3 июня 1973 г. во время показательного полета в Ле-Бурже под Парижем потерпел катастрофу советский сверхзвуковой гражданский самолет ТУ-144 . Чудо советской техники , сверхзвуковой лайнер разрушился на глазах почти 300 тыс. зрителей . Погибли не только экипаж и специалисты , но и люди на земле . Горящие обломки рухнули на маленький городок Гуссенвиль убив 8 чел. в т.ч. 3 детей и ранив десятки людей. Были разрушены 5 домов , около 20 получили повреждения . Экипаж ТУ-144 возглавлял 44 летний полковник Михаил Козлов начальник летной службы КБ Туполева , Заслуженный летчик-испытатель , Герой Советского Союза , освоивший 50 типов самолетов и вертолетов . Вторым пилотом был 33 летний Валерий Молчанов с 1969 г. работавшего в ОКБ Туполева и принимавшего участие в испытаниях ТУ-154, ТУ-134 , ТУ- 144 и в том числе ТУ-128М . Ни каких сомнений в высоком профессионализме пилотов не было , это и показали демонстрационные полеты 2 июня 1973 г. когда красавец ТУ-144 вызвал восхищение у зрителей . Однако сообщение комиссии по расследованию катастрофы от 6 февраля 1974 г. гласит : " Вмешательство человеческого фактора, представляет собой таким образом,наибольшую вероятность " Перед роковым взлетом ТУ-144 ,к руководителю летных испытаний Бендерову подошли представители французкого телеканала RTF и попросили произвести сьемку из кабины пилота , передав для этого кинокамеру. Гипотеза , которая упоминалась чаще всего , учитывает 2 факта . С одной стороны , истребитель Мираж 3Р, находившийся в близи ТУ-144 и так же ведущего сьемку нашего борта. Хотя расследование установило , что не было реальной опасности столкновения . Но для советского пилота это могло быть не ожиданным и он внезапно выполнил маневр уклонения . Возможно , что последние движения самолета ТУ-144 , могли вызвать падение члена экипажа державшего камеру , что вызвало временную блокировку действий пилота . И так картина следующая : ТУ-144 выполняет свой полет , и в какой то момент летчик замечает в близи себя Мираж , ведущий сьемку советского борта . Пилот выполняет резкий маневр уклонения , в результате чего не пристегнутый Бендеров падает и роняет камеру в углубление в низу штурвала , блокирует его нормальную работу и происходит катастрофа . Но в том же заключении комиссии говорится следующее : " Эта гипотеза не учитывает все отмеченные факты и не было найдено ни одного доказательства ни для того , что бы закрепить ее , ни опровергнуть ". Мираж , действительно был , но удаление его от ТУ-144 было таким , что не было проблемой для опытного советского пилота . Да и в последующих экспериментах , как ни старались закрепить камеру в углубление штурвала , что бы она заблокировала его, ни чего не получилось . Есть версия , согласно которой причиной катастрофы стало желание утереть нос конкурентам . После 2-х заходов запланированных программой 3 июня , ТУ-144 пошол на 3-й , не запланированный . Согласно этой версии , пилот начал выполнять фигуру высшего пилотажа " Горку ". В какой то момент ТУ-144 начал заваливаться на спину , затем перешол на резкое снижение и на высоте 400-500 метров , резко вышел в горизонтальный полет и стал разваливаться не выдержав перегрузок . При изучении обломков и самописцев было установлено , что основной речевой самописец не был включон перед полетом , а опытные осциллографные регистраторы были уничтожены . Так же был уничтожен и аварийный речевой регистратор . В итоге комиссии пришлось использовать запись французкого ТВ и любительскую сьемку . Есть версия , что на самом деле записи самописцев , советские представители все таки успели изьять и вывезти в СССР , что бы скрыть правду . Последняя строка в сообщении комиссии по расследованию от 6 февраля 1974 г. гласит : " В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к выводу , что причины катастрофы должны быть обьявленными не установленными и дело закрыто "