"В подмосковном Жуковском два легендарных самолета Ту-144 оказались проданы частным лицам. Теперь знаменитые лайнеры могут быть отправлены на переплавку в любой момент. В свою очередь, местные власти хотят открыть в одном из самолетов музей. Но денег, чтобы выкупить раритеты, найти пока не удается.
Сотрудница службы безопасности аэродрома укоряет себя за то, что не углядела, как самолет изуродовали вандалы. На фюзеляже Ту-144 отчетливо видны следы автогена. Под крылом самолета уже больше нет обшивки, алюминиевые пластины срезали и сдали в металлолом.
"Больно от того, что уничтожают нашу историю", - говорит она, еще не зная, что ежедневные дежурства на морозе у самолета напрасны. Ту-144 - лайнер, который называли достоянием отечественного авиапрома - перешел в собственность частной компании. А для новых хозяев это вещь, которая не приносит прибыли. Сверхзвуковой пассажирский самолет они продали как ржавое железо - на металлолом.
"Нам не очень понятно, как такой самолет мог оказаться в частных руках. Почему не интересуются позицией города, когда такие объекты включают в план приватизации, передаются частным лицам?" - возмущается первый заместитель главы администрации Жуковского Станислав Сукнов.
Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский лайнер, который опередил свое время. Уникальные технические характеристики и дизайн. 31 декабря 1968-го года именно из Жуковского лайнер совершил свой первый полет. Пилоты и авиаконструкторы называют этот самолет одним из символов города. Сейчас он принадлежит частной компании и оценен в 10 миллионов рублей.
Герой России летчик-испытатель Сергей Мельников говорит, что приходится испытывать стыд перед иностранными коллегами. В немецком городке Зинсхайм Ту-144 купили для музея, у нас он оказался не нужен.
"Там на него экскурсии ломятся, люди стоят в диких очередях, чтобы прикоснуться к легенде. А ведь самолет, который в Жуковском, не хуже", - убежден Мельников.
Коммерсанты предлагают администрации Жуковского: если вам так дорог символ города - выкупайте его. Но не на что.
"И в областном, и в городском бюджете средств на выкуп самолета не предусмотрено. Бюджет - это закон, который прописывает расходы социального характера. Самолеты не приобретаются за бюджетные деньги на нужды муниципалитета", - говорит Станислав Сукнов.
Принято решение искать внебюджетные, спонсорские деньги. Если они будут найдены, самолет станет действующим музейным экспонатом.
"Есть два варианта размещения этого самолета. Один вариант - на территории города, другой вариант - на территории ЛИИ, которая в ближайшее время должна стать постоянно действующей выставкой", - подчеркивает вице-президент ОАО "Ткполев" Виктор Коваленко.
На взлетном поле в Жуковском под снегом сейчас ржавеют два самолета Ту-144. Они принадлежат разным компаниям. И если один самолет еще есть шанс спасти, то другой фирма-банкрот уже продала на переплавку. "
Источник новости авиа.ру