Шанс был, IMHO, и в плоском штопоре…
Если первая попытка вывода из плоского штопора по методу 4Н (
http://www.airhorse.narod.ru/spin_vyvod.html) не удалась, то предпринять I нестандартную попытку:
1.Выпустить шасси.
2.Отключить совмещенное управление и выпустить только предкрылки (при приборной не более 425 км/ч).
3.Раскачать самолет по тангажу (3-4 колебания).
4.Далее педали против вращения, элероны по вращению.
5.Через 5-8 сек в момент наибольшего тангажа штурвал резко полностью от себя. При выходе на докритические углы атаки и замедлении вращения педали и элероны нейтрально.
Если не поможет, то предпринять
II нестандартную попытку (шасси и предкрылки выпущены):
1.Раскачать самолет по тангажу (3-4 колебания).
2.Далее педали против вращения, элероны по вращению и соответствующий боковой двигатель на взлетный против вращения (снова помпаж и возможен пожар, но какой то импульс он успеет дать).
3.Через 5-8 сек при подходе к наибольшему тангажу средний двигатель на взлетный и выпустить полностью закрылки, на 45 (время выпуска 18-23с, но здесь главное, что уже через несколько сек они начнут давать дополнительный момент на пикирование), а в момент наибольшего тангажа штурвал резко полностью от себя. При выходе на докритические углы атаки и замедлении вращения педали и элероны нейтрально, боковой двигатель снова на м.г., средний на номинал.
Если не поможет, то снова раскачать самолет по тангажу с выпущенными шасси, предкрылками и закрылками и далее п. 2,3. Конечно, все это IMHO и требует компьютерного моделирования и продувок в штопорной трубе ЦАГИ, но модель получается сложной и дорогой. А через 5 лет Ту-154 уже, наверно, не будет, хотя, по-моему, их вообще не должно быть. Не должно быть самолетов, не выводящихся из штопора. По крайней мере, они должны вводиться туда (в сваливание) приличными усилиями испытателей (Ил-62, Ил-76).
Вопрос: можно ли при выше изложенных навыках спастити самолет?
и учат ли этому пилотов?