Векторение ВС

Arasaka

Новичок
Здравствуйте. Возник спор с коллегой на работе, и необходимо, чтобы опытные люди рассудили нас. Вопрос зашёл о векторении ВС.
Коллега утверждает, что векторение возможно даже на маршрутах, опираясь на определение из ФАП ОрВД №293, я же близок к тому, что это касается только при выполнении ВС манёвров в зоне аэродромов (то есть, грубо говоря, игнорирование SID/STAR). Кто прав? За ответы заранее спасибо.
 
Arasaka, не знаю как в России по ФАПам, а в Европах могут легко дать вектор и эшелон по IFR если использовать cлово "векторение" в этом смысле - например, чтобы срезать маршрут если есть возможность.
 
Реакции: onsh
Kwispel, загвоздка российских ФАПов в том, что в них отдельно прописано и векторение, и спрямление.
Просто множество ВС покидают Зинов вне ПОДов, верно ли это?
 
Последнее редактирование:
Надеюсь, что тут вы получите развернутый ответ по вашему вопросу:

а что такое "Зинов"?

P.S. Еще сто лет тому назад, мой старший диспетчер Антошкин В.Г. учил меня: "если хотя бы один раз дал экипажу курс, ты обязан вывести его к четвертому".
 
Последнее редактирование:
«Векторение в верхнем воздушном пространстве РФ существенно ограничено запретом на отклонение ВС от воздушной трассы (ВТ). В НПП ГА-85 приводится три случая, при которых разрешается отклонение ВС от ВТ: вынужденная посадка вне аэродрома, следование на запасный аэродром, обход опасных метеоявлений. Отечественными документами не предусмотрено право диспетчера ОВД отклонять ВС от маршрута полета для обеспечения интервалов эшелонирования. Более того, в отношении иностранных ВС действуют еще более строгие ограничения. Использование воздушного пространства иностранными ВС за пределами международных ВТ запрещено ФП ИВП» - вот наверно ключевая фраза, но подкреплена ли она документально? Не ссылаться же мне на методичку?

Не Зинов, зону, Т9.
 
Методичка подскажет куда читать и куда не говорить.

Иностранцам мы всегда обещали "avoid CB within the route", но больше я уже забыл.
 
Это верно, но почему это не прописано в ФАПе негде? Или я так плохо читал его?)
 
ФАП 128 п. 3.83. В целях организации ускоренного и эффективного потока заходящих на посадку воздушных судов, оказания летным экипажам содействия по обходу районов с неблагоприятными метеорологическими условиями и регулирования интервалов между воздушными судами орган ОВД может производить векторение, а также задавать режимы поступательных и вертикальных скоростей в допустимых для данного воздушного судна пределах. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263) Векторение обеспечивается посредством указания пилоту конкретных курсов, позволяющих экипажам воздушных судов выдерживать необходимую линию пути. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263)
Если воздушное судно начинает наводиться с отклонением от ранее заданного маршрута, пилоту сообщается органом ОВД о целях такого наведения и не даются указания на снижение ниже высоты, обеспечивающей предписанный запас высоты над препятствиями, в том числе с учетом влияния низких температур. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263) Векторение воздушного судна прекращается органом ОВД после возобновления пилотом самостоятельного самолетовождения на основании выданного диспетчером ОВД указания, содержащего информацию о местонахождении воздушного судна, точке выхода на заданный маршрут, магнитном путевом угле и расстоянии до нее. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263) При заходе на посадку по приборам начатое векторение продолжается до выхода воздушного судна на конечный этап захода на посадку по приборам или до начала визуального захода на посадку по разрешению органа ОВД. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263) Момент доворота воздушного судна для выхода на траекторию конечного этапа захода на посадку является окончанием векторения. Разрешение на заход выдается органом ОВД одновременно с последним заданным курсом.
После получения разрешения на заход летный экипаж воздушного судна выдерживает последний заданный курс до входа в зону действия средства наведения на конечном этапе захода на посадку, затем без дополнительных указаний органа ОВД выполняет доворот и стабилизацию воздушного судна на линии, заданной средством наведения на продолженном конечном этапе захода на посадку.
 
Векторение обеспечивается посредством указания пилоту конкретных курсов, позволяющих экипажам воздушных судов выдерживать необходимую линию пути. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263)
Если воздушное судно начинает наводиться с отклонением от ранее заданного маршрута, пилоту сообщается органом ОВД о целях такого наведения и не даются указания на снижение ниже высоты, обеспечивающей предписанный запас высоты над препятствиями, в том числе с учетом влияния низких температур. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263) Векторение воздушного судна прекращается органом ОВД после возобновления пилотом самостоятельного самолетовождения на основании выданного диспетчером ОВД указания, содержащего информацию о местонахождении воздушного судна, точке выхода на заданный маршрут, магнитном путевом угле и расстоянии до нее. (в ред. Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263)


Вот где тут сказано, что это тут нельзя летать вне ВТ?) Линия пути может быть и на маршруте.
 
Все правильно. Векторение выполняется и там и там, но подразумевает ли это всех или только для наших я не знаю. И кто сейчас "наши или ненаши" я тоже не знаю.
 
Тогда в чем подразумевается отличие векторения от спрямления?
Получается, пилот может сразу вылететь с аэропорта вылета, минуя ВТ, ПОДы, выполнить векторение до аэропорта посадки и просто сесть?
Спрямление - это полёт ВС между основными точками плана.
Векторение - это полёт ВС, путём наведения его на курс.
Не кажется ли это абсурдным?

Так же есть пункт того же ФАПа 3.11.2. Когда осуществляется векторение воздушного судна, выполняющего полёт по ППП, или ему указывается спрямленный маршрут, предусматривающий уход ВС с маршрута ОВД, применяются правила пункта 6.7.2, Вы его вообще кидали.
 
Не кажется, потому что спрямление может быть между тремя и более точками, а векторение может быть только между двумя.
 
Реакции: onsh
Почему же спрямление может быть между тремя точками и более? Все зависит от того, как подали план полёта. Но тут понятно, а какие точки используются при векторении? Которые в плане, или которые удобны пилоту?

В ответе выше я предоставил пункт 3.11.2. В нем почему-то сход с маршрута ОВД относится только к спрямлению? Может быть векторение всё-таки касается только аэродрома?
 
Вы упорно не хотите видеть того, что вас не устраивает
Если на маршруте гроза, как её обойти иначе, чем запросить векторение?
 
Я лишь хочу разобраться в этом. Давайте с другой стороны зайдём. В ФАП ОрВД №236 есть пункт 6.7 Векторение обеспечивается посредством указания экипажу ВС конкретных курсов, которые позволяют ВС выдерживать необходимую линию пути. ! Векторение применяется для обеспечения установленных интервалов эшелонирования, упорядочения потока ВС, регулирования очерёдности захода на посадку, оказания навигационной помощи экипажу ВС.

То есть по логике, векторение я могу применить только в этих случаях, именно на ВТ, в остальном - на аэродроме, да и то, чтобы выдержать линию пути, а как мы знаем, что линия пути - это проекция траектории полёта на земную поверхность, которая включает в себя ЛЗП и ЛФП, где вторая не сильно должна отличаться от первой. А спрямление можно применять всегда, за исключением безопасности полетов.

По поводу грозы, как как в случае попадания борта в грозовой фронт, применяется процедура корреляции маршрута.
 
Последнее редактирование:
как обойти грозу на маршруте?
Из классики, НПП ГА-85.

8.1.3.5. Диспетчер, используя радиолокаторы, метеоинформацию и сообщения с
воздушных судов, обязан информировать экипажи о характере облачности, распо-
ложении грозовых очагов, направлении их смещения и давать рекомендации о мар-
шруте обхода грозовых очагов. При отсутствии на экранах наземных радиолокато-
ров отображения мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков диспетчер сообщает
об этом экипажам и, используя данные АМСГ и сообщения с бортов воздушных су-
дов, информирует экипажи о метеорологической обстановке в контролируемом про-
странстве. В этом случае обход очагов мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков
производится по бортовым РЛС или визуально.
8.1.3.6. При визуальном обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-
дождевых облаков, примыкающих к грозовым очагам, разрешается обходить их на
удалении не менее 10 км. При невозможности обхода указанных облаков на задан-
ной высоте разрешается визуальный полет под облаками или выше их.
Полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осадков, если:
– высота полета воздушного судна над рельефом местности и искусственными
препятствиями не менее истинной безопасной высоты, но во всех случаях не менее
200 м в равнинной и холмистой местности и не менее 600 м в горной местности;
– вертикальное расстояние от воздушного судна до нижней границы облаков не
менее 200 м.
Полет над верхней границей мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков разре-
шается выполнять с превышением над ними не менее 500 м.
8.1.3.7. При обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков
бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от
ближней границы засветки. Пересечение фронтальной облачности с отдельными
грозовыми очагами может производиться в том месте, где расстояние между грани-
цами засветок на экране бортового радиолокатора не менее 50 км.
8.1.3.8. При взлете и заходе на посадку в условиях ливневых осадков экипаж
обязан учитывать возможность ухудшения летных и аэродинамических характери-
стик воздушного судна.
8.1.3.9. Экипажам воздушных судов преднамеренно входить в мощно-кучевые,
кучево-дождевые облака и зоны сильных ливневых осадков запрещается.
 
Да банально можно обойти ее сменой эшелона.
Ни разу не слышал, что бы засветки обходили по командам с земли. Предупреждали, это да, но обход по бортовым средствам. Конечно в случае, когда они есть. Уход с трассы по разрешению ОВД с докладом стороны и примерного расстояния от оси трассы. А вот после обхода земля может векторить для выхода по кратчайшему на трассу, либо "директ ту..." По крайней мере как то так было. Потом, как можно обойти засветки в пределах трассы?
 
Тогда в чем подразумевается отличие векторения от спрямления?
Векторение - это инструмент. Спрямление - одна из возможных целей использования этого инструмента. Что не так?

Не может. Куда в данный момент лететь пилоту при векторении - определяет диспетчер, а не пилот.