Планы по двигателю ТВ7-117
Месяц назад на официальном сайте правительства РФ было опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому вносятся изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли)
Корректировки в сторону уменьшения коснулись всех планов по выпуску до 2030 г. двигателей для самолетов и вертолетов кроме двигателя ПС-90А. В соответствии с новой редакцией Комплексной программы вместо 4964 двигателей планируется выпустить 3536 серийных моторов до 2030 г.
Всего, согласно первоначальному варианту Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., планировалось изготовить 160 двигателей ТВ7-117СТ-01 для самолетов марки Ил-114-300 и 205 штук ТВ7-117В для вертолетов марки Ми-38. В новой редакции Комплексной программы намечено выпустить 142 мотора ТВ7-117СТ-01 и 78 штук ТВ7-117В (также 17 и 8 соответственно подменных двигателей по этим видам воздушных судов) до 2030 г. Согласно обновленным планам, серийные моторы ТВ7-117СТ-01 в количестве четырех штук должны появиться в 2024 г., а модификации двигателя для вертолетов ТВ7-117В в количестве четырех штук в 2025 г. До этих временных рубежей Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) собиралась выпустить всего по два мотора ТВ7-117СТ-01 и два ТВ7-117В. Такой темп производства, естественно, повлияет на серийный выпуск самолета Ил-114-300 и вертолета Ми-38.
29 декабря 2022 г. российский турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01 получил сертификат типа. Ресурсная справка опубликована не была. В сертификате типа написали, что двигатель сертифицирован со следующими основными характеристиками (в условиях МСА, на уровне моря, без учета отборов воздуха в СКВ и ПОС): взлетная мощность на валу винта – 3100 л.с., нормальная взлетная мощность (и максимально продолжительная мощность при одном неработающем двигателе) – 2900 л.с., максимально продолжительная мощность – 2400 л.с. Многие авиационные специалисты задаются вопросом: «Хватит ли 2400 л.с. для Ил-114-300 при максимальной взлетной масса в 23,5 т ?».
Согласно официальным заявлениям, в 2023 г. намечено продолжить испытания турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117-СТ-01 для авиалайнера Ил-114-300 на стенде в термобарокамере Научно-испытательного центра (НИЦ) в подмосковном Лыткарине, который входит в состав Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова, а также предусмотрено проведение других видов стендовых испытаний двигателя, включая ресурсные.
Ближайшие планы разработчика двигателя ТВ7-117 – компании «ОДК-Климов» – подтвердить в 2023 г. ресурс самолетной версии в 600 часов, а затем в 1200 часов, а для вертолетной версии – ресурс 800 циклов. Впоследствии ресурс будет повышаться до 6000 циклов и часов как по модификациям двигателя ТВ7-117СТ, так и по ТВ7-117В.