Истории мыса Тык

А дети спрашивали мам, что это было? Те отвечали, что это, наверное, черт с рогами. Уж больно майор в черной форме напоминал его.
Да ладно, судя по вашим рассказам к этим детям свои черти регулярно домой со службы приходили :)
 
Реклама
Plinker, дорогой, не переживай, я еще напишу. А с Seagull_JL мы старые друзья и я на него не обижаюсь. Ну что делать, если наша авиационная братия, действительно такой была. За что мы их и любим. Идеальной статуей из непорочного белого мрамора мы любуемся, а любим Машку с прыщом на носу.Удачи вам, парни! И заходите почаще.
 
Александр Шипицын, Да я так, шутя:) Спасибо за интересные рассказы.
 
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ОТПУСКА

Александр Шипицын

Самое тяжелое, в службе на Дальнем Востоке, это возвращение из отпуска. Два месяца в раю закончились и впереди десять месяцев службы, не в райских кущах. Когда летишь на запад, семь часов жизни выигрываешь, а на восток теряешь. В отпуск едешь налегке, ну несколько килограмм рыбы и икры на презенты, а назад, тащишь на себе как хомяк с гипертрофированными щечками. Как будто может хватить на десять месяцев вина, фруктов и семечек. Да и похмелье от прощаний здоровью не на пользу.
Самым кошмарным был последний этап. От Хабаровского аэропорта до нашего гарнизона Монгохто. В переводе с орочонского языка Долина Смерти. А? Каково? Стоишь в очереди перед диспетчером по транзиту, а тебя качает. Всем надо именно в Сов Гавань. Допустим, тебе повезло, и ты садишься в самолет. На такие рейсы, вещички извольте тащить на себе. И заискивая даже перед собачкой носильщика, пытаешься выдать свои 60 кг багажа за 20. Там пятерка, там десятка, и вещи в самолет, ура, втиснуты! Лететь не далеко, не больше часа. И этот час, отдых перед настоящими испытаниями.
Пробежка с вещами до автобуса, который ни за что не подъедет к аэропорту, может и пойдет тебе на пользу. Но шестьдесят килограмм сумок и чемоданов, через канавы и ухабы, это не каждому спортсмену под силу! Сели, в смысле стали на одну ногу, задавленные горой багажа. Поехали на пирс, может, успеем на катер. Не успели. Не беда, часок можно и на пирсе посидеть, потихоньку подтаскивая вещички к предполагаемому месту причаливания катера. Не угадал. Катер причаливает в двухстах метрах от тебя и твоих вещей.
На катере хорошо. Сиди себе на чугунном кнехте и смотри, что бы вещи в воду не спихнули. Приплыли. Опять бросок к автобусу, который отвезет на автовокзал, а оттуда за полчаса тебя довезут до Ванино. Там по деревянным сходням на железнодорожный вокзал. Вещи в камеру хранения и обедать. Около 19-ти часов садишься на поезд и через один час десять минут ты на станции Монгохто. Вот тут надо собрать волю в кулак и не расслабляться. Бегом вдоль путей к «коробке», крытому военному грузовику. Последний штурм Зимнего! Полчаса бешеной тряски, когда на поворотах думаешь: «Все, ..ец, приехали!» и все, точно, приехали! Теперь можно не торопиться. Можно уже не спешить ступить на землю родного гарнизона. Потом, вытянув шею, как кобыла, которая каждую секунду ждет милосердную пулю, тащишь свое добро домой и думаешь: «И на кой мне этот отпуск? Все! В жизни больше не поеду!».
Я зачем все это так подробно рассказываю? Что бы вы могли почувствовать, что испытали два офицера и их семьи при возвращении из отпуска.
Они вылетели из Москвы в Хабаровск после десятичасового почасового переноса вылета по погоде. Этого уже вполне достаточно. Но когда они подлетали к Хабаровску, погода опять испортилась, и их отправили на запасной, какой-то военный, аэродром.
Сели они уже в сумерках. Больше часа их держали в самолете, а потом сжалились и выпустили погулять вокруг самолета, но просили далеко не расходиться. Часовые здесь глуповатые и часто путают предупредительный выстрел с исполнительным.
Два капитана, эти, которые с семьями, немного отошли от самолета, что бы можно было покурить. Здесь они делились впечатлениями от запасного аэродрома, на котором приземлились:
- Ты смотри, вон тот капонир, как у нас в Монгохто.
- Да ну тебя! Совсем не похож.
- А фонари на дороге, тоже как у нас.
- Э-эээ, они на всех военных аэродромах одинаковые.
-Досталось нам! Малые, уже с ног валятся.
- И жены не лучше.
- Эх, знать бы, где мы, может отсюда домой ближе, чем из Хабаровска добираться.
- Ну да, ближе. Этот аэродром, наверное, в Приморье находится. Чуешь, как тепло?
- Да, уж! Тепло, как же! Это тебе после часового сидения в самолете кажется. У-у, секретность проклятая!
Они еще посудачили с пол часа и их пригласили на посадку. Когда они уже садились в самолет, какой-то полковник, летевший на соседнем кресле, с чемоданчиком спускался по трапу. Он сел в Уазик и укатил в темноту.
Когда они все же сели в Хабаровске, то, набравшись храбрости, спросили стюардессу:
- Девушка, ну скажите, пожалуйста, где мы садились? Мы никому не скажем. Крест на пузе!
И глядя в их ввалившиеся глаза, она сказала:
- В какой-то Монгохте, что ли?
Оба, представив себе, что их еще ждет, чуть не зарыдали. Ведь дома были!
 
Классность летчика - не гарантия
Александр Шипицын


Если кто, увидев на груди летчика знак «Летчик первого класса» подумает: «С ним я буду в безопасности», то позвольте заверить, это не совсем так. Как у той бабушки, переживающей за внука, что пишет ему: «Летай внучек пониже и потише». То есть на самых опасных режимах.
Так же обстоит и с классностью летчика. Большей гарантии безопасности полета, чем «Третий класс» я вам и не назову. Летчик «Третьего класса» всего боится и делает все по инструкции. А мастерства на взлет и посадку ему хватает. Иначе бы ему и третий класс не дали.
Другое дело Его Величество Пилот Первого Класса. Он все знает, все умеет и может себе позволить, презрительно отнестись к некоторым положениям инструкции и руководящих документов. А если летчик к тому же еще наделен талантами экспериментатора, то тут: «Ховайся в жито!»
В свое время все военно-авиационные газеты обошел портрет и хвалебные статьи про летчика первого класса, командира истребительного полка, не будем беспокоить прах его упоминанием фамилии. Тем более что он, увы, отнюдь не одинок.
Освоив девять типов самолетов, успешно переучив основную часть своего полка на новые самолеты, он был представлен к званию Героя Советского Союза. И конечно получил бы его, если бы не пошел в отпуск. Возвращаясь из отпуска, каждый летчик проходит программу восстановления летных навыков. И эта программа запрещает в один летный день восстанавливаться более чем на одном типе самолетов. Но ведь не для нашего героя наставления пишутся. Вот восстановившись на Су-27, он попытался восстановиться и на Миг-21. Третья эскадрилья летала пока на них.
Полет с контролирующим офицером из дивизии, на спарке, прошел успешно. Что бы закрепить восстановление он выполняет самостоятельный полет. Взлет, полет в зону отработки техники пилотирования прошел отлично и он заходит на посадку. И тут на посадочном курсе происходит досадное событие. Фонарь* раскрылся и начал сползать назад. В Инструкции летчику сказано примерно следующее: Если при заходе на посадку фонарь открылся и сползает назад, то его следует сбросить и зайти на посадку в не очень комфортных условиях оглушительного шума двигателя и набегающего потока воздуха.
Такие случаи бывали. Что поразительно, у курсанта 4-го курса при заходе на посадку произошло то же самое. Юноша доложил руководителю, сбросил фонарь и совершил нормальную безопасную посадку.
Но то ведь юнец, не то, что наш ас. Фонаря жалко стало, что ли? Эти самолеты через полгода все равно списали. Или лихость свою показать захотел? Но летчик наш одной рукой самолет на посадку заводит (сложнейший элемент полета), а другой рукой фонарь держит. Представьте себе: одной рукой над головой фонарь держит, а другой пытается и самолет на курсе и глиссаде удержать, снос подобрать, крен и тангаж выдержать, да еще и режимом работы двигателя управлять. Вот и случилось то, что и должно было случиться. Упустил летчик скорость и самолет упал, не долетев несколько километров до полосы.
Сочла комиссия его виновным в катастрофе и Героя Советского Союза даже посмертно не присвоили. Так что когда стюардесса представляет капитана как Пилота Первого Класса, не спешите радоваться. Одна надежда, что экспериментаторский дух у гражданских летчиков не так высок как у военных.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Фонарь – остекление кабины летчика на истребителях
 
КО МНЕ КАКИЕ ПРЕТЕНЗИИ?
Александр Шипицын
В свое время в авиации очень любили разного рода перебазирования. Полк А садится на аэродром Б, летчики с аэродрома Б перелетали на аэродром В и так далее. Заводились новые знакомства, дружили семьями. Правда, только половинами семей. Так например, половина семьи летчика из полка А, входила в тесный контакт с лучшей половиной семьи летчика из полка Б. Оставшиеся половинки об этом, как правило, и не подозревали. Они там сами входили в тесный контакт по собственному усмотрению. Это называлось перекрестное опыление и способствовало стиранию расовых и межнациональных различий, если таковые еще оставались.
Один летчик из полка, скажем А, находился в тесном контакте с женой техника из полка Д, когда полк Д, неожиданно вернулся на аэродром постоянного базирования. Выполнив свою миссию, по опылению дамы из полка, допустим Г, радостный техник спешил домой, что бы и здесь сорвать причитающуюся ему, теперь по закону, долю любви и ласки. И что же он видит? Открывает дверь своим ключом, заходит, а там незнакомый ему летчик прыгает на одной ноге, пытаясь попасть другой ногой в трусы. А жена готовится к тяжелому и неприятному разговору. Кутается в простыню и, уже загодя, начинает тихонько подвывать.
Начинается побоище с выкидыванием чуждого летчика в дверь и по лестнице. За ним летят предметы туалета и громкая ругань. Уничтожив следы пребывания незваного гостя, техник принялся за супругу, принимавшую активное участие в процессе перекрестного опыления. Он еще ей и в глаз толком заехать не успел, как в дверь кто-то постучал. Наш техник в ярости распахнул дверь:
- Кого это еще черт несет?
На пороге стоял тот самый летчик, которого две минуты назад вышвырнули из квартиры.
- Слушай, - начинает ночной гость, - чего ты на меня вызверился? Я что знал, что она твоя жена? Или зла, тебе какого желал? Я тебя впервые вижу, и ты не можешь так со мной поступать!
Хозяин призадумался. А ведь и, правда. Летчик чужой, его не знает, зла ему не желает. Так почему он должен его дубасить?
- Ну, заходи, коли так.
Летчик зашел. Благовоспитанно ботинки у двери снял. Техник жене сказал, что бы ужин подавала. Бутылку достал. И сели они за стол. Жена, молча, и сначала с опаской, подавала на стол. Вдоль стеночки передвигалась. Все продолжения драки ждала. Но мужички мирно беседовали, хорошо кушали и потихоньку выпивали. Расстались друзьями. Обещали писать друг другу и заходить, если что. Даже жене по загривку никто не съездил. Жена осмелела, и техника посуду мыть заставила.
Вот что значит справедливость и настоящая мужская солидарность.
 
КАРТА ДЛЯ КОМАНДУЮЩЕГО
Александр Шипицын
Некий экипаж Ту-16, выполняя задание командующего авиации ТОФ, перелетал с нашего аэродрома во Владивосток. Экипаж плотно позавтракал в летной столовой. Правый летчик при этом хорошо налег на сметану, которой почему-то, очень много оказалось. И вот теперь, преодолев почти половину пути, правый летчик сквозь шум двигателей явственно услышал урчание, производимое его внутренними органами. Вслед за урчанием начало ощущаться вздутие живота, затем сильные позывы, преходящие в боль.
Опытный командир заметил, что с правым летчиком творится нечто необычное:
- Алексей, что с тобой?
- Живот, командир, прихватило.
- Бывает. Ну, терпи. Минут через сорок сядем.
- Через сорок! – правак закусил губу и покрылся потом, - Меня через пять минут как лягушку разорвет.
- Двадцать пять минут лету до КПМ, потом 15 на заход. С прямой нас не посадят, можешь не сомневаться. Командующий в это время обычно на КДП находится. Так что, терпи казак.
- Все, командир, терпежу уже нету.
- Что тут поделаешь? Не предусмотрена на Ту-16 такая нештатная ситуация. Ладно. Расстели газету на входном люке и валяй. А мы маски подтянем и наддува добавим.
- Во, блин! Газеты нет. Самая большая бумага – полетный лист. Маловат будет. Еще промахнусь.
- О-ооо! Свяжешься тут с вами….Штурман – командиру.
- Ответил, штурман.
- Дай правому какую нибудь карту, А то он сейчас в штаны наложит.
- Командир, у меня только та, по которой летим.
- Да ладно, чего там. Уже мыс Низменный проходим. Тут лететь почти ничего осталось. Дай ему карту. Как ни будь, так долетим.
- На, держи, засранец.
Карта большая, из плотной бумаги. Навалил в нее правый летчик, завернул аккуратненько и в полиэтиленовый пакет засунул. Погода была – миллион на миллион. Владивосток чуть ли не с мыса Поворотного виден был. Без проблем вышли на привод, зашли, как и говорил командир, по схеме и успешно сели. Пока рулили, правый летчик форточку открыл и пакет с добром своим на траву аэродромную выбросил.
Командующий в это время на КДП, на вышке стоял. Смотрит, от самолета что-то отвалилось и на траве белеет. Он своего водителя матроса наверх позвал. На это беленькое что в траве лежит, показал и приказал к нему доставить. Был бы человек постарше да поумнее пришел бы и сказал командующему, что там фигня какая-то лежит. А матрос, он матрос и есть. Ему сказали принести, он и принес. И на стол командующему выложил.
Глянул командующий на то, что в карту завернуто было, рвотный рефлекс подавил и приказал экипажу срочно на вышку подняться. Когда они пришли, и он узнал, кому что принадлежит, он от ярости, чуть правака туда носом не натыкал. Но командир резонно возразил:
- А правый летчик, чем виноват? Его чем покормили, то он и выложил. Там, откуда мы вылетели, может полполка в таком добре от ихней сметанки находится.
- Так! Вы идите, а мы с кем надо сами разберемся. А разбрасывать по аэродрому, тоже не дело. Вот бы в двигатель попало, а? Могли бы прийти и командиру доложить.
Ох, и досталось нашей продслужбе. У нас тоже в тот день случаи были. Сметана-то с брачком оказалась. Полетели головы и с должностей полетели. Короче, сплошные полеты и залеты. Так что карта, что к командующему попала, добрую службу сослужила. Как в той притче: еще не тот враг, кто тебя обгадил, и не тот друг, что из говна вытащил.
 
НУЖНЫЙ ПРАПОРЩИК
Александр Шипицын
В одном транспортном авиаполку на должности воздушного стрелка держали прапорщика, который никогда не летал. Его и к самолету было опасно подпускать, ничего не знал, а шасси с мотогондолой путал. В автомобилях и мотоциклах не разбирался, телевизоры чинить не умел, в художественной самодеятельности не участвовал. Писал и рисовал – как курица лапой. На перекладине больше одного раза подтянуться не мог, а бегал боком, с подскоком и с левым креном. Как спортсмен – никакой. Он не умел вкусно готовить. Он не мог… это на целый том хватит перечислять, чего он не мог и не умел. Возникает вопрос, а за что ему зарплату платили и летной пайкой кормили? Мало того, командир полка, лично, его опекал и защищал. И при этом он не приходился родственником или другом даже эскадрильскому писарю.
Но был, был у него талант. Да такой, какой никому и не снился. Он мог самый жгучий перец, чили в том числе, есть, как верблюд ест колючку верблюжью. Всем страшно, а ему хоть бы хны. Много и не поморщившись. У вас от трех яблок оскомина, а у него от килограмма жгучего перца, только удовольствие в глазах. Казалось, что его после этого вместо огнемета применять можно. Ну, и выпить мог, конечно. Но это у нас у всех врожденный талант.
Спросите, ну и что с того, что перец жрать мог? Какая полку, да еще военно-транспортной авиации, польза? Э-эээ! Вот и видно, что вы в тонкостях ВТА не разбираетесь.
Приедет, скажем, в полк комиссия из Москвы. Может командира снимать, а может просто так, от нечего делать. Которая комиссия от нечего делать, не страшна, а вот целевая какая, тут, что хочешь ждать можно. Командир, как добрый хозяин комиссию на природу вывозит – пообедать. Вина, хоть залейся, а комиссия суровая такая – ни капли! И ни миллиметра. Даром, что девушки-красавицы с глазами ласковыми и выпуклостями манящими за столом прислуживают.
Тут на сцену наш прапорщик выходит. Т.е. он уже давно со всеми вместе сидит, но момент его торжества еще не наступил. А в центре стола, среди яств, стручки жгучего молдавского перца лежат. Вот наш прапорщик горсть алых стручков к себе подгребает. Он ест перец с хрустом и с таким аппетитом, что комиссии тоже попробовать хочется. Но уже после первого укуса во рту у них такой пожар разгорается, что иной раз и двух стаканов вина не хватает, что бы огонь этот унять. А где первый стакан проскочил, там второй уже сам просится. Глядишь, и девушки поближе усаживаются и еще покладистее делаются. А там и банька уже готова. Разомлевшая комиссия, теперь какой хочешь, акт подпишет. И выходит, что прапорщик наш от суровой комиссии полк грудью, нет губами, языком и деснами, всей своей ротовой полостью, защитил, а за это не то, что зарплату прапориную, и медаль дать можно, или орден, в военное время.
 
Последнее редактирование:
СЫР НА ПОПЛАВКЕ

Александр Шипицын


Был у нас один техник. Звали его, скажем, Боря. Нормальный такой техник и лет до сорока, пил в меру. А тут зачастил. И чем дальше, тем больше. Никакого удержу на него нет.
Взялись за Борю и командование, и политотдел, и женсовет, да и жена руку приложила. Так, что неделю в черных очках ходил. Все эти уважаемые люди и организации постановили: надо, что бы Боря перерыв в пьянках устроил. Что бы по субботам и воскресеньям дома сидел. Никаких гастрономов, никаких рыбалок, никаких гаражей, никаких умственных посиделок. Пусть пока дома посидит. А как от пьянства отвыкнет, то пусть в художественной самодеятельности участвует. Или кружок, какой среди матросов ведет.
А Боря и не возражает. Известное дело, супротив политотдела и женсовета только дурак попрёт. Только замечает жена, что и в субботу и в воскресенье он уже до обеда пьяный сидит. Обыскала все в квартире – ничего. И не выпускает его никуда. Сама в магазин, его на ключ. Приходит – готов! Допрашивала его, как ухитряется?
- А так, - говорит, - во мне сила такая есть. Как суббота или воскресенье подходит, я в астрал выхожу. Иной раз и сам не хочу – вытаскивает меня что-то. А там, в астрале-то, страсть, все со стаканами! И мне наливают. Вот с закусью у них там слабовато.
Жена про астрал слушала, а сама думала: «Где ж этот гад водку прячет?» Еще раз квартиру обыскала. Нет ничего. Только замечать стала, что в астрал он чаще всего в туалете выходит. Оттуда косой выползает. В его отсутствии еще раз туалет обшарила и нашла все-таки выход в астрал. В сливном чугунном бачке он был. То есть она. Бутылка спирта, пробкой заткнутая, в воде. А на поплавке плавленый сырок «Дружба» лежал, надкушенный.
Все-таки попал Борис в самодеятельность. В хоре пел. А жена ему кулак из-за кулис показывала, что б не только рот разевал, но и голос, чтобы слышно было.
 
НОЧНОЙ ПОЛЕТ
Александр Шипицын
Когда мы ловили минимум или от супостата прятались на Сахалине, то жили в сборно-щитовых бараках. По восемь человек в комнате, на двуярусных солдатских койках. Все мероприятия, как плановые так и стихийные, такие как: получка, день авиации, день рождения члена экипажа, суббота, воскресенье, баня, рыбалка, выполнение ключевого упражнения из курса боевой подготовки или просто командиру выпить захотелось, отмечались в такой комнате, полным ее составом.
Но иногда, тот или другой жилец мог, дополнительно к вышесказанному, сходить в гости в другую комнату или, даже за пределы общежития. Так и Петька, наш правак притащился, практически в невменяемом состоянии. Говорить он не мог, зрение фокусировал с трудом и сделал несколько неудачных попыток забраться на второй ярус.
Мы с Борей долго наблюдали за его беспримерными усилиями, а потом устали смеяться и милосердие победило чувство юмора. Придав ему, вертикальное положение и вытряхнув из комбинезона, наступили на его туфли. А потом, резко дернув вверх, разули болезного. Затем, на счет три, с размаху, закинули наверх, не потрудившись снять с него носки и разобрать постель. Так он и лежал поверх одеяла. На Сахалине ночью холодно всегда и наше человеколюбие простерлось до пределов позволивших накрыть Петра газетой. Петька, заснул еще на счете два и уткнулся носом в стенку. Его храп сочетался с японским радио, где по очереди кричали то «хайно-не», то «коревА!». Вскоре и мы выключили свет и уснули. В те времена храп и сопение восьми носоглоток никому не мешали. Не то, что ныне, когда чих таракана за стеной, на половину ночи лишает сна и переполняет сердце злобой на тех, кто обеспечил такую слышимость.
Проснулся я от грохота. Сдвоенный свет луны и уличного фонаря освещал причину шума. С фанерного стола полетели тарелки-чашки и валялись на полу. Среди них лежал виновник тарарама. Петру что-то приснилось и он, дернувшись и оттолкнувшись от стены, вылетел на средину комнаты. Я прислушался. Все восемь носоглоток, включая мою, безмолвствовали. Странно, но и Петька не издавал ни звука.
- «Может, убился?», - подумал я, но не пошевелился. Хватит того, что мы с командиром его наверх затаскивали. Очень хотелось спать. Пусть его кто-то другой осмотрит. Впрочем, если насмерть, все равно уже ничего не сделаешь. Я был уверен, что все остальные шесть человек не спят и думают как я.
Вскоре с пола раздался сдавленный, смешанный с матюгами, стон. Раз матерится – жить будет. Медленно, сустав за суставом, спикировавший Петр отрывался от негостеприимного, холодного пола и принимал вертикальное положение. Шатаясь, он подошел к своей койке и, довольно уверенно вскарабкался на нее. Семь носоглоток вздохнули, Заскрипели пружины под изменившими положение крепкими телами. Первым захрапел Петр, удачно завершивший ночной полет.
Когда утром мы рассказывали ему, как он пилотировал вечером и ночью, он не верил. И только два огромных синяка на плече и бедре заставили его призадуматься. Он сидел и уныло чесал голову, пострадавшую от ночного полета, а больше от предшествующей ему спиртовой заправки. Со стороны могло показаться, что его терзают стыд и раскаяние. Но Петро размышлял, как бы и где бы похмелиться?
 
Реклама
ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

Осмотрительность у летчика
должна быть как у воробья
на общественной куче навоза
(Авиационная мудрость)

Александр Шипицын

Кто не знает, осмотрительность в полете это один из важных оцениваемых элементов. Занимаясь в воздухе своими делами: прицеливанием и подготовкой к бомбометанию, рассчитывая навигационные элементы полета, ведя радиосвязь, выполняя фигуры высшего пилотажа, все члены экипажа должны вести осмотрительность. То есть уметь видеть, что в воздухе, вокруг них, творится.
Прошло много лет, как я летал на боевом самолете, но это качество, привитое мне инструкторами, у меня до сих пор на высшем уровне. Управляя своим автомобилем, я слежу за обстановкой на дороге и всегда успеваю заметить и поздороваться со своими многочисленными знакомыми. Ни одного не пропустил. Жена даже удивляется:
- И как это ты их замечаешь?
Кроме того, я вижу все, что пишут на бигбордах, продают на тротуаре, какой курс обмена валюты. И я не помню, чтобы я пропустил хоть одну выпуклую попку и не сказал:
- Тут и папа римский присвистнет! Не то, что я грешный.
Когда я был преподавателем в военном училище и преподавал будущим штурманам самолетовождение, я обязательно обращал внимание курсантов на этот элемент. Я имею в виду не попки, а осмотрительность.
Военные преподаватели – это те же офицеры и на них в полной мере распространяются требования в отношении физической подготовки. Поэтому два раза в неделю выделялось по два часа на физкультуру. Войны в то время, как будто, не предвиделось, и не было нужды напрягать свой цветущий организм. Поэтому часть офицеров играла в волейбол, а другая, если это было летом, загорала в траве возле забора окружающего училище.
Вот лежим мы, несколько самых ленивых офицеров в густой и высокой траве. Загораем. И тут я, обладающий особо изощренной осмотрительностью, замечаю, как через забор перелазит курсант, возвращающийся из самоволки. Ну, возвращается он себе и возвращается, нам-то до этого, какое дело? Мы им не командиры. Сбегал пацан к девчонке, не попался, его счастье.
Только вижу я, что наш самовольщик не спешит в родные пенаты, а присел на корточки и что-то из-за пазухи достает и на земле возле забора прячет. Я толкаю Валентина Михайловича:
- Михалыч, а кадетик, что-то из самохода принес. Вон как тщательно зарывает.
- Подожди, Саня. Пусть уйдет, посмотрим.
Самовольщик наш ушел. Мы дождались, когда его спина скроется в посадке и подошли к месту, где он что-то прятал. И точно, под большими камнями лежало три бутылки отличной водки. Как честные и порядочные офицеры, мы не могли допустить организацию пьянки среди курсантов, да еще на территории училища. А так была пятница, мы решили пресечь зло в корне и самим побороться с пьянством и алкоголизмом в гараже у Михалыча, сразу же после конца рабочего дня.
Но Михалыч не мог не воспользоваться этим случаем, что бы не проделать воспитательную работу среди подрастающего поколения советских авиаторов. Он вырвал из рабочей тетради чистый лист и крупно написал на нем:
«Му…ак! Никакой осмотрительности! Два балла!»
После этого мы положили лист под камни, где лежала водка и пошли на построение.
Очень мне хотелось бы посмотреть на выражение лица этого курсанта, когда он, отодвинув в сторону камни, нашел вместо водки этот лист. Худшей оценки за осмотрительность он, наверное, в жизни не получал.
 
ПРОПАВШИЙ ОРДЕН

Александр Шипицын

Нашадивизия награждена Орденом Красного Знамени. Этот орден, будучи прикрепленным к полотнищу боевого знамени вверху возле древка, красовался в хрустальной пирамиде под бдительной охраной лучших, то есть самых высоких матросов.
Знамя редко покидало отведенное ему место. Сложность ритуала вынесения-занесения, а скорее лень начальника штаба заниматься все этим, приводили к тому, что даже не на всех торжественных собраниях его можно было лицезреть. Но на день Победы и день Октябрьской Революции знамя выносили всегда.
В том году на 9-е мая выдалась прекрасная погода. Обычно в это время парад и демонстрацию проводили в шинелях. На этот раз решили ограничиться черными мундирами. Дивизия представляла собой великолепное зрелище. Офицеры сияют всеми золочеными и посеребренными деталями парадной формы. Матросы начищены и наутюжены. Белые чехлы фуражек и белые перчатки придают парадному строю недоступную сухопутным войскам прелесть. Кортики и ботинки сверкают. Нет, честно, никогда не видел ничего красивее и торжественнее парадного строя дивизии Морской авиации.
Парад прошел на «Ура». Даже командиру дивизии понравилось, хотя ему никогда ничего не нравилось. Полковые знамена отправились в свои пыльные углы за сейфами с секретными документами, а знамя дивизии уже подносили к ее хрустальной пирамиде, готовясь сдать под охрану. И тут выясняется, что ордена на знамени-то и нет! Начальнику штаба доложили, он за сердце и готовится в обморок. Привели его в чувство и пошел он командиру дивизии рассказывать. Тот вниз сбежал, каждую складку ощупал – нет ордена. Как и не бывало. А орден, надо бы вам знать, и по размеру и по прочим атрибутам – точная копия ордена, что на мундире носят.
Сразу, куда надо, доложили. Улицу, по которой парад шел, не то что с лупой, с микроскопом обыскали. Во все щели и трещины на бетоне заглянули. У всех детишек, что вдоль улицы бегали, все кармашки повыворачивали. Весь мусор, что за неделю навезли, по одной бумажке переложили. Оперуполномоченные особого отдела КГБ день и ночь с секретными сотрудниками беседы вели – никто и ничего.
О неутешительных результатах командующему доложили. Что делать, спрашивают? Он плечами пожал:
- Еще случая такого не было ни в армии, ни на флоте, что бы орден Красного Знамени со знамени сперли. Только в вашей долбанной дивизии такое случиться могло. Не пойду я в Верховный Совет СССР срамиться, новый орден просить. Что хотите делайте, но что бы орден был.
Вот секретные сотрудники, сексоты по-русски, уже друг у друга спрашивают. Мол, не видал ли чего, не слышал ли где? Нигде, никто, ничего. Начальника особого отдела за беспомощность, на пенсию отправили и пинками до самого КПП гнали. Начальник штаба дивизии, догадливее оказался, с обширнейшим инфарктом надолго слег. Потом в санаторий на два срока. И оттуда все телеграммы слал: Нашли или не нашли? Не нашли.
Командир дивизии три раза стреляться собирался и свой генеральский пистолетик ПК – облегченный пистолет Коровина, к виску подносил. Но вовремя вспоминал, что патронов ему к этому пистолету так еще и не выдали. А потребовать себе полновесный ПМ все стеснялся.
Тут Октябрьские праздники подходят. Начальника штаба из госпиталя вытащили. Хочет-нехочет, а знамя, пусть бы и без ордена, на параде быть обязательно должно. Даже смотреть в его сторону неловко было. Это как если бы из герба Советского Союза кто звезду выковырял или у генерала с фуражки в летной столовой шитый краб свистнули. Срам да и только.
Но нечего делать. Послали майора-знаменоносца с капитанами ассистентами поруганное знамя из призмы доставать. Стоят начальника штаба ждут. Тут к знаменоносцу друг его, подполковник какой-то из дивизии, подходит.
- Дай, - говорит, - червонец. Я деньги дома, на рояле забыл, а сейчас после построения в кафе зайду, стаканчик пропущу. А деньги я тебе отдам, потом, половину, может быть.
Не хотелось майору пьянице-подполковнику деньги давать, он ему и говорит:
- Вот щас в заначке посмотрю, может завалялся там червонец.
А сам в кармашек нагрудный, что в двубортном парадном мундире только у флотских бывает, двумя пальцами полез.
- Ой, - говорит, - я тут укололся обо что-то. Что бы это было? – А сам пальцы другу показывает.
И правда на одном пальце капля крови выступила. Полез тогда туда, заначку искать друг его, подполковник. И к изумлению всех присутствующих из этого кармашка орден Красного Знамени достает. Где этот орден преспокойненько с мая по ноябрь и пролежал.
Раньше на орденах заколки типа большой английской булавки были. На ветру, от полоскания флага, заколка как-то расстегнулась и орден соскользнул по полотнищу в кармашек к знаменоносцу. Он в этот кармашек никогда ничего не клал, вот ничего там и не искал.
Уж как начальник штаба обрадовался! У него сразу и рубец от инфаркта рассосался. Бегом к комдиву побежал докладывать. Будто это он орден нашел. И комдив обрадовался, кинулся командующему звонить. Самолично орден к знамени приколол и велел глаз с него не спускать. А после парада приказал колодку орденскую с закруткой на гайке сделать. И больше в нашей дивизии ордена не пропадали.
 
Ха! СВБ. Так это ты был? Правда, до сих пор жалко?
 
ПАТРОНЫ И АНЕКДОТЫ
Александр Шипицын
Во время чистки оружия украли пачку патронов от ПМ пистолета Макарова. Чистили оружие матросы. Ясно, что украл, кто-то из них. А вот кто? Вопрос! Матросы-то знают, но молчат, не выдают.
Командир полка к оперуполномоченному особого отдела обратился. Тот уже через двадцать минут узнал кто. Только вот так, просто, нельзя к вору подойти и сказать:
- Ты украл!
Он ведь упираться начнет.
- Нет не я.
Опять же не скажешь ему:
- Это, Васька, друг твой, сдал тебя, он давно на вас всех стучит.
Он конечно «расколется», но и Ваське не поздоровиться, и Васька, как агент потерян будет.
Опер минуту подумал, затем приказал матросов построить. Стал перед ними расхаживать и убедительные речи вести:
- Мы, - говорит, - похитителя обязательно найдем.
А сам на воришку смотрит, что бы тот из равновесия вышел.
– Но, смотрите. Если мы его поймаем, то заведем уголовное дело. От трех до пяти, и мама не горюй, схлопочет. Будет сидеть как миленький. Тут суд военный, ни папа, ни мама не отмажут. А придет сам, патроны сдаст, получит суток пять от командира полка и гуляй вальсом. Только больше не воруй.
В течение всей этой речи опер с укравшего глаз не спускал. Тот уже вертеться начал. Но держится, не признается.
- Ну, что ж, - вздохнул чекист, - Тогда начнем вычислять. Я вас попрошу, поодиночке, в алфавитном порядке, заходить ко мне.
Развернулся и зашел в кабинет.
Заходит к нему первый матрос. Опер его спрашивает: «Ты анекдоты про Василия Ивановича знаешь? Нет? Ну, так слушай, я тебе расскажу. Едет, это, Василий Иванович с Петькой… » И в таком духе минут двадцать его держал. Потом отпустил, второго вызвал. И с ним в том же духе минут десять – пятнадцать забавлялся. Затем третьего позвал. А воришка каждого выходящего спрашивал:
- О чем он с тобой разговаривал?
Те, ясен перец, сами в непонятках.
-Анекдоты про Чапаева рассказывал и больше ничего.
Воришка себе думает: «- Ага! Станет чекист им анекдоты рассказывать! Как же! Сдали меня пацаны, как божий день, сдали». И после третьего сам к чекисту стучится.
- Ты, что не в очередь? – поднял опер голову.
- Да я, товарищ майор, сдаваться, то есть добровольно пришел. А патроны под контейнером, на стоянке лежат. Хоть сейчас принесу.
- Ну и молодец! – похвалил офицер, - Проигрывать надо с достоинством. Давай, беги за патронами.
 
Летающий велосипед
Александр Шипицын

Мы на Сахалине по полгода сидели. На нашем аэродроме полосу удлиняли и утолщали. После первого полугодового раза стали мы с собой семьи брать. На частных квартирах устроились. Правда, поселок от аэродрома далековато для пешей ходьбы был. На машинах возить нас – роскошь неслыханная, а вот на велосипедах – в самый раз. Мы великов накупили и на них на аэродром и обратно ездили.
Удобная штука, велики эти, оказалась. Как-то устроили у нас парковый день. Известное дело, летчикам на нем делать особенно нечего. За полчаса все оборудование проверили и до обеда только лясы точим. Но, как турки говорят, пустым рукам шайтан работу находит.
От безделья решили мужички перед обедом выпить. После обеда и вовсе по домам. Начали гонцов снаряжать. А кого ж и посылать, как не велосипедистов? Да мы и сами, чтобы попусту под самолетами не околачиваться, вызвались: я, Толик и Боря. Сели мы на наших прозрачных коней и покатили в Андреевку, что за речкой Леонидовкой была.
Подкатили к мосту. Мост там подвесной, на четырех тросах. Раскачивается, так прикольно. Правда, что бы подняться на мост и спуститься с него по концам нечто наподобие башенок и лесенок из бревен построили. Велосипеды под мышкой наверх затаскивали.
Я первый поднялся, и у меня лихая мысль закралась: проехать по дощатому настилу моста на велосипеде. Ну и поехал. Пока дощечки поперек лежали, все было нормально, только колеса как трещотка щелкали. Но вот когда середину реки проехал, там доски уже вдоль проложены были. Я тормозить, а заднее колесо в щель между досками попало и понесло меня под углом и на тросы бросило. Инерция меня до берега дотащила, потом под трос кинула. Нога между велосипедом и доской зажатой оказалась. И завис я на высоте 3-4 метров над галечным пляжем, точно лягушка, которую за ногу подвесили. Также, как лягушка в воздухе дергался. Потом догадался, ногу между велосипедом и доской настила, как ключ в скважине повернул и вниз полетел. Летел недолго, шмякнулся об грубую сахалинскую гальку, которую скорее пристало валунами называть, довольно больно. А когда уже на карачки встал, сверху на меня велосипед спланировал.
Вылез я из-под велика, поднял его и стою, вдохнуть не могу. А тут и Боря с Толиком на мосту появились. Боря радостно кричит:
- Гляди, а Саня уже там, внизу.
Только я ответить ему ничего не мог. Опять на четвереньки стал и к воде пополз. Там с первым глотком воды из речки и порция воздуха в легкие прорвалась. Но говорить я еще с полчаса не мог, по причине неритмичного дыхания. А на левой стороне груди здоровенный синяк, с ладонь размером, образовался. И дрова я у хозяйки, где мы жили, очень оригинально колол. Поднять топор я мог, а вот опускался он исключительно под действием силы тяжести. Больше я по подвесным мостам на велосипедах не ездил и никому не советую.
 
ПОТАЙНАЯ ПРУЖИНА
Александр Шипицын
В казарменной жизни есть закон, если что-то у кого-то пропадает, то это исчезает у всех. Как-то потерял курсант хлястик от шинели и до самого выпуска мы, что бы в увольнение сходить, друг у друга хлястики, как ключи от машины просили. Я осенью в отпуск, домой, шинель в скатке привез. Тепло еще было. А как назад ехать, развернул ее, чтобы отвиселась и погладить, а хлястика-то и нет. Пришлось от полы полоску отрезать и соседку, тетю Филю просить. Она, мастерица, все правильно замерила, вот только фасон не знала и сшила мне хлястик прямоугольный, как на дамском пальто. Шинель чужая, короткая, теперь и вовсе до колен не доставала, да еще с дамским хлястиком. Настрадался я потом с ней, врагу не пожелаешь.
Пошла мода, фуражки как у немцев, в виде седла, делать. Для этого надо пружины, длинней окружности тульи, вставлять. Кто-то свою пружину сломал или потерял, и до самого выпуска в роте ни одной пружины в фуражках не найти. То есть они были, но не в фуражках. Каждый свою пружину, где мог, прятал.
Время от времени мы подвергались «шмону». Проверке личных вещей на предмет наличия чего-нибудь запрещенного. Порнографических журналов, алкогольных напитков, произведений диссидентов, машинок для татуировки, в общем, всякой антисоветчины. А наиболее опытные в этом вопросе, замполиты эскадрилий. А замполит замполиту – рознь. Если наш брезгливо окидывал взглядом открытый чемодан и звал следующего, то в первой эскадрилье, майор Рыбалко к этому вопросу с истинным наслаждением подходил, и всю душу свою, уж сколько у него ее там было, в дело искоренения проявлений буржуазной идеологии, вкладывал. Стоило ему обнаружить в чемодане у очередного бедолаги грязные спортивные трусы, как он полчаса изгалялся. И так и эдак трусы выворачивал, нюхал и во всеуслышание объявлял, насколько они мерзко пахнут.
Вот раз проводился такой «шмон». Все уже закончили, а в первой эскадрилье только третьего курсанта трясут. Твердягу, то есть, Валеру Твердякова. А он парень запасливый, все у него было. Уже Рыбалко и хлястик обнаружил, и Твердягу за ответственное отношение к форме похвалил. И вдруг, среди вещей он обнаруживает записную книжку. Этакую, знаете ли, в пластиковом переплете, книжицу, с карманами в обложке. На лице у майора, просто чувственное выражение появилось, как у кобеля, который собачью свадьбу почуял. Прямо слюнки потекли. Это ж, сколько удовольствия получить можно! Глупенькие курсантики и стишки разные переписывают не совсем одобренного содержания, и ромашки всякие засушивают и адреса девчонок. А вдруг антисоветчина, какая! Мы плотнее сгрудились. Чувствуем – смехота начинается. Майор иронию свою достал, расправил, проверил, остра ли? В общем, предвкусил. И книжечку стал потихоньку открывать.
Открывает это он книжечку и к лицу поближе подносит. А из подобложечного кармашка, как кончик бича, со свистом и щелчком, запасенная фуражечная пружина, тугой спиралью скрученная, взвивается и одним концом разлакомившемуся майору по кончику носа бьет. Хохот взорвался, громоподобный. Еще бы целый майор, а по носу получил! Да сильно так. На кончике носа капля крови выступила, а на глазах слезы. Бросил он Твердягину книжку в чемодан, махнул рукой и из баталерки под хохот и улюлюканье выбежал. Больше он в «шмонах» не участвовал, по крайней мере, в нашей роте.
 
Что такое туман?
Александр Шипицын

Прилетел экипаж за генералом. Общевойсковым. Пока его ждали, аэродром туманом заволокло. Вылет задерживают. Генерал теперь со всеми под самолетом ходит, нервничает. Лететь надо, а тут не выпускают.
Командир со штурманом пришли. Доложили генералу, что придется немного подождать.
- А из-за чего задержка? – интересуется генерал.
- Из-за тумана, товарищ генерал-майор. Туман – это опасное метеорологическое явление. Полеты авиации в тумане запрещены.
- Да где ты туман видишь?
- Да вот, вокруг нас.
- А что такое туман?
- Туман, это когда горизонтальная видимость меньше одного километра.
-Да? А сколько до того столба? – спрашивает генерал и показывает на столб, еле в тумане видимый.
- Думаю метров пятьсот, товарищ генерал-майор. Никак не больше.
- Ага! А до того? – генерал показал на такой же столб, но в противоположном направлении.
- Тоже, метров пятьсот.
- Вот видишь. Пятьсот туда, да плюс пятьсот метров сюда. Вот тебе и километр. Значит это не туман. Давай, капитан, не умничай, вылетай!
Пришлось запрашиваться. Хорошо, что диспетчер эту математику не слышал и вылет не разрешил.
 
ДВА ЗВОНКА ДЛЯ ИВАНА ДАШКОВА
Да, мистика!
Да, неправда!
Но ведь было.

1. В летчики годен

Ваня в докторской семье рос. Мать – рентгенолог, отец – хирург. И не было у него сомнений, кем в этой жизни стать. До второй половины десятого класса. Но тут к ним новичок на последней стометровке в класс попал – Коля Балушкин. Невысокий, красивый блондин, с твердой уверенностью в глазах, что все-то он о жизни знает и путь свой давно проложил. Была у Коли мечта – летчиком стать. Да одному боязно как-то было.
Сдружились они с Ваней. В неделю фамильные ценности и приоритеты Дашковых потеряли свою привлекательность. Захотел и Иван летчиком стать. И обязательно чтобы полковником или генералом. У Коли на этот счет никаких сомнений не было. Он поэтапно весь их будущий путь обрисовал: училище, полк, академия, дивизия, сессия Верховного Совета СССР и они, оба, генералы. И когда успел узнать про все это?
Отец хмыкнул, но возражать не стал. Мать поупиралась маленько, для виду. Видение сына с лампасами (почему-то на трибуне Мавзолея, всего в орденах) живо захватило ее воображение. У них в семье у всех воображение живое было. Бабушка всплеснула руками: «Это же на 25 лет!». И потащила Ивана вечером, чтобы не увидел кто, к старцу Аникею.
Старец Аникей жил в маленькой хибарке на краю городка. Пахло у него странно, но приятно. Бабушка и слова не вымолвила, а он уж сказал:
– Заходи, Иван-воин! - возложил левую руку Ване на голову. Правой рукой, то крестил его, то похлопывал по плечу.
– Иди, сынок, служи! Бог тебя хранить будет. Страхов натерпишься, но цел и невредим будешь. А покровитель небесный твой Святой Иона, на него уповай и делай все, как он укажет.
– Да как же Иона-то? – запротестовала бабушка, – он же Иван, значит, святой Иоанн должен быть его покровителем.
– Иона, Иона его покровитель. И не спорь со мной, милая. Он его и защитит.
Поступил Иван в училище легко. Его спортивная, мощная фигура и серьезная ответственность в глазах помогали во всем. Он был хорошим борцом-вольником, а на колесах и лопингах равным ему не было. Учился старательно, но средне. Все, что касалось авиации, самолета и аэродинамики, – от зубов отскакивало. Гуманитарий он был никакой. Философствовать попусту не любил. Тем не менее к семинарам по марксо-ленинским наукам готовился тщательно, но на экзаменах выше трояка не получал. Его и это устраивало. Главным было: лучше всех знать все, что полетов и боевого применения касалось.
Закончил училище неплохо, без «руки» и без отличия. Вот и поехал с тремя другими однокашниками на Дальний Восток служить в авиации Тихоокеанского флота.


2. Экипаж

В полку сразу отметили его образцовый внешний вид, спортивную стать и серьезную ответственность в глазах. И летная подготовка оказалась на высоком уровне.
– Будущий генерал, летчик – от Бога! – подвел итог разбору первых полетов командир эскадрильи.
Началась повседневная учеба и служба. И комэск, и замполит, а вскоре и полковое начальство быстро заметили служебное рвение лейтенанта Дашкова. Он и в спорте первый, и с матросами возится по выходным, и политзанятия у них ведет. Даже старший штурман полка как-то на контроле готовности к полетам отметил:
– Наш Иван экипажу блудануть не даст.
Особенно хорошо давались ему положения Инструкции экипажу самолета, на котором он летал. А летал он тогда на Ту-16 разных модификаций. И на заправщиках, и на постановщиках помех, и на ракетоносцах. В основном на К-10, если кто знает, что это значит. А уж Инструкцию он знал, как никто другой в полку. И как-то он прослышал, что командующий авиацией ТОФ на Инструкции припавший был. Как ехал в полк какой, главу из Инструкции для данного типа самолетов или вертолетов наизусть выучит. И, причем, такую главу, на которую меньше всего внимания обращали. На контроле готовности начинал пилотам и штурманам вопросы из этой главы задавать, и мало кто с контроля готовности без «служебного несоответвтвия» живым выползал.
Но нашла коса на камень. Начал командующий в ивановом полку у летчиков кишки мотать. После третьего безответного вопроса возгласил он:
– Да знает ли в этом полку хоть один летчик Инструкцию экипажу! - и в руке его блеснул меч запретов полку на полеты и щелкнул кнут оргпериода. Тут Иван встал:
– Знаем, товарищ командующий.
Тот на лейтенанта, как Циклоп на Одиссея, посмотрел:
– Очень интересно! – открыл Инструкцию на первой попавшейся странице. А попалось ему статья о действиях второго штурмана при разгерметизации подвесной кабины.
Ивана, как правака, эта кабина вроде и не касалась, но как по-писанному все Командующему выдал. Подивился Командующий такой прыти, подошел вплотную, чтобы Ваня исподтишка не прочел чего, да другой вопрос, о котором летчики и не помышляли, задал. Ваня, как автомат, даже глаза полуприкрыл, отстрочил. И так, и сяк гонял генерал-лейтенант Ивана по Инструкции, взопрел аж. Но, наконец, придумал, как полк уесть:
– Если бы у вас хоть пять человек знали Инструкцию, как этот лейтенант, мне бы и делать нечего было.
На этом основании он полк еще с час порол. А когда устал, вышел и командира полка за собой поманил. И стала ввысь Иванова звезда подниматься.
Нет, старлея и капитана он в срок получил. И командиром корабля его хоть и первым из выпуска, но не шибко быстро поставили. Великая Эпоха Озеленения авиации, когда старшие лейтенанты эскадрильями командовали, прошла. Однако было видно – наш Ваня далеко пойдет.
Программу становления командира корабля проскочили так, будто за ними Циклоп гнался. Командир отряда, курировавший его прохождение курса, даже задал командованию вопрос:
– А в состоянии ли летчик при таком темпе исполнять свой супружеский долг?
Но когда ему напомнили, что он прежде всего коммунист и пообещали учредить наряд из лейтенантов для помощи в исполнении супружеского долга, быстро успокоился и сел на место.
Иван своим экипажем всерьез занимался. Вопреки принятым правилам, со штурманом своим и ста граммов не выпил. Хотя во всех экипажах штурман обращался к летчику фамильярно, но с любовью – «Командир», у Ивана в экипаже никому и в голову не приходило обращаться к нему иначе как «Товарищ командир». Тем не менее, они его уважали и за него любому глаз бы вырвали и рот от уха до уха порвали. Ваня им при первом самостоятельном полете в зону показал, что есть настоящий пилот.
В зоне отработки техники пилотирования вместо положенных 45 градусов на виражах валил самолет в такие крены, что штурман курс домой только пятой точкой определить мог – все гироприборы, и компаса в том числе, заклинило. И то соображать штурман начинал не раньше, чем через минуту после выхода из этого дикого виража, когда в его голове собственные гироскопы стабилизировались. Когда же они задание выполнили и получили разрешение на снижение, Иван, подобрав ноги к животу, уперся ступнями в рога штурвала. После этого в течение минуты экипажу казалось, что они падают на дно бездонного колодца, а всё свободно лежащее, и пыль в том числе, плавало, как в аквариуме. Невесомость называется. Кому-то это упражнение понравилось, кому и не очень, но ни один из них свои претензии по этому поводу вслух не высказал. На земле же все как один выразили свое восхищение пережитым. Иван понял – на экипаж положиться можно.

3.Остров святого Ионы

Но наступил день, а вернее, ночь «Х», то есть «Икс», ибо судьбу свою наперед никому знать не дано. Днем они уже удачно в боевом порядке отлетали, и получил Иван допуск к полетам в боевых порядках ночью в составе отряда.
Экипаж Вани первым ведомым шел, как раз за командиром отряда Арендаторовым Семеном, более в авиационных кругах известным под партийным псевдонимом Плантаторов. За ним еще один экипаж, управляемый однокурсником Ивана. Шли они на «радиус», в северную часть Охотского моря. В процессе полета надо было выполнить два тактических пуска ракет: один по цели на полигоне «мыс Тык», второй по любому попавшемуся по пути кораблю. И если первый надо было выполнить залпом, второй разрешалось выполнять каждому самостоятельно, как Бог на душу положит.
«И вот летим мы, красота, шестнадцать тысяч высота…». В американской песне имелось в виду шестнадцать тысяч футов, а отряд шел гораздо выше: ведущий 10 000 метров, Иванов экипаж на 10300, Серега – замыкающий – на 10 600. Высоту над аэродромом набрали. На мыс Тык развернулись и на удалении 350 километров от него, по команде ведущего, залпом, тактический, как сейчас говорят – виртуальный – пуск ракет выполнили. Полет спокоен. Ночь – прелесть, Луна – как яэчечко.
Каждые полчаса экипаж должен о самочувствии докладывать. Зоркий глаз в …корме командира от безделья и дневной рыбалки, что вопреки требованиям предполетного режима состоялась, задремал. Вовремя не доложил, что ему ух, как хорошо. Решил Ваня немного похулиганить. Чтобы КОУ пробудить, педалями пошевелил слегка. Это в передней-то кабине шевеление педалей легкий пробуждающий эффект производило, а в корме, за 20 метров от центра масс расположенной, эффект был ошеломляющий.
Экипаж передней кабины слегка вздрогнул, а КОУ с радистом чувствительно получили по обоим ушам стенками кабины. Тут-то левая стойка шасси и выпала.
Аэродинамика Ту-16 не подвела. Как и указано в Инструкции, самолет быстро завалился в 70 градусный крен и понесся с нарастающей скоростью к матушке Земле. Вернее, к широкой груди Охотского моря. В кабине приятно и странно запахло, а на лобовом стекле Иван увидел портрет старца Аникея, выполненный в рублевской манере. И вспомнил он, что его покровителем является святой Иона.
– Иона, помоги! – только что и успел внутри себя воззвать Иван.
Воспитанный Иваном экипаж, ухватившись за гениталии, дружно молчал. Кто-то из них воспринял это падение как продолжение дневных испытаний прочности. А те, кто понял, что происходит, проявляли мужество и героизм.
Где-то, наверное, в самом низу спинного мозга, засияли строки Инструкции. Убедившись, что «рогами штурвала» самолет из крена и пике не вывести, он понял, что произошло. В секунду затянул обороты и поставил шасси на выпуск, обеспечивая самолету симметрию. На Ту-16 колеса выползают около минуты. Все это время самолет быстро терял высоту и скорость. Но крен начал уменьшаться. Визг в душах молчащего экипажа пошел на убыль и перешел на более низкие частоты. Когда самолет принял горизонтальное положение и по крену и по тангажу, Ваня поставил шасси на уборку. Высота в этот момент была около двух тысяч метров.
Справа внизу появилось светлое оранжевое пятнышко странной формы. Пятнышко росло. Быстро приближаясь, оно приняло форму вертикально стоящего креста. Рядом с крестом на невысоких скалах стоял седой старик. Его длинная борода и белые одежды развевались на ветру. Иван показал на старика рукой правому летчику. Но тот, выпучив глаза, не отрывал взгляда от высотомера. И ничего в мире не существовало для него, кроме этих застывших на 2 000 метрах стрелок.
Убедившись, что шасси убрано, начали разгон и набор высоты. Штурман, переведя дух, дрожащим голосом напомнил, какой курс надо выдерживать. После этого, включив двигатель на чрезвычайный режим, Ваня быстро набрал скорость и занял определенную планом полета высоту. Старик, покачав крестом, исчез, накрытый правой плоскостью.
Этап был длинный, и они тихо и незаметно заняли свое место в боевом порядке. Никто ничего не заметил, ни из кормы ведущего, ни второй ведомый.
- Штурман! – нажал он кнопку СПУ, – ты зафиксировал место, где это было?
- Да, командир. Нас унесло вправо. Судя по координатам НИ-50 это было над островом Святого Ионы, как раз 250 километров от Сахалина отошли…. Да я его и сейчас в локаторе вижу. Это большая редкость. Обычно его и не видно. Наверное, большой отлив, вот весь остров и вылез.
– «Товарищ» командир, – привычно поправил он штурмана. – А визуально ты его не видел?
– Откуда, товарищ командир, – исправил свою ошибку штурман. – Кромешная тьма снаружи, островок чуть больше километра в поперечнике. Необитаем. Его и днем-то никто никогда не видел.
– Ну, хорошо. Экипаж, доложить о самочувствии.
Тут заголосили все разом. Казалось, что лучшего самочувствия они не испытывали никогда.
– Предупреждаю, – для магнитофона заявил он. – Полет спокоен. Опасных метеоусловий нет. – И с металлом в голосе: И не было. Всем понятно?
– Да ясно! Да чего там, – заверил командира слетанный экипаж.

4. Второе рождение

После посадки, зарулив на свою стоянку, они не спешили выйти из самолета. И дело даже не в ослабевших внезапно коленях. Штурман, достав цилиндр бароспидографа, спешно коптил спичкой место падения высоты, тупо зафиксированного прибором. Затем иглой ножки циркуля провел прямую линию, исключающую всякие подозрения насчет выдерживания режима полета.
В каждом экипаже есть человечек, следящий за тем, чтобы ничего явного тайным не стало. Для соответствующих органов, разумеется. Был такой паренек и в экипаже Дашкова. Несмотря на меры, принятые Иваном, и клятвенные уверения всех членов экипажа в совершеннейшей преданности и конфиденциальности, соответствующим органам об этом происшествии все стало известно в течение 2-3 часов после посадки. Там спешить особенно не стали. Во-первых, ждали, может сам доложит? А во-вторых, информацию надо как-то легализовать, чтобы не спалить информатора. Да и признаков измены родному социалистическому Отечеству, вроде, не просматривалось
Ждать пришлось довольно долго, почти месяц. На ближайшую после происшествия субботу Иван, вопреки своим правилам – не пить с подчиненными, назначил тайное празднование второго Дня рождения. Выпили крепко, радовались, что живы. Обнимались и плакали. И настолько крепко выпили, что кое-кто только под утро домой пришел. На гневные упреки жены, забыв об обете молчания, гордо заявил:
– Молчи, дура! Мы свое второе рождение праздновали.
Жена давай расспрашивать. А наш герой грудь выпятил от геройства своего и под конец слезу выжал. Перепуганной жене мужа жалко стало, даже рюмочку коньячку налила, от чего он полураздетый на диван рухнул и уснул.
Просто диву даешься, как его жена недели две терпела. Решив, что срок давности уже истек, с подругой поделилась. А та в очереди за мясом всем, кто уши имел, доложила. И в очереди за мясом соответствующая бабонька есть. Та – соответствующим органам. А уж теперь легальных источников информации хоть пруд пруди.
Начались для Ивана тяжкие дни. Экипаж объяснительные записки написал. Штурманы под его руководством схему происшествия два двадцать на метр восемьдесят изобразили. А так как опыт у них был нулевой, пришлось прапорщика Мальцева из Дома офицеров звать да за бутылкой для него бегать. Какая же картина происшествия без вдохновения может быть создана. Зато схема получилась – загляденье. Иван ее после себе забрал и тщательно сохранял.
На схеме в плане и в профиль весь путь падения изображен был. И в обоих случаях остров Святого Ионы был показан.
Только ленивый этот экипаж не порол. И политотдел, и секретарь парткома, которого больше всего бесило, что он личное время тратит на тех, которых земля по непонятным причинам все еще носит, а каленым железом и поганой метлой почему-то не секут, и партийная, и комсомольская организации, вначале эскадрильские, а затем и полковые. Потом, когда все отведали Иванова тела, на общеполковом, а затем и дивизионном собрании офицеров, стоял Иван, голову понурив, а его руководители всех служб полоскали, как могли. Пока Саша Костренко, правдолюбец из другого полка, руку не поднял:
– Так за что мы летчика осуждаем? Действовал он грамотно, строго по инструкции. Экипаж и самолет спас – его к ордену представлять надо. А вот что стойка шасси от любого толчка вываливается – это разбора достойно.
Командир дивизии правдолюбца усадил и поинтересовался:
– Капитан Костренко, вам мало, что вас к нам из Острова сослали? Мы капитана Дашкова не за действия его осуждаем, а за то, что опаснейшую предпосылку к летному происшествию скрыть пытался.
Ване служебное несоответствие от комдива вкатили. Звезда его потускнела слегка, но не закатилась совсем. Только командиром отряда в первую очередь не его поставили.

5. Второй звонок

Иван не унывал. По-прежнему в спорте первым был и с матросами по выходным возился. Не забывал освежать в памяти главы из Инструкции. И как-то, осторожненько, кормового стрелка и радиста спросил, не видели ли они огоньков каких внизу по правому борту, когда из пике и крена вышли. Радист сказал, что ничего не видел, а кормовой стрелок заявил:
– Да если бы в этот момент ко мне в кабину Леонид Ильич Брежнев зашел, я бы и его, наверное, не заметил.
Штурман на повышение пошел. Стал штурманом отряда. Из правого летчика начали командира корабля готовить, второй штурман у него с тех пор уже третий или четвертый сменился. Да и кормовые, радист и КОУ, на каждые полеты менялись.
Молодой штурман, которого к Ивану назначили, программу становления что-то туговато проходил. Но допуск к самостоятельным полетам по маршруту и в боевых порядках все же получил.
Прошло года два или три. Все было по-прежнему. Не смог командир полка скрытности Ивану простить и выдвигать его на вышестоящие должности не спешил.
И начались как-то летом большие флотские учения. Полк имитировал нанесение ракетного удара в узком секторе по авианосной ударной группировке, которую остров Броутона из состава Курильской гряды изображал. Экипаж Ивану с бору по сосенке собирали. Даже Гришу Гончарука, что автомобили классно чинил, из «резерва Главнокомандующего», то есть из комендатуры, выковыряли.
Гриня, командир огневых установок, старший прапорщик, уже три года как не летал. Послали его дежурным по ВАИ. Дали полосатую палочку. Понравилось ему это дело. Его всегда к автомобилям тянуло. И в комендатуре он ко двору пришелся. Коменданту его красный «Зюзик» от позора спас.
Кто-то из патрульных или состава караула, движимый извечной ненавистью между комендантом и матросами стоящей, просунул палочку в щель между воротами, за которыми «Зюзик ушастый» стоял. На конце палочки был острый гвоздик вбит. Этим гвоздиком мстительный матрос нацарапал короткое слово, но на весь капот. Утром комендатура содрогнулась от дикого рева разобиженного коменданта. Собрался консилиум самых ушлых прапорщиков гарнизона. И только Гриша так сумел надпись затереть, что ее и под лупой разглядеть было невозможно. Вот с тех пор он чинил и рихтовал машины всему командованию полка и дивизии. А тут такая незадача: зовут Гриню полетать, даже пообещали в отпуск после учений отпустить и хрустальным кувшином из военторга отоварить. Благо дело летом происходило
Полет как полет, не сложнее и не проще всяких других учений. Штурман с тактическим пуском ракеты справился успешно и на радостях место в боевом порядке потерял. А тут полку еще команда поступила: посадка на запасном аэродроме в Приморье. Дело к ночи, а они сбоку от основного потока болтаются, никак места своего не найдут.
Начали они вдоль строя самолетов, что называется, смыкаться. Нет бы помощи у ведущего попросить, но по двум причинам решил Ваня тишком место свое найти. Во-первых – режим радиомолчания, а во-вторых – гордость не позволяла. Стали они свое место искать методом наблюдения за бортовыми номерами. А это ж вплотную к каждому подойти надо. Вот и началось: то чрезвычайный режим, то малый газ, а то наоборот. Но нашли они свое место в боевом порядке. Правда, может и от частой и резкой смены режима работы двигателей, а может и по какой другой причине переключающий контактор «залип». Топливо из правой плоскости вырабатываться перестало.
Начал сказываться дисбаланс. Когда триммером удержать самолет в горизонте стало невозможно, вцепились они с праваком в штурвал и удерживали от крена, сколько сил хватало. Но при разбалансе в полторы тонны и Ивановы стальные мышцы сдавать стали. А лететь еще больше часа. Понял он, что не удержать самолет, и решил аварийно топливо из плоскостной группы баков слить. То есть из тех баков, что в крыле находятся. Вот почти две тонны керосина над Татарским проливом и развеялось.
Самолет выровнялся, дикая нагрузка на штурвал исчезла. Можно бы и расслабиться. Одна беда – хватит ли топлива? Штурман с сомнением в голосе доложил, что должно хватить, и каждые пять минут остатки по группам проверяли. Вроде, хватит, если с ходу сесть. На второй круг и думать нечего.
Боевой порядок распустили на трехминутные интервалы. Посадка «с ходу». Получили условия посадки: сплошная облачность, нижний край – 400 метров, видимость восемь километров, ветер слабый. Условия нелегкие, особенно для штурмана, но не ужасные.
Где положено – шасси выпустили, а где и закрылки на «двадцать». Только собрались закрылки полностью выпускать, как на удалении до полосы 18 километров оба двигателя стали.
В кабине странно, но приятно запахло. Старец Аникей не появился, но Иван и сам догадался и взмолился: «Иона, помоги!»
И вовремя. Тьма кромешная. Ночь, высота 900 метров, сплошная облачность. Рельеф местности в Приморье – известный. Сплошные сопки с перепадами высот до 1000 метров. Второй штурман, непонятно за что ухватившись, аккумуляторы, то есть сверхаварийную сеть, включить забыл. Связи как в экипаже, так и внешней, нет. Посадочные фары – не горят. И только послесвечение светомассы на стрелках высотомеров показывает, как быстро тают эти 900 метров. Как падает спасительная скорость.
Слева появилось оранжевое быстро приближающееся пятнышко. В две секунды стал Иван различать летящую параллельным курсом фигуру старика с развевающейся бородой и указывающего куда-то вперед и влево огненным крестом. Следуя за движением креста, стал Ваня плавно влево доворачивать, следя, чтобы скорость не слишком быстро падала.
Правый летчик, онемев от ужаса и ничего, не понимая, тщетно пытался что-то рассмотреть внизу. Охрипший штурман пытался вернуть экипаж на посадочный курс, но из-за обесточенного переговорного устройства напрасны были его усилия и старания.
Летящий старик на Ивана не смотрел, а только указывал: вперед, вперед! И в какой-то неуловимый момент вдруг резко поднял крест вверх.
– Выравнивай! – пронеслось в мозгу у Ивана.
Не видя земли, он потянул штурвал на себя. Высотомер, установленный на уровень аэродрома, показывал 100 метров.
– Будь, что будет, – подумал он и подтянул штурвал к самому животу.
Тянулись секунды, и в каждую из них он ждал взрыва. Но взрыва не было. Самолет грубовато толкнулся о землю основными стойками и… И побежал. Неизвестно по какой поверхности, но побежал. Вначале даже плавно. Ваня держал штурвал, как учили при посадке на грунт. Держал, сколько мог. Когда воздух перестал держать нос, начался кошмар. Даже посаженный в катящуюся с горы и бешено вращающуюся бетономешалку человек не испытывал бы таких толчков и ударов.
Но самолет, подпрыгивая и содрогаясь, бежал. За стеклом по-прежнему был непроглядный мрак. Видимый одному Ивану старик предупреждающе поднял крест. Ваня зачем-то, не отдавая себе отчета, расстопорил переднее колесо. Резко, следуя за движениями креста, крутанул штурвальчик колеса влево, а через несколько секунд вправо. Броски и метания в кабине усилились, но после поворота вправо стали понемногу стихать. Невероятно, но самолет остановился! Более того, передняя нога, хоть и пострадала, но держалась в вертикальном положении. Это позволило открыть люк и быстро выскочить из самолета.
Впереди и слева светился оранжевым светом старик с крестом. Он поднял крест над головой и грозно потряс им. Иван беспомощно оглянулся, ища поддержки у экипажа. Но те истерически хохоча, катались по земле, в восторге оттого, что живы остались. От кормы к ним, яростно матерясь, бежал Гриша:
– Твою ать, ать, ать! Три года не летал! И как меня, старого дурня, угораздило, пи-пи, пи-пи, пи-пи…Да что бы я еще, когда нибудь….ать… ать… ать…
– Да, тихо ты! – прикрикнул Иван на него. – Смотрите вон туда, – показал Иван рукой куда-то во тьму. – Видите?
– Что, товарищ командир? Что, видите? – пять человек таращились во все стороны, не понимая, куда нужно смотреть.
А Иван четко видел, как оранжевой ракетой, продолжая грозить крестом, бородатый старик в старинных развевающихся одеждах входил в низкие облака.
– Да, нет, ничего. Показалось, – он боялся, что после того, как сохранил жизнь себе и экипажу, его сдадут в психушку.
Он подошел ко второму штурману, ухватил его обеими руками за спасательный жилет и, легко оторвав от земли, вознес к черному небу:
– Ты, почему не перешел на сверхаварийный режим? – потряс он вторым штурманом как тряпичной куклой. – Мы же вслепую садились! Мы же ни хрена не видели! Ни связи, ни посадочных фар! – Он раскачивал поникшего и не сопротивляющегося штурманца все сильнее и сильнее. Кажется, что в ярости он стукнет вторым штурманом об землю так, что дух из того вон.
Спас обоих, одного от тюрьмы, другого от смерти, штурман корабля. Он подошел и положил руку на плечо обезумевшего от гнева Ивана:
– Командир! А может, так лучше? Может, с фарами и указаниями РП мы не нашли бы эту площадку? Мы ведь сильно влево ушли. Градусов на тридцать. Я орал, чтобы ты исправил курс. Слава Богу, ты меня не услышал. И как ты среди крутых сопок, в кромешной тьме эту площадку нашел? Послушай ты меня, и от нас только черное пятно утром нашли бы.
– Я тебя и так слишком много слушал. Ты бы лучше место в боевом порядке выдерживал. Может, и не торчали бы сейчас здесь. – Он опустил штурманца на землю. – Где это мы? Ну, ты, второй штурман. Бегом в кабину и включи аккумуляторы! Правый летчик. Включить посадочные фары и УКВ на первом канале. Там РП охрип уже, нас вызывая.
Когда загорелись посадочные фары, все увидели, что находятся на краю кукурузного поля. В пятидесяти метрах впереди черной трещиной зиял овраг. За ним высокий и густой лес – Уссурийская тайга.
Радист все доступные средства связи включил. Очевидно весь полк, кроме их экипажа, благополучно сел на запасной аэродром. Руководитель полетов совместно с дежурным по связи на всех каналах с уже проявившейся безнадежностью уныло повторяли:
– 532-й, 532-й, я – Рубильник, я – Рубильник. Ответьте, ответьте, если слышите. Прием.
Первым отозвался радист:
– Рубильник, Рубильник, я – задний 532-ого. Вас слышу, вас слышу…. Мы целы, мы живы! Да, все! Передаю связь переднему, нет, старшему…
Иван уже стоял между креслами и подключал фишку шлемофона.
С первыми лучами восходящего солнца над кукурузным полем кружил вертолет. Поле, длиной 800 метров находилось в 10 километрах от посадочного курса и на сто метров выше порога ВПП. Самолет, по счастливой случайности, приземлился в самом начале поля и пересек его практически по диагонали. Мало того, середину поля пересекала глубокая ложбина, и если бы Иван не отвернул самолет влево, а затем вправо, самолет сейчас догорал бы среди невысоких стеблей кукурузы. Объяснить, почему он, не видя ничего в кромешной тьме, принял такое решение, Иван так никогда и не смог.

6. Начштаба эскадрильи

После утомительных расследований, разборов, непосредственным виновником происшествия был признан Конструктивно-производственный недостаток, способствующим – безграмотные действия штурмана при полете строем в боевых порядках полка. Действия командира были признаны грамотными, четкими и единственно верными. И на общем собрании офицеров дивизии правдолюбец Саша Костренко спросил его:
– Ну как, как ты нашел в темноте это поле? Как определил момент выравнивания, если высотомер показывал 100 метров? Как объехал ложбину в середине поля?
На все эти вопросы Иван только плечами пожимал.
А генерал добавил:
– Да твой экипаж в рубашках весь родился, а ты сам в кожаной куртке! Хотя лично для себя я бы не пожелал такого везенья.
После разбора Иван на прием к генералу записался. Главный вопрос состоял в том, оставаться ли в пилотах или уйти на землю? Иван, памятуя грозные жесты святого Ионы, этот вопрос решил для себя однозначно: все, два звонка прозвенели, третьим похоронный марш будет. А ему еще и тридцати лет нет. Ну не вышел из него Кожедуб, может, еще другой кто выйдет?
Генерал, уверенный, что все эти приметы – бабские сказки, настаивал, чтобы Ваня продолжал летать. Он был уверен, что такие летчики каждый день не рождаются. Посетовал, что в первом случае, возможно, и погорячились. А все Костренко виноват – в каждой бочке затычка, не лез бы, Ивана и не наказали тогда. Генерал предложил: через полгода, конечно, когда шум стихнет, поставить его сразу заместителем командира эскадрильи. А через год в академию направить, а это прямая дорога в генералы. Но Ваня был тверд.
Тогда начальник политотдела предложил его замполитом эскадрильи поставить или секретарем парткома. Но замполит эскадрильи должность летающая, а секретарь парткома должен в теоретических вопросах разбираться, а Ваня философий не любил. Его конкретное дело к себе тянуло.
Вот тогда начальник штаба дивизии, полковник Елбыздыков, тоже присутствующий при решении Ивановой судьбы, слово попросил. Он сказал:
– В третьей эскадрилье «румынского» полка начальник штаба майор Токмаков Юрий Павлович на пенсию собрался. Ты годик там поработай, говорят, ты с матросами хорошо управляешься, а я тебя на следующий год в академию направлю, и будешь ты у нас, Вано, великий начальник штаба. Э? Разрешите, товарищ генерал. Он справится, родным папой-аксакалом клянусь.
Вот так и стал Иван Дашков начальником штаба третьей авиационной эскадрильи славного «румынского» полка.



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
• Остров Святого Ионы — Остров Ионы (56°24 с. ш. 143°23 в. д.). – Отвесные скалы в Охотском море, расположенные в 250 км к северу от Сахалина, высотой около 150 м. Остров необитаем. Лежбище сивучей. Птичьи базары, открыт Биллингсом в 1789 г. О-в голый каменный, более 5 верст в окружности, имеет вид стога.
 
Реклама
Назад