?
Я пишу на C#, в основном графические интерфейсы. Немного WEB.
 

Савватия. Майский парад 1969 года. Справа в строю п/п-к Сенчило. Присутствуют гости из г. Котлас.

В 445 авиационном полку ПВО «Имени Ленинского комсомола» постоянно шла напряженная работа по повышению летного мастерства и безаварийной летной работы. К большому сожалению, 28 мая 1969 года при выполнении ночного полета на самолете Ту-128 в воздухе произошел пожар двигателя. Самолет взорвался на высоте около 9000 м севернее г. Сыктывкар. Экипаж в составе командира корабля - зам. командира полка по ПЧ п/п-ка Прокофьева и штурмана ст. л-та Пухова погиб. Это была в полку единственная катастрофа самолета Ту-128. После этого случая заместителем командира полка по ПЧ был назначен п/п-к Климов В.П.
 
Последнее редактирование:
Работа, проводимая инженерно-техническом составом по наземной эксплуатации самолетов проводилась с высоким качеством и являлась составной частью безаварийной летной работы.

Савватия ТЭЧ полка. 1968 год.
 
Последнее редактирование:

В парадном марше ТЭЧ полка. Впереди Начальник ТЭЧ майор Погольдин. Правофланговый - капитан Реморов нач. группы РЛО. 1967 год.
 
Последнее редактирование:

Личный состав 445 АП. Стоят летчик Сергей Окутин, штурман Вячеслав Глухов, Виктор Тимофеев, далее мой отец - капитан Лапчук Анатолий Степанович ( Нач. ТЭЧ отряда), штурман Николай Козак, летчик Александр Гусев. В центре сидит штурман майор Тимур Таботадзе. 1969-1970 гг.
Может кто-то знает об остальных и дополнит?
 
Последнее редактирование:

Командир 445 авиационного полка ПВО «Имени Ленинского комсомола» Заслуженный военный летчик СССР, полковник Хижняк А.И. и начальник ТЭЧ майор Тюин В.С. в казарменном расположении личного состава ТЭЧ и управления полка 31.12.1972 года
 
Последнее редактирование:
Дальше я помещу фотографии о 445 ап 1970-1972 годов, которые я нашел на различных сайтах интернета и комментарии к этим фотографиям.


Командир полка п-к Рашитов Г.М., зам. командира полка п/п-к Хижняк А.И. и зам. командира полка по ПЧ п/п-к Климов В.П. 1970 год.
 
Последнее редактирование:

Слева командир 445-го полка п-к Рашитов Г.М. после вылета 1970 год; на фото справа - зам. командира полка по ПЧ п/п-к Климов В.П. (он справа) проводит на полетах беседу с парторгами. 1972 год.
 
Последнее редактирование:

Наградное Знамя 445 авиаполка. 1968 год.
 
Последнее редактирование:

Июнь 1971 года. Один из моментов передачи командования 445 авиационным полком: «Полк сдал п-к Рашитов (справа), полк принял п/п-к Хижняк». П/п-к Хижняк А.И. был настоящим командиром. Всегда здоровался с подчиненными за руку и все его уважали.
 
Последнее редактирование: