Вопрос чайника - ответ специалиста

Пример расчёта для самолёта с тремя двигателями, где вероятность безотказной работы двигателя в полёте равна 0,78:
  • Вероятность отказа одного двигателя — 0,22.
  • Вероятность отказа двух двигателей — 0,22 × 0,78 × 0,78 = 0,176679.
  • Вероятность отказа трёх двигателей — 0,22 × 0,22 × 0,22 × 0,78 = 0,0332216.
Сумма вероятностей всех комбинаций отказов должна быть равна 1
 
Реклама
Вероятность отказа одного двигателя — 0,22.
Это вероятность отказа одного двигателя на однодвигательный самолёте, с одним (любым) из трех чуть сложнее, 0.22*0.78*0.78, и так три раза (где 0.22 меняет свое положение)
 
Кстати, тема довольно интересная. А в РЛЭ есть для такой перегонки, ну например, расчет потребной длины ВПП, ограничения по температуре и высоте аэродрома, ограничение максимальной взлетной массе и т.п. ? Потому как при отказе двигателя после V1 и при взлете с изначально неработающим длина разбега будет существенно отличаться. И , по моему мнению, при отказе второго , находясь во взлетной конфигурации, не каждый трёх-двигательный самолет вообще сможет перейти в набор с безопасным градиентом при каких-то атмосферных условия и массе. Или вообще оторваться от полосы. Где этот край, когда можно перегонять, а когда нет ? Мутненькая тема... вопросов сильно больше чем в РЛЭ по этому поводу есть информации ?
 
dunch,
я, согласен, что, некорректный привел пример вчера.
Меня очень удивила Ваша мысль о том, что "вчера на досуге посчитал, что вероятность отказа 2 из 3 выше, чем 1 из 2", которую захотелось по-быстрому опровергнуть, бо режет глаз.
 
В смысле мутненькая? РЛЭ, раздел летные характеристики, там всё
Ну покажите тогда в РЛЭ , например, расчет потребной длины впп при изначально неработающем двигателе ? На любом типе , Як-40, Як-42 или Ту-154. Буду благодарен. Надеюсь вы понимаете, что на двух он малость подольше и подальше разгоняться будет ? Только не надо путать это с ситуацией отказа двигателя после скорости принятия решения. Покажите, где именно от момента старта, где 2/3 тяги всего есть изначально.
 
Ну покажите тогда в РЛЭ , например, расчет потребной длины впп при изначально неработающем двигателе ? На любом типе , Як-40, Як-42 или Ту-154. Буду благодарен. Надеюсь вы понимаете, что на двух он малость подольше и подальше разгоняться будет ? Только не надо путать это с ситуацией отказа двигателя после скорости принятия решения. Покажите, где именно от момента старта, где 2/3 тяги всего есть изначально.
Дольше разбегаться чем какой? На трех и с 56,5т? Свободный вес Дешек в районе 22т(керосин+загрузка). 10т керосина, загрузки нет, взлетный 44,5. Возможно керосина брали больше для центровки. Но по любому это был не мах взлетный. У меня РЛЭ нет. Позже поищу в интернете не с телефона. Если склероз не изменяет там есть "Перегонка на двух двигателях".
 
Добрый день! Интересно, сколько секунд разбег максимум у Ан-124 и Ан-225? Вроде почти не бывает, чтобы разбег от страгивания (либо выхода на режим, если взлёт выполняется без остановки на исполнительном) до отрыва длился дольше 1 мин? У большинства ВС обычно 30-35 сек в среднем. Причём разница, к примеру, между Суперджет-100 и Ан-24 почти незаметна: оба типа, в зависимости от условий могут выдать как 25 так и 42 сек. Самые маленькие значения у ВС 4-го класса: DHC-6-400 около 20 сек, Ан-28 где-то 15-17 сек. Ан-2, наверное, за 10 и меньше может разогнаться. Самые большие значения у дальнемагистральных: A330-300 разгоняется обычно не менее 45 сек, чаще всего до 55 достигает. Измерял по видео на Ютубе.
 
там есть "Перегонка на двух двигателях".
Да, действительно , по Як-42 нашёл , 4.28 "Перегон самолета с одним неработающим двигателем" . Там есть и подготовка (как максимальную массу считать для этого случая) и выполнение полёта. Благодарю.

И по Як-40 тоже нашёл, п.4.15. Где были мои глаза и память ? )) Старею... ))
 
Последнее редактирование:
Y.P.
Девятый раздел РЛЭ Ту-154М (9.3) он тоже про перегонку на двух. Выше давали ссылку (не проверял, у меня уже давно где-то скачан был). Там есть графики как раз к тому, что выше было оговорено: начальный набор высоты рассчитан так, будто бы непременно отказывает ещё один двигатель. Получаем только один работающий при двух авторотирующих (тяги не дают).

На Ту-154М, судя по всему, производительность с одним работающим мотором разнится в зависимости от того, какой именно мотор (1,2,3) так как убрать шасси можно не с любым работающем двигателем. Ну это уже детали.

Рис. 9.3.2.15 (если правильно прикинул), тогда с такими условиями:

стандартная атмосфера
аэродром на уровне моря
+15 тепла
только один двигатель работает (двигатель 1 или 2, режим номинал)
на чистом крыле
с убранным на 450 метрах шасси

вес 81,5 тонна

Можно набирать высоту с градиентом 1% (1 метр высоты на 100 метров пути). В других комбинациях ответы другие, понятно. Если он набирать может, то и в горизонте с ещё большим весом пойдёт. Там уже нужно смотреть на какой максимальной высоте он идёт в горизонте на одном.

Возвращаясь к вопросу dunch, бизнес-джет с тремя моторами, с тяговооружённостью примерно как на Ту-154 и не худшей аэродинамикой, должен примерно то же самоё демонстрировать (для своих уже весов).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Да, действительно , по Як-42 нашёл , 4.28 "Перегон самолета с одним неработающим двигателем" . Там есть и подготовка (как максимальную массу считать для этого случая) и выполнение полёта. Благодарю.

И по Як-40 тоже нашёл, п.4.15. Где были мои глаза и память ? )) Старею... ))
Опередили! Я только сейчас добрался до интернета и компа. Да, первая книга, 4,28. Не расстраивайтесь, здесь много таких как мы...)))
 
Пример расчёта для самолёта с тремя двигателями, где вероятность безотказной работы двигателя в полёте равна 0,78:
  • Вероятность отказа одного двигателя — 0,22.
  • Вероятность отказа двух двигателей — 0,22 × 0,78 × 0,78 = 0,176679.
  • Вероятность отказа трёх двигателей — 0,22 × 0,22 × 0,22 × 0,78 = 0,0332216.
Сумма вероятностей всех комбинаций отказов должна быть равна 1
Захотелось немного подробнее, поэтому позвольте мне.
Пусть у нас самолет однодвигательный. Вероятность отказа двигателя 0,01. Значит вероятность благополучно завершить полет 0,99. Тут всё просто.

Теперь возьмем самолет побольше, с двумя такими двигателями. Вероятность отказа двух двигателей 0,01*0,01=0,0001. Уже хорошо, лучше чем на однодвигательном.
Оба двигателя в норме 0,99*0,99=0,9801. Хм, это хуже чем на однодвигательном, если на одном не летит.
А если летит, тогда вероятность успешного полета 1-0,0001=0,9999. Лучше однодвигательного.
Один из двух двигателей отказал, тут считать можно по разному, всё равно получится 0,99*0,01*2=0,0198.
И как справедливо замечено, для контроля можно вероятности всех возможных случаев сложить, получилось 1.

Построим самолет ещё немного больше, с тремя такими двигателями.
Все три отказали 0,01*0,01*0,01=0,000001
Два отказали 0,22*0,22*0,78*3=0,000297
Один отказал 0,22*,078*0,78*3=0,029403
Все три норма 0,78^3=0,970299
Контроль, сумма 1
Какова вероятность благополучно долететь? Это зависит от жадности проектировщиков. Предположим, мы заложили рациональный вариант, на трех и на двух летит, на одном не летит. Тогда вероятность долететь 0,999702. И это немного хуже, чем у двухдвигательного. И чем надежнее двигатель, тем меньше разница. Но зато экономичнее.

Теперь не будем почивать на лаврах, строим самолет ещё больше, с четырьмя двигателями.
Все четыре отказали. 0,01^4=0,00000001
Три отказали. 0,01^3*0,99*4=0,00000396
Два отказали. 0,01^2*0,99^2*6=0,00058806
Один отказал. 0,01*0,99^3*4=0,03881196
Все четыре норма. 0,99^4=0,96059601
И что, будем экономить? Конечно да. На четырех и на трех двигателях летим, а на двух или меньше никуда не летим.
Итого вероятность благополучного полета 0,99940797. Ещё немного хуже, чем у трёхдвигательного. А что, если не экономить, и сделать запас такой, чтобы можно было продолжить полет при отказе двух?
Тогда вероятность успеха 0,99999603 лучше, чем у двухдвигательного.
 
Да, действительно , по Як-42 нашёл , 4.28 "Перегон самолета с одним неработающим двигателем" . Там есть и подготовка (как максимальную массу считать для этого случая) и выполнение полёта.
Участвовал однажды в перегонке Як42 на двух двигателях. Там есть ряд ограничений. Например, полёт выполняется только в светлое время суток, должны отсутствовать условия для обледенения по маршруту итп.
 
Возможно ли где-нибудь найти РКД на серийные лайнеры типа Боинг 747, МакдонелДуглас МД-11 ? Я искал, пока не нашёл. Эти самолёты старые, неужели не было утечек документации, если в стране изготовителя не особо строгий оборот чертежей?
 
Участвовал однажды в перегонке Як42 на двух двигателях. Там есть ряд ограничений. Например, полёт выполняется только в светлое время суток, должны отсутствовать условия для обледенения по маршруту итп.
А какая фактическая дальность полёта у Як-42Д со 120 пассажирами?
 
А какая фактическая дальность полёта у Як-42Д со 120 пассажирами?
Свободный вес Як-42д ~ 22т(керосин+загрузка). Грубо 120 чел.+багаж = 12т. Топливо 10т. 3т навигационный запас(если запасной недалеко). Остаётся 7т на полет. Расход в круговую ~3т/час. Скорость путевая зависит от ветра. Берём среднюю ~650км/час и получаем ~ 1500км.
PS. Перед каждым полетом сначала считают заправку по фактическим условиям, а потом дают предельную загрузку.
И ещё, это под максимальный взлетный 56,5т. Потом его увеличили на тонну, у нас была одна машина 57,5т. Так что ещё можно прибавить 20мин и ~200+км
 
получаем ~ 1500км.
Так что ещё можно прибавить 20мин и ~200+км
Не далеко... Меня удивляло, что в 2000-х они летали из Омска в Баку и Ереван, а там сильно поболее будет. Вряд-ли эти рейсы планировали под пустые самолёты :unsure:
 
Реклама
Назад