Так воевали летчики 518-го ИАП
Полк начал участвовать в боевых действиях в конце января 1942 г. с аэродрома Мигалово. Здесь совершил свой подвиг командир 1-й авиаэскадрильи младший лейтенант
Д.Ф. Ковтюлев.
Дмитрий Филиппович родился 07.11.1918 г. в д. Бойдолово Невельского р-на Псковской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 г. Окончил 7 классов в городе Невель. Работал токарем на заводе.
В Советской Армии с 1938 г. В том же году окончил Одесскую военно-авиационную школу летчиков.
Участник освободительного похода в Западную Украину 1939 г. и советско-финляндской войны 1939—40 гг.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии на Юго-Западном фронте - летчик 91 ИАП. За две недели войны сбил три немецких самолета, а четвертый вынудил приземлиться на нашей территории в районе Бердичева.
В формирующийся 518 ИАП в ноябре 1941 г. назначен на должность командира 1 АЭ. И в январе 1942 г. в составе нового полка вновь прибыл на фронт.
26.01.42 г. самоотверженность мл. лейтенанта Ковтюлева спасла жизнь командиру 2 –й эскадрильи Герою Советского Союза капитану Н.В.Гриневу. Ме-109 пытался сбить Гринева при посадке, однако решительно взлетевший Ковтюлев контратаковал противника и отвлек внимание «охотника» не только от Як-1, но и от связного У-2, на котором прилетел в полк командир 140 сад полковник Б.К.Токарев.
15.02.42 г. шестерка Як-1 из 518 иап, которую вел командир аэ мл. лейтенант Ковтюлев, атаковала аэродром противника близ совхоза "Дугино". На обратном пути, когда топлива оставалось мало, группу советских истребителей стали нагонять 12 истребителей Ме-109. Ковтюлев приказал своим летчикам не задерживаться, а сам развернулся и вступил в неравный бой с противником. В воздушном бою Ковтюлев был сбит. При ударе самолета о верхушки деревьев летчика выбросило из кабины, он получил тяжелые ранения, но остался жив. После длительного лечения вернулся в авиацию на нелетную работу. В 1944 г. служил в составе 91 ИАП адъютантом АЭ.
Командир 1 АЭ 518 ИАП мл. лейтенант Ковтюлев к 15.02.42 г. совершил 141 боевой вылет, в 44 воздушных боях лично сбил 5 и в группе 7 самолетов противника.
30.01.43 г. Д.Ф.Ковтюлеву присвоено звание Героя Советского Союза.
В феврале 1944 г. капитан Ковтюлев по состоянию здоровья уволен в запас.
Умер 01.10.45 г. Похоронен в братской могиле на гражданском кладбище в дер. Колки Невельского района.
Гpинёв Hиколай Васильевич
Родился 1 Октября 1910 года в селе Молодовое, ныне Шаблыкинского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области.
В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в Горловке и кочегаром на химическом заводе в городе Константиновка, одновременно учился в индустриальном техникуме. После окончания техникума, в 1931 - 1933 годах, учился в Одесском индустриальном институте.
В Октябре 1933 года по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове. После окончания школы с Сентября 1936 года служил старшим лётчиком и командиром звена в 21-й отдельной истребительной эскадрилье в Забайкалье.
С 23 Мая по 16 Сентября 1939 года помошник командиpа эскадpильи 22-го истребительного авиационного полка Лейтенант Н. В. Гpинёв участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил несколько аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта. 17 Hоябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое командование эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1940 - 1941 годах учился на курсах усовершенствования при Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. С Апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком. С начала и до конца Великой Отечественной войны сражался на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах, был командиром 518-го истребительного авиационного полка, а с Августа 1942 года по Октябрь 1945 года - старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования управления 5-й Воздушной армии. Ранен в 1942 году в районе Керчи.
К Маю 1945 года имел на своём счету 27 воздушных побед ( с учётом боёв в Монголии ). Hагpаждён оpденами Ленина, Кpасного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, орденом "За воинскую доблесть" МНР. С 1945 года Подполковник Н. В. Гpинёв - в отставке умер 28 Апреля 1963 года в городе Сочи.
Калараш Дмитрий Леонтьевич
Родился 12 декабря 1911 года в Киеве в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1940 года. С 1913 года жил в деревне Святорусовка Ромненского района Амурской области. Окончил 3 курса Хабаровского педагогического техникума. Работал бригадиром-бетонщиком. В РККА с 1929 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1932 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в Крыму и на Северном Кавказе. Произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника и 6 в группе. 13 декабря 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, "Знак Почёта".
29 октября 1942 года вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й гвардейской стрелковой бригады. В районе посёлка Лазаревское (ныне район города Сочи Краснодарского края) наши лётчики вступили в бой с превосходящими силами противника. В ходе боя Калараш таранил вражеский истребитель Me-109, но и сам был сбит. Это был его 262-й боевой вылет. Всего успел сбить лично 14 и в группе 6 самолётов противника.
Похоронен в Лазаревском. Навечно зачислен в списки воинской части. На здании педагогического училища в Хабаровске установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в Люберцах Московской области, Хабаровске и Лазаревском, интернат №17 в городе Свободный Амурской области.
Родился 6 Февраля 1916 года в селе Акимовка ( ныне посёлок ) Акимовского района Запорожской области в семье крестьянина. С 1927 жил в городе Севастополь. Окончил 5 классов и школу ФЗУ при объединении "Крымэнерго", Мелитопольский аэроклуб. С 1932 года в Красной Армии. Осенью 1938 года направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу.
С первых дней Великой Отечественной войны в действующей армии. По Август 1941 года служил в 87-м ИАП, с Июня по Декабрь 1942 года - в 518-м ИАП, по Июль 1944 года - в Управлении 236-й ИАД, по Май 1945 года - в 267-м ИАП.
К Ноябрю 1942 года инструктор по технике пилотирования 87-го истребительного авиационного полка ( 236-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ) Капитан С. С. Щиров совершил 258 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 3 самолёта противника.
13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1945 года - Подполковник. Командовал авиаполком, а затем был инспектором Главного управления боевой подготовки ВВС. В ноябре 1949 года незаконно осуждён. 26 Декабря 1950 года лишён звания Героя Советского Союза. В 1953 реабилитирован. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1989 года в связи с прекращением уголовного дела за отсутствием состава преступления отменён Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1950 года в части лишения его звания Героя Советского Союза и боевых наград. Умер 7 апреля 1956 года в Казани.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени, Кутузова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, а также орденом Партизанская Звезда 1-й степени СФРЮ.
За освобождение польского города Радома приказом Верховного главнокомандующего 518 ИАП награжден орденом Суворова III степени, а за взятие столицы Германии ему присвоено почетное наименование Берлинский.
За годы Великой Отечественной войны летчики совершили около семи тысяч боевых вылетов и уничтожили 259 фашистских самолетов.
Победа... Это радость со слезами на глазах, счастье для оставшихся в живых. А для летчиков полка это была еще и великая историческая миссия.
В ночь с 7 на 8 мая 1945 года они сопровождали почетным эскортом самолеты союзных делегаций, прибывавших в Берлин для подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Утром 9 мая, проводив гостей по их аэродромам летчики впервые за четыре военных года летели домой без опасения быть атакованными с хвоста. Как жаль, что не всем удалось дожить до этого прекрасного мгновения...
Но на поверженном Рейхстаге, как вспоминали летчики-фронтовики, участвовавшие в воздушных боях над Берлином, они оставили надпись: "Здесь были летчики славного Берлинского полка".