Взрыв в аэропорту Домодедово 24-01-2011

Такая информация должна быть публичной.
Ну да, это как камеры на всех ментов понавешать (была такая ветка). Нет, не должна, потому-что работа по таким делам идет годами, и раскрывать служебную информацию раньше срока - нельзя.
 
раскрывать служебную информацию

Никто и не просит раскрывать детали. Просто факт: в аэропорту доблестные сотрудники САБ предотвратили теракт. Или 25 терактов за год. Просто статистику. По раскрытым преступлениям тоже никто не публикует служебную информацию.
 
Пресненский суд Москвы во вторник отклонил иск Елены Криволуцкой, требовавшей 50 млн рублей с аэропорта Домодедово в качестве компенсации за сломанную жизнь в результате теракта, произошедшего в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года.

Оказавшись в эпицентре взрыва, Елена Криволуцкая перенесла несколько сложных операций и получила вторую группу инвалидности. По словам ее адвоката Игоря Трунова, Криволуцкая до сих пор проходит лечение и не может самостоятельно свободно передвигаться. Кроме того, на ее иждивении находилась дочь — инвалид детства и мать — инвалид второй группы.

В результате теракта в зале прилетов «Домодедово» погибли 37 и пострадали 172 человека, среди которых россияне и иностранцы.

Суд по делу о теракте еще продолжается. На скамье подсудимых находятся братья Ислам и Илез Яндиевы, Ахмед Евлоев и Башир Хамхоев, которые обвиняются в организации теракта. Смертник Магомед Евлоев, который привел бомбу в действие, погиб при взрыве.

Многие пострадавшие и родственники погибших в своих показаниях на суде обвинили в происшедшем руководство и сотрудников аэропорта. Всего гражданские иски на сумму более 100 миллионов рублей к аэропорту подали 11 потерпевших.
http://www.ntv.ru/novosti/650577/
 
Последнее редактирование:
Доказательства, собранные Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации, признаны судом достаточными для вынесения приговора Исламу и Илезу Яндиевым, Баширу Хамхоеву и Ахмеду Евлоеву. В зависимости от роли каждого они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 209, п. «б» ч. 3 ст. 205, п.п. «а, д, е, ж, з, л» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п.п. «а, д, е, ж, з, л» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 223 УК РФ (участие в преступном сообществе, бандитизм, террористический акт, убийство, незаконный оборот оружия, незаконное изготовление оружия).

24 января 2011 года около 16 часов 30 минут в зоне прилетов иностранных авиалиний в международном аэропорту «Домодедово» 21-летний Магомед Евлоев привел в действие размещенное на его поясе самодельное взрывное устройство. В результате взрыва погибли 37 и получили телесные повреждения различной степени тяжести 172 гражданина России и иностранных государств.

Устанавливая обстоятельства теракта в аэропорту «Домодедово», следствие ставило цель раскрыть не только это преступление, но и обезвредить банду, которая за этим стоит. Уже спустя трое суток была установлена личность исполнителя теракта. Через неделю был задержан первый соучастник этого преступления, и около двух месяцев понадобилось следователям и оперативным сотрудникам ФСБ, чтобы задержать других подозреваемых. Установлено, что террористический акт был организован лидером преступной организации «Имарат Кавказ» Доку Умаровым, в подчинении которого находилась банда под руководством Аслана Бютукаева, подготовившая к совершению самоподрыва Магомеда Евлоева. В это же время в ходе совместной операции силовых ведомств в 2011 году был уничтожен и лагерь этой банды, расположенный в лесу на территории Ингушетии. Таким образом, большая часть участников банды была ликвидирована, другие же привлечены к уголовной ответственности.

Для доказывания их вины следователями проделан колоссальный объем работы. Одних только экспертиз проведено более 600. В их числе лингвистические, психолого-психиатрические, фотопортретные, взрыво-технические, биологические, а также судебно-медицинские экспертизы. В итоге следователи в деталях установили роль каждого из четверых обвиняемых в подготовке теракта.

Участники банды Башир Хамхоев и Ахмед Евлоев сопровождали исполнителя теракта Магомеда Евлоева по территории Ингушетии, представили ему жилье для проживания в течение нескольких дней, обеспечили пищей, приобрели для него одежду и обувь, осуществили обмен долларов США на российские рубли, обеспечили проездными документами, паспортом, на автомобиле доставили Евлоева до автовокзала в городе Назрани и обеспечили безопасную для него посадку в автобус. Братья Яндиевы встретили Евлоева в Москве. Они приобрели необходимые автотранспорт и средства связи, обеспечили проведение разведки в месте планируемого взрыва, поиск и аренду в городе Москве квартиры для проживания террористов-смертников и хранения СВУ, приобрели для участников банды обмундирование и иные предметы. Установлено также, что Ислам Яндиев осуществил приготовление к совершению еще одного теракта на территории города Москвы, который должен был быть совершен весной 2011 года.

В настоящее время силами ФСБ и МВД России продолжается проведение активных мероприятий по обнаружению и задержанию Доку Умарова, Аслана Бютукаева, а также иных лиц, объявленных в розыск по этому уголовному делу.

Приговором суда Баширу Хамхоеву, а также братьям Илезу и Исламу Яндиевым назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы. Ахмед Евлоеву назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы.
http://sledcom.ru/actual/363681/
 
МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Верховный суд России признал законным приговор по делу о теракте в аэропорту Домодедово в январе 2011 года, передает корреспондент ТАСС. Приговор вступил в силу.
Мособлсуд ранее приговорил к пожизненному лишению свободы троих обвиняемых в организации теракта в аэропорту - Ислама Яндиева, Илеза Яндиева и Башира Хамхоева, еще один фигурант дела - Ахмед Евлоев приговорен к 10 годам заключения. Суд установил их причастность к перевозке террориста-смертника и участие в бандформированиях.
http://itar-tass.com/proisshestviya/1601653

МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости. Следствие после теракта в столичном аэропорту "Домодедово" в 2011 году до сих пор не может найти собственников авиагавани, заявил в понедельник председатель СК РФ Александр Бастрыкин.
"После того как там произошла трагедия, мы до сих пор не можем найти виновника, в смысле, собственника этого аэропорта. Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники", — сказал он, выступая на международной конференции в Москве.
http://ria.ru/incidents/20141124/1034809574.html
 
Есть предложение к модератору переименовать тему на "В 2011 году в аэропорту Домодедово произошел взрыв", дабы общественность не будоражилась при появлении сообщений в этой теме...
 
Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главы Российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрея Данилова, бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса «Домодедово». Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Следствие полагает, что действия указанных лиц повлекли увеличение степени уязвимости аэропорта и оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности. Это привело к тому, что в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта «Домодедово» со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв. В результате погибли 37 человек, более 170-ти причинен вред здоровью различной степени тяжести.

Исполнители и соучастники теракта уже понесли заслуженное наказание. Они приговорены к пожизненным и длительным срокам лишения свободы.

В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления. В рамках уголовного дела следствием проверяется информация о том, что в число фактических владельцев аэровокзального комплекса входят Дмитрий Каменщик и Валерий Коган, состоящие в должности консультантов.
http://sledcom.ru/news/item/935057/?type=news&more_link=1

Следователь ГСУ СКР Сергей Дубинский вынес постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) в отношении бывшего главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова и экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова. Кроме того, по делу проходят "неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса международного аэропорта Домодедово". Впрочем, официальный представитель СКР Владимир Маркин уже дал понять, что речь идет о Дмитрии Каменщике и Валерии Когане, состоящих в должности консультантов. По данным "Ъ", они являются консультантами зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited.

В постановлении следователя отмечается, что в целях обеспечения безопасности и предотвращения терактов еще в 2007 году была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс". В соответствии с ней входящие в здание аэровокзалов должны проходить через рамки стандартных металлоискателей, а в случае необходимости подвергаться досмотру с применением ручного металлоискателя с вызовом на мероприятие сотрудника ЛУВД. Помимо досмотра сотрудники службы авиационной безопасности, согласно той же технологии, должны выявлять пассажиров из так называемой группы риска (выходцев из арабских стран, а также уроженцев Средней Азии и Северного Кавказа) и проводить с ними собеседования, для того чтобы выяснить цели их прибытия в аэропорты.

Досмотровые и собеседовательные мероприятия, констатирует следствие, привели к образованию очередей на входах в аэропорты. Избежать возникших проблем, считает следствие, можно было за счет реконструкции аэровокзальных комплексов с увеличением количества входов в них и одновременного увеличения групп сотрудников авиационной безопасности, работавших на входах, то есть за счет дополнительных расходов. Однако, по версии следствия, "фактические владельцы" Домодедово пошли по другому пути, решив минимизировать затраты на безопасность. В результате в 2009-2010 годах владельцами и их подчиненными Тришиной, Даниловым и Некрасовым была разработана и введена в действие новая технология досмотра в Домодедово, которой сокращалось нахождение людей в очередях на входах в аэровокзальный комплекс "путем уменьшения действий, непосредственно связанных с контролем и досмотром входящих". В соответствии с ней на каждом входе в аэропорт находился лишь один сотрудник службы авиационной безопасности, который с помощью интроскопа досматривал багаж и личные вещи входящих. При этом через рамки металлоискателей самих пассажиров, как считает следствие, не пропускали, а тем более не разговаривали с теми из них, кто относился к группе риска. Досмотры, как предполагает следствие, проводились выборочно по требованиям сотрудников ЛУВД.

Все это, считает следствие, позволило сократить очереди, но при этом увеличило вероятность проноса взрывчатки. 24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев, минуя рамку металлоискателя, беспрепятственно, как установило следствие, прошел в здание аэровокзала, имея под одеждой мощную бомбу. В результате самоподрыва смертника погибли 37 человек, а еще более 170 получили ранения различной степени тяжести. Согласно выводам взрывотехнической экспертизы, отмечает следствие, СВУ у Евлоева было бы обнаружено металлоискателем.

По данным "Ъ", основанием для нового расследования послужили материалы другого уголовного дела, возбужденного еще в 2011 году о неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 УК РФ). Его фигурантами помимо менеджеров Домодедово являлись бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД "Домодедово" Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. Однако это расследование было прекращено самим СКР за отсутствием состава преступления в действиях фигурантов.

Одним из оснований для этого, по данным "Ъ", послужило решение арбитражного суда Московской области, которое имеет определенное преюдиционное значение и для нового расследования. Тогда суд, рассмотрев иск структур, входящих в Домодедово, установил необоснованность требования Ространснадзора о незамедлительном принятии мер по обеспечению стопроцентного досмотра всех лиц на входах в здание аэровокзального комплекса аэропорта после теракта, совершенного в январе 2011 года. Суд установил, что действующее на момент теракта законодательство не требовало такого досмотра. С тех пор законодательство на этот счет не изменилось, тем не менее всех посетителей аэропортов пропускают через рамки металлодетекторов. В пресс-службе аэропорта Домодедово на запрос "Ъ" вчера не ответили.

Следует отметить, что владельцев Домодедово и бывших топ-менеджеров аэропорта фактически поддержало и правительство РФ. Отвечая на вопросы ЕСПЧ, принявшего к рассмотрению иск, поданный Еленой Криволуцкой, ставшей инвалидом-колясочником в результате теракта в Домодедово, власти, в частности, указали, что "действия террористов являются в целом непредсказуемыми", поэтому правительства не всегда могут эффективно им противостоять. В иске заявительницы было указано, что вход в аэровокзал не был оборудован досмотровыми рамками, а также не проводилась "полная личная проверка лиц, входящих в него". Сославшись на теракт 2007 года в аэропорту Глазго, в который злоумышленники въехали на автомобиле с баллонами, наполненными пропаном, правительство РФ отметило, что данный пример показывает: "любые предупредительные меры на входе становятся полностью бесполезными, если террористы приняли решение осуществить террористический акт". Кроме того, отмечается в ответе, полный личный контроль при входе в аэровокзал не требуется ни по действующему международному законодательству, ни, соответственно, по нормативным актам РФ.

Само же правительство считает утверждение заявителя об отсутствии или недостаточности защитных мер в Домодедово некорректным и необоснованным, указав, в частности, что именно в этом аэропорту после событий 2004 года (оттуда вылетели два самолета с террористками, взорвавшими бомбы в воздухе.— "Ъ") были установлены первые устройства для сканирования тела человека как на внутренних, так и международных рейсах.
http://kommersant.ru/doc/2743991
 
Последнее редактирование:
Вот каких стрелочников то отыскали.....В ГСУ этом
работают,мягко говоря,странные товаристчи....
 
Московский аэропорт Домодедово предполагает, что есть недоразумение с квалификацией уголовного дела: в соответствии с комментариями к Уголовному кодексу РФ и определением Конституционного суда РФ от 15 ноября 2007 года статья 238 УК РФ применяется, когда само пользование услугой является опасным для потребителя этой услуги, и вред наступает именно вследствие пользования этой опасной услугой. Между тем, имеется преюдициальное решение Мособлсуда от 11 ноября 2013 года, согласно которому смерть людей наступила по причине умышленных преступных действий террористов.

Решениями судов общей юрисдикции и актами арбитражных судов в 2011—2013 гг. установлено, что система безопасности в аэропорту Домодедово соответствовала требованиям законодательства, действовавшего во время совершения террористического акта. Во всех случаях решения вступили в законную силу.

Судами зафиксировано, что на момент осуществления теракта отсутствовали нормативные требования по обеспечению транспортной безопасности, а соответствующий Приказ Минтранса №40 был принят только 8 февраля 2011 года.

Установленные судами факты имеют преюдициальное значение в рамках уголовного процесса и должны в соответствии со статьей 90 Уголовно-процессуального кодекса РФ признаваться прокуратурой и следствием без дополнительной проверки.

Формулировка статьи 238 УК РФ предусматривает ответственность за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Представляется, что неустановленные требования невозможно и нарушить.

Поскольку судами установлено, что аэропорт не уклонялся от выполнения требований законодательства, а теракт был организован террористами, причинно-следственной связи между действиями сотрудников аэропорта и произошедшей трагедией нет.

Сама диспозиция статьи 238 УК РФ об оказании опасной услуги, по которой возбуждено уголовное дело, кажется неприменимой к данной ситуации: на момент совершения теракта аэропорт Домодедово не оказывал услуги по досмотру посетителей на входе в пассажирский терминал. Ответственность за такой досмотр была возложена на аэропорт только в 2014 году, после внесения изменений в закон о транспортной безопасности.

Терроризм — глобальная проблема, для решения которой требуются усилия всех сторон. Следственный комитет РФ — уполномоченный орган для проведения расследований, и Московский аэропорт Домодедово видит своей задачей оказание следствию необходимого содействия.
http://www.dme.ru/ru/main/news/press_rel/?ID=4240
 
А вот это верно...Только интересная и странная,мягко говоря,подробность
Закон о транспортной безопасности не является законом об оказании каких то услуг Какая либо ответственность за досмотр граждан на входах в аэровокзал(мор.вокзал,ж/д вокзал,речной вокзал,вокзал авто и метрополитен)-ОТИ, может быть возложена на администрацию в рамках этого закона на основании постановления гос.органов власти по шкале террористической опасности и на определенный срок....
Сей момент в Домодедово(как и во всех аэропортах страны) авиапассажиры ценой авиабилетов своих(определенный процент,разумеется) оплачивают услугу(?!) шмона на входе в здание аэровокзала не только для себя а и для прочего люда-встречающих,провожающих,праздно шатающихся граждан,работников терминала и пр.... Прелестно.....
 
Московский аэропорт Домодедово подчеркивает свою полную заинтересованность в объективном расследовании обстоятельств террористического акта, произошедшего 24 января 2011 года.

Стоит еще раз обратить внимание, что имеется преюдициальное решение Мособлсуда от 11 ноября 2013 года, согласно которому смерть людей наступила по причине умышленных преступных действий террористов.

Судебными актами установлено, что система безопасности в аэропорту Домодедово соответствовала требованиям законодательства, действовавшего во время совершения террористического акта.

Согласно вступившему в законную силу решению Пресненского суда, отсутствуют основания для возложения на аэропорт ответственности по возмещению вреда здоровью на основании ст. 1079 ГК РФ. Иными словами, аэропорт не должен нести материальной ответственности за вред, который был причинен в результате преступных действий террористов.

Московский аэропорт Домодедово и впредь будет следовать позиции полного выполнения требований законодательства.
http://www.dme.ru/ru/main/news/press_rel/?ID=4262
 
Следствие даже не допускает, что террористу Евлоеву, имеющему под одеждой мощную бомбу, в это случае даже не нужно было в аэровокзал проходить, а подорвать себя в скоплении людей на досмотре при входе? Так бы он еще больше людей положил.

А вот и свежие новости, не прошло и пяти лет, и уже серьезные успехи:
Блестящая работа, СКР! Бурные аплодисменты! Теперь вы заплатите за все, подлые собственники, а особенно за то, что отказались по-добру продать аэропорт за копейки, когда вам предлагали. И именно поэтому у вас из-за террориста погибли люди, и ждет вас теперь уголовная ответственность.
 
Автор статьи в корне,в сути права... Вот эта картинка интересная ...Где ее,эту картинку это издание взяло ? http://www3.vz.ru/infographics/2011/1/26/464012.html Остается только понять какой нормативно-правовой акт Законодательства РФ эта картинка иллюстрирует
 
Совершенно верно .Эта картинка вообще не понятно к чему,к кому имеет отношение...Я пытался выяснить у этого издания(где эта картинка) к чему она,картинка имеет отношение,не получилось...Подозреваю что сей опус этого издания-в теме "Домодедово" ....
 
"Ъ" стали известны обстоятельства прекращения Следственным комитетом РФ громкого уголовного дела о неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 УК РФ), возбужденного в связи с терактом в 2011 году в аэропорту Домодедово. Его фигурантами являлись четверо топ-менеджеров коммерческих структур аэропорта и столько же милицейских начальников. После 53 месяцев расследования СКР установил, что в их действиях отсутствует состав преступления. Из материалов расследования, имеющихся в распоряжении "Ъ", следует, что взрыв смертника в Домодедово можно было бы предотвратить, если бы правоохранительные органы отреагировали повышенными мерами безопасности на подготовку другого теракта с использованием "живых бомб" — на Красной площади.

Постановление о прекращении уголовного дела следователь по особо важным делам ГСУ СКР Сергей Дубинский вынес еще 24 августа, однако фигуранты расследования узнали об этом только недавно. Из документа следует, что в действиях бывших начальника управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрея Алексеева, экс-руководителя ЛУВД "Домодедово" Александра Трушанина, его заместителей Александра Будцова и Александра Дегтярева отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263-1 УК РФ. Аналогичное решение следователь вынес по уголовному преследованию директора российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Limited Игоря Борисова; его заместителя Вячеслава Некрасова; управляющего директора, отвечающего за безопасность аэропорта, ЗАО "Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово" Андрея Данилова и начальника службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолия Моисеева.

Однако, как следует из постановления следователя, "по результатам исследования коммерческой деятельности юридических лиц, оказывающих услуги в области гражданской авиации в международном аэропорту Домодедово, были установлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков совершения другого преступления — предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК".

Эти материалы были выделены в отдельное производство, и по ним возбуждено уголовное дело по факту выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц (подробно о нем "Ъ" рассказывал 8 и 9 июня).

Мерам безопасности не хватило документов

По данным "Ъ", основанием для расследования деятельности милиционеров и менеджеров "Домодедово" послужил рапорт старшего следователя по особо важным делам при председателе СКР Зигмунда Ложиса, разбиравшегося в обстоятельствах теракта, совершенного в аэропорту в январе 2011 года смертником Магомедом Евлоевым. Генерал-майор юстиции Ложис установил, что группа террористов решила устроить взрыв в зале прилета международных рейсов "с учетом международного" статуса самого аэропорта и по результатам проведенной в нем "разведки", которая показала, что сотрудниками МВД и службы авиационной безопасности (САБ) на тот момент не осуществлялся стопроцентный досмотр всех посетителей аэровокзального комплекса. В результате в 15 часов 24 минуты 24 января Магомед Евлоев, на теле которого была закреплена осколочно-фугасная бомба, изготовленная на основе гексогена и алюминиевой пудры, беспрепятственно прошел в зал. Там, "выбрав место наибольшего скопления людей по траектории распространения взрывной волны и поражающих элементов", он в 16:30 привел СВУ в действие. В результате 37 человек погибли, а еще 172 получили ранения различной степени тяжести. Кроме того, согласно выводам следствия, теракт "повлек наступление иных тяжких последствий": возникновение среди населения паники и страха, а также длительное нарушение в работе транспортного предприятия.

В ходе расследования дела уже о неисполнении требований транспортной безопасности, которое возбудили коллеги генерала Ложиса по СКР, выяснилось, что основополагающие документы, в соответствии с которыми на угрозы терактов необходимо было должным образом реагировать авиаперевозчикам, а также сотрудникам аэровокзальных комплексов, включая САБ, на момент совершения теракта Минтрансом РФ разработаны не были. А изучение следствием приказов по линии МВД, в том числе о взаимодействии САБ и милиции, показало, что нормативные акты "не определяли систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры" для их защиты от преступных посягательств.

Оказалось, что досмотровое оборудование, находящееся на балансе ЛУВД аэропорта Домодедово, в том числе предназначенное для обнаружения взрывчатых веществ, "имеет просроченный гарантийный срок". На момент теракта комплект для экспресс-анализа проб на наличие взрывчатых веществ "Вираж-ВВ" находился в нерабочем состоянии; StreetLab — портативная система идентификации веществ, использующая лазерную технологию, была неоткалибрована, а большая часть другого досмотрового оборудования не использовалась более трех лет в связи с отсутствием расходных материалов. При этом сотрудники ЛУВД пользовались аппаратурой, принадлежащей "Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово", которая, согласно выводам экспертов, находилась в исправном состоянии.

На допросах руководители и сотрудники ЛУВД дали показания о том, что стопроцентный досмотр посетителей аэровокзального комплекса осуществлялся, только когда из-за угрозы терактов милиция переводилась на усиленный режим несения службы. В обычные дни на входе в комплекс досматривалось не более 2% пассажиров. В основном это были граждане, которые "визуально" вызывали подозрения у стражей порядка и сотрудников САБ.

Как следует из материалов дела, следствие разбиралось, почему в аэропорту Домодедово не были введены повышенные меры безопасности, хотя менее чем за месяц до теракта, 31 декабря 2010 года, в коттедже на улице Головачева в Москве произошел самоподрыв террористки-смертницы. Ею оказалась Завжат Даудова — жена одного из лидеров дагестанского бандподполья Ибрагимхалила Даудова. В Москву по его заданию Завжат отправилась с Зейнаб Суюновой. Они должны были совершить двойной теракт во время массовых гуляний на Красной площади в ночь на 1 января 2011 года. Однако бомба, уже закрепленная на Завжат Даудовой, взорвалась из-за неаккуратного с ней обращения. Зейнаб Суюнова, не пострадавшая при взрыве, уехала из Москвы, но уже 2 января ее задержали и вернули в столицу. С учетом активного сотрудничества со следствием она по приговору Мосгорсуда получила десятилетний срок.

Из допросов сотрудников ФСБ, МВД и СКР, участвовавших в этом расследовании, выходит, что на первоначальном этапе у них не было оснований, чтобы квалифицировать происшедшее в коттедже как подготовку к теракту (ст. 30 и ст. 205 УК РФ), поэтому 1 января дело было возбуждено по ст. 222 и ст. 109 (незаконный оборот взрывчатки и причинение смерти по неосторожности) УК РФ. Однако уже через три дня, когда была допрошена Зейнаб Суюнова и получены первые результаты экспертиз, террористическая версия стала основной по делу, которое переквалифицировали на ст. 205 УК РФ.

Несмотря на это, отмечается в деле, в январе 2011 года каких-либо специальных контртеррористических режимов либо повышенных мер безопасности в Москве не вводилось, а милиция несла службу в обычном режиме. Следствию это обстоятельство показалось странным, так как за семь месяцев до этого, 29 марта 2010 года, после взрывов смертниц в вагонах метро на станциях "Лубянка" и "Парк культуры", в Москве и Подмосковье был введен план "Эдельвейс", в соответствии с которым в том числе проводился стопроцентный досмотр пассажиров аэропортов. По приказу главы МВД, план "Эдельвейс", предусматривающий усиленный вариант несения службы, объявляется при совершении терактов или угрозе их совершения. Соответствующее распоряжение помимо главы МВД может быть отдано его заместителем, а также руководством ФСБ. Однако в ходе расследования терактов на улице Головачева и в Домодедово было установлено, что их совершили разные преступные группы, хотя и по "сходным мотивам". Таким образом, как полагают в СКР, теракты не были связаны между собой, а следовательно, отсутствовали и основания для введения спецрежимов в столице после первого взрыва. "Нарушений законодательства должностными лицами, компетентными принимать такого рода решения, допущено не было",— говорится в материалах расследования.

Потерпевших готовят к оплате

Отметим, что еще до прекращения дела по ч. 3 ст. 263-1 УК РФ СКР отменил постановление о признании в качестве потерпевших по нему физических и юридических лиц, пострадавших от теракта 24 января, и родственников погибших в нем людей. Как сказано в постановлении, произошло это потому, что "отсутствует причинение вреда в результате действий должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности". К тому же все бывшие потерпевшие были признаны ими по делу о самом теракте и, как сказано в решении следователя, могли в полном объеме реализовать свои процессуальные права. 11 ноября 2013 года Московский областной суд вынес приговор пособникам террориста Магомеда Евлоева. Ислам Яндиев, Башир Хамхоев и Илез Яндиев получили пожизненные сроки, а младший брат исполнителя, Ахмед Евлоев, был приговорен к десяти годам колонии. Суд также постановил взыскать с осужденных более 8 млн руб. в пользу потерпевших.

Выступая недавно в МГУ, председатель СКР Александр Бастрыкин, по данным "Интерфакса", сказал, что не видит смысла в привлечении собственников аэропорта Домодедово к уголовной ответственности (по ст. 238 УК РФ.— "Ъ"). Однако считает, что они должны расплатиться с пострадавшими от теракта: "Не надо, чтобы вы садились в тюрьму, это лишняя нагрузка на бюджет. Заплатите людям деньги, как это принято в США. Сколько в США стоит жизнь главы семьи, пострадавшего в авиакатастрофе,— $5 млн..."

Кстати, позиция господина Бастрыкина в данном случае полностью совпадает с требованиями пострадавшей от теракта Елены Криволуцкой, которая пыталась отсудить €1 млн в качестве компенсации морального ущерба у структур Домодедово. Иск в российских судах она проиграла, после чего обратилась в Европейский суд по правам человека. В ответе, направленном на вопросы ЕСПЧ замминистра юстиции Георгием Матюшкиным в сентябре этого года, сообщается, что "ни внутренним законодательством РФ, ни применяемыми международными нормами не предусмотрен обязательный тотальный личный досмотр на входах в терминал аэропорта". По его словам, сообщение заявителя о предполагаемых нарушениях со стороны аэропорта (в области обеспечения безопасности.— "Ъ") не относится к компетенции ЕСПЧ. А кроме того, отмечается в документе, гражданский иск потерпевшей следует подавать к ответственным за теракт (госпожа Криволуцкая считает, что осужденные неплатежеспособны.— "Ъ"), а "не против тех, кто располагает средствами для выплаты компенсации".
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2865638
 
Обычно после слов о снижении нагрузки или сокращении проверок увеличивается нагрузка и число проверок. Так и тут. Усыпить бдительность и действовать!