«Зебра» на передней кромке крыла с-та Ан 24, Ан 26

Георгий Романов

Москва
11 февраля 2019 года исполнилось 45 лет от начала лётной эксплуатации покрытия типа «Зебра» на передней кромке крыла с-та Ан 24, Ан 26, а далее и на других типах самолётов. Это явление стало возможным благодаря одному лишь слову –ХОРОШО, Алексея Ивановича Семенкова, вечная ему память и благодарность, который в качестве Председателя комиссии инспектировал в 1974 году Восточно-Сибирское управление ГА, 134 л/о, и пред которым автор непреднамеренно оказался, получив от него ответ на свой довод. Как оказалось в нужном месте и в нужное время. Первоначальный размер покрытия претерпел некоторые изменения, последний вид его на фотографиях. Может быть, история рацпредложения, внедрённого вопреки отказу КБ Антонова, но поддержанного затем ГОС НИИ ГА, будет возможно, интересна посетителям авиа форума.
659860
659861
 
Последнее редактирование:
Реклама
Помогает увидеть эффективность срабатывания противообледенительной системы крыла и стабилизатора, что важно для определения допустимой предпосадочной конфигурации самолёта. Лёд сброшен - закрылки 38 градусов, если нет - угол выпуска 10 градусов.
 
Лёд на чёрном фоне более нагляден для визуального определения обледенения.
 
Последнее редактирование:
11 февраля 2019 года исполнилось 45 лет от начала лётной эксплуатации покрытия типа «Зебра» на передней кромке крыла с-та Ан 24, Ан 26, а далее и на других типах самолётов.
=============================
Простите , может только в Восточно-Сибирском Управлении ? Я работал на Ан-24 в ЗСУ ГА с 1977 по 1985 г. , честно говорю- не помню этого нововведения.
 
Иркутск, Новосибирск, Улан- Удэ, Мирный, Улан- Батор и далее ...
 
Ни в РЛЭ, ни в документации по технической эксплуатации Ан-24 нет упоминаний о наличии и использовании этих полосок. Многие полевые инспектора любят делать замечания об отсутствии этой "зебры" на передней кромке крыла Ан-24, но ссылок на нормативные документы привести не могут. Может хоть какой-то документ о наличии и порядке применения этих полосок кто-нибудь приведет? Кроме внутренних документов компании.
 
Ни в РЛЭ, ни в документации по технической эксплуатации Ан-24 нет упоминаний о наличии и использовании этих полосок. Многие полевые инспектора любят делать замечания об отсутствии этой "зебры" на передней кромке крыла Ан-24, но ссылок на нормативные документы привести не могут. Может хоть какой-то документ о наличии и порядке применения этих полосок кто-нибудь приведет? Кроме внутренних документов компании.
============
Критическим на Ан-24 считалось обледенение стабилизатора на заходе,приводящем к "клевку" с закрылками 38. И,если днём заметить можно было визуально,то ночью для осмотра стабилизатора в заднем багажнике слева по полету была оборудована фара,световой поток которой фиксировался на переднюю кромку стабилизатора. На заходе в условиях ,предполагающих обледенение ,б.мех. по команде командира ,кратковременно покидал свое рабочее место и через иллюминатор в хвостовой части фюзеляжа при включенной фаре убеждался в отсутствии/ наличии обледенения стабилизатора.Может даже и 2 п. ,честно говоря подзабыл.
В зависимости от состояния кромки,принималось решение о заходе с закрылками 38 или 10.
Особенностью захода с закрылками 10 была повышенная скорость на глиссаде- порядка 270 км.час ,чем ,впрочем,экипажи " злоупотребляли" в болтанку или выполняя просьбу диспетчера увеличить скорость ,чтобы сохранить интервал ,если позади был более скоростной тип.
А вот по " зебре" ,полагаю,было " ноу- хау" местного масштаба.Впрочем,полезность не отвергаю,разве что приводило к расходу краски и кисточек для поддержания в рабочем состоянии.)
 
В полезности этих полосок в единичных редчайших случаях не сомневаюсь. Но применение этих полосок в документах гражданской авиации не упоминается (по крайней мере в действующих документах для эксплуатации Ан-24). И раздражает, когда "умный" инспектор или другой проверяющий требует наличие этих полосок, аргументируя, что на соседнем самолете эти полоски есть.
 
В принципе,днём кромку крыльев вполне можно обозревать с рабочего места командира и второго пилота.Ночью,да - проблематично. Поэтому и оборудовали фару для контроля состояния кромки стабилизатора. Допускаю,что " зебра" по кромке стабилизатора увеличивает информативность.
 
Реклама
На наших самолетах (в госавиации) "зебра" нарисована и на крыле и на стабилизаторе. Еще черной краской выведены носки обтекателя винтов. Мы в Сибири летаем. Но когда делали КВР в Ростове-на-Дону, нам эту зебру не нарисовали. Потом наши техники своими силами нанесли эти зебры. Это действительно удобно, хорошо видно наличие обледенения. Ночью конечно хуже. Я купил себе карманный мощный фонарик и при ночных полетах подсвечивал им переднюю кромку крыла и обтекатель винта. Ну а стабилизатор подсвечивали штатной фарой.

И указаний по этим "зебрам" мы тоже не получали. Однако как-то это все пошло испокон веков от более старших к нам...
 
Ни в РЛЭ, ни в документации по технической эксплуатации Ан-24 нет упоминаний о наличии и использовании этих полосок. Многие полевые инспектора любят делать замечания об отсутствии этой "зебры" на передней кромке крыла Ан-24, но ссылок на нормативные документы привести не могут. Может хоть какой-то документ о наличии и порядке применения этих полосок кто-нибудь приведет? Кроме внутренних документов компании.
Известны два документа, затем пошла - как русская народная песня, исполнялась сразу после прилёта на базу после рембазы.

1975 г..jpg


1974 г..jpg
 
Последнее редактирование:
Назад