Воздушная трасса №18 (Транссиб) в 1970х

avro

Старожил
Текст ниже на основе книги по истории Толмачево, выпущенной в 2007 году.

Возникает три вопроса:

1. Боинг 707 и ДС-8 не проходили напрямую из Азии в Европу?

2. Трасса дана без указания на Новосибирск и ранее есть ссылка на Новосибирск как запасной. Но почему тогда в Толмачево обслужено за 1972 год 21 тысяча капиталистов? Это же посадки видимо на дозаправку минимум раз в неделю, то есть регулярно.

3. Что означает фраза про "заморозку" трассы в 1975 году? Тогда наши в космос с американцами летали, вроде наоборот разрядка была. Может просто АК перешли на другие типы, которые стали летать напрямую? Хотя откуда тогда упоминание про закрытие трассы?

...Следующим [международным] этапом [в Новосибирске] стало подписание начальником ЗСУ ГА Л.А. Ширяевым в сентябре 1969 года плана подготовки аэропорта Толмачево к приему и обслуживанию иностранных самолетов. Такая задача была поставлена управлению министром гражданской авиации Е.Ф. Логиновым. План предусматривал большой блок работы для авиадиспетчеров, включая обучение английскому языку, определение мест стоянок, подготовку помещения зала-кафе, организацию обмена валют и открытие магазина сувениров «Березка». При задержках в сбойных ситуациях пассажиров должен был принять 2й этаж гостиницы аэропорта. «Для изоляции от наших пассажиров изготовить 30 погонных метров раздвижных ширм» - этот момент тоже был указан в плане. Из выступления на партийном собрании в январе 1970 года, на котором обсуждались вопросы обслуживания иностранцев, директора ресторана аэропорта Т.П.Сафроновой: «Следует быть всему коллективу бдительным, вежливым, культурно обслуживать, соблюдать санитарные нормы и личную гигиену». Наземные службы, контактирующие с пассажирами, также начали изучать иностранный язык.

В общем, аэропорт активно готовился к приему гостей из капиталистического лагеря. А вызваны все эти действия были открытием для полета иностранных ВС первой международной воздушной трассы над Сибирью №18 (Москва – ...Сыктывкар – Ханты-Мансийск – Подкаменная Тунгуска... – Хабаровск). Толмачево на данном маршруте был штатным запасным аэродромом, который должен был соответствовать. После первых пробных техпосадок в Толмачево самолетов Boeing 707 AirFrance и DouglasDС-8 JAL и отработки взаимодействия служб открылась штатная эксплуатация воздушной линии. По данным аэропорта, в 1972 году через Толмачево по трассе 18 проследовало 78 рейсов плюс 36 рейсов по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин - Пхеньян. За год в Новосибирске было обслужено 38533 иностранных пассажира, в т.ч. из капиталистических стран – 21404 человек. В то время впервые обсуждался вопрос придания аэропорту полного международного статуса с границей и таможней. Но вопрос был закрыт в 1975 году одновременно с «заморозкой» трассы №18, связывающий капстраны Европы и Азии.

OVB-MVL-1975.jpg
 
Реклама
1. Боинг 707 и ДС-8 не проходили напрямую из Азии в Европу?
Нет. Требовалась промпосадка. Делали в Москве. Без посадки могли более поздние самолеты: B747-200, DC10-30ER, B767-200/300.
2. Трасса дана без указания на Новосибирск и ранее есть ссылка на Новосибирск как запасной. Но почему тогда в Толмачево обслужено за 1972 год 21 тысяча капиталистов? Это же посадки видимо на дозаправку минимум раз в неделю, то есть регулярно.
Скорей всего, дозаправка.
3. Что означает фраза про "заморозку" трассы в 1975 году? Тогда наши в космос с американцами летали, вроде наоборот разрядка была. Может просто АК перешли на другие типы, которые стали летать напрямую? Хотя откуда тогда упоминание про закрытие трассы?
Никто её не замораживал. И типы в 1975 году оставались те же. 747 появился на этой трассе в 1981 году, ДС10 - в 1984 г, 767 - в 1987 г.
ВС первой международной воздушной трассы над Сибирью №18 (Москва – ...Сыктывкар – Ханты-Мансийск – Подкаменная Тунгуска... – Хабаровск).
А полностью эта трасса известна? :rolleyes:
 
Aleck, спасибо! Выходит, что "заморозка"(в версии Толмачево) пока остается тайной. Я вижу два момента:

1. Явных политических причин для "заморозки" не было в 1975 году. Они могли появиться позднее.

2. Но раз использовано такое объяснение, значит, поток сильно сократился. Интересна причина. На вскидку - могли изменить пункт дозаправки (та же Москва). Т.к. Новосибирск заставлял большой сход с прямой трассы делать.

Есть у меня желание по теме иностранцев встретиться с дамой из перевозок ОВБ примерно того времени.

Вся трасса в толмачевской книге прописана так: Шереметьево - Рыбинск - Вологда - Котлас - Сыктывкар - Ханты - П.Тунгуска - Витим - Экимчан - Троицкое - Хабаровск. И далее вроде как цитируется какой-то документ: "Начать полеты предписывалось в 1970 году с обязательными посадками в Москве и Хабаровске".

Кстати, 747 почему так поздно на эту трассу вышел? Через 10 лет после начала эксплуатации.
 
Кстати, 747 почему так поздно на эту трассу вышел? Через 10 лет после начала эксплуатации.
Условие со стороны СССР было - обязательная посадка на территории СССР. Его отменили только в 1988 году.
А до 1980 года ни один советский аэропорт 747 не принимал.
значит, поток сильно сократился.
Если судить по расписаниям, пассажиропоток на транссибе рос год от года и никаких спадов.
 
Aleck, МВЛ-поток через Толмачево имеется в виду. Причина снижения которого не совсем понятна.
 
Последнее редактирование:
Проясняется причина большого количества иностранцев в Толмачево на транзите. Частично это были пассажиры с Пекина, Пхеньяна на запад и обратно. Но интересно, кто же бы капиталистическим пассажиром.

Ветераны (техники, перевозки, навигация) не помнят регулярных посадок бортов из капстран. Новая версия - это были иностранцы, перевозимые рейсами "Аэрофлота". Могли возить на Байкал, могли дальше на Дальний Восток. Группы от 5 до 25 человек примерно были.

Надо в историю "Интуриста" залазить.

...Дали контакт бывшего начальника межсектора в советское время... [встреча так и не состоялась - 2017]
 
Последнее редактирование:
Назад