Катастрофа Ту-104 №42444 17.03.1979 в а/п Внуково. Как это было.

Если Вы не нашли, то это не означает, что этого нет.))
Или не то и не там искали... Действия экипажа при пожаре двигателя на взлете применетельно к Ил-76 в Иваново только что обсуждались на форуме. Здесь схема та же самая, два разворота и заход на посадку по курсу взлета, только орбиты Ту-104 выполнял левые, а заходил он на посадку со стороны Москвы, вдоль Киевского шоссе, четвертый разворот заканчивали где-то между остановками Румянцево и Картмазово.
 
Реклама
Исходя из вашей логики - тот экипаж нарушитель. По крайней мере штурман, защищая командира, ни разу не упоминал о запасном на случай срочной посадки.
Согласно же НПП - никаких нарушений, запасной для аэродрома вылета в те годы не требовался.
Исходя из вашей логики, то взлетая с аэродрома где нет погоды для посадки, то можно на него и садиться, если, допустим, не убралось шасси/механизация, отказ навигационного оборудования и т.д. и т.п. Так разве не бывает. И тогда и сегодня мыслящий пилот должен иметь в таком случае запасной на случай прекращения полета по плану после взлета. Аэродром не подходит для посадки значит у него должен быть запасной. Вот только случаи бывают разные, позволяющие полет до ближайшего и не позволяющие - нелокализованный пожар на борту(наш случай). Так что никаких нарушений.
 
Последнее редактирование:
Исходя из вашей логики, то взлетая с аэродрома где нет погоды для посадки, то можно на него и садиться, если, допустим, не убралось шасси/механизация, отказ навигационного оборудования и т.д. и т.п. Так разве не бывает
И по моей логике, и по действующему в то время НПП ГА так нельзя было делать. Потому что НПП разрешало выполнять посадку ниже минимума при отазах авиатехники только если нет возможности продолжить полет до другого аэродрома.
Приведеные вами примеры явно на такое не тянут.

Или у вас логика чуток другая - но это уже шутка :)
 
И по моей логике, и по действующему в то время НПП ГА так нельзя было делать. Потому что НПП разрешало выполнять посадку ниже минимума при отазах авиатехники только если нет возможности продолжить полет до другого аэродрома.
Приведеные вами примеры явно на такое не тянут.

Или у вас логика чуток другая - но это уже шутка :)
Интересная фраза: "...если нет возможности продолжить полет до ДРУГОГО аэродрома." Вопрос из зала: - До какого другого аэродрома?
Если у вас допустим не убралось шасси после взлёта и вы сядите ниже минимума на аэродроме вылета, имея запасные с погодой, то как говорили в старину - в пилотском и фотографию вырежут. И это не шутка.))
Если КВС принял решение возврата на аэродром вылета, то теперь это его аэродром назначения, а дальше НПП. Нет погоды для посадки - уходим на запасной. Не пойму в чем проблема? Имея погоду на взлет ниже минимума для посадки и не определились с запасным, то это ваши проблемы. Умереть не дадут, подскажут. Но и самому нужно шевелить мозгами.
 
Если это верно - значит самолет Ту-104 при отказе одного двигателя на взлете не может продолжать полет?
Самолеты с 2-мя и более двигателями и во времена Ту-104 проектировались исходя из условия возможности продолжения взлета при отказе одного из двигателей. Возможно взлетного режима было недостаточно и по этой причине у двигателей самолета ТУ-104 был чрезвычайный режим, который выше взлетного. ЧР можно было воспользоваться в подобных критических ситуациях, кратковременно, минуты на 2-3, может 5, точно не знаю. И в тот раз экипаж этот режим использовал, правда не на взлете, но тогда они увеличили режим оставшегося двигателя до ЧР после выключения другого, у которого сработала сигнализация. А в основе принимавшихся экипажем решений видимо были метеусловия, способствующие образаванию сильного обленения. Да я и сам тоже помню, что погода в тот день была очень мерзкая, почти весь день то шел, то моросил ледяной дождь, лишь изредка прерываясь
 
Интересная фраза: "...если нет возможности продолжить полет до ДРУГОГО аэродрома." Вопрос из зала: - До какого другого аэродрома?
Если у вас допустим не убралось шасси после взлёта и вы сядите ниже минимума на аэродроме вылета, имея запасные с погодой, то как говорили в старину - в пилотском и фотографию вырежут. И это не шутка.))
Если КВС принял решение возврата на аэродром вылета, то теперь это его аэродром назначения, а дальше НПП. Нет погоды для посадки - уходим на запасной. Не пойму в чем проблема? Имея погоду на взлет ниже минимума для посадки и не определились с запасным, то это ваши проблемы. Умереть не дадут, подскажут. Но и самому нужно шевелить мозгами.
Еще раз.
Если сейчас я собираюсь взлетать когда фактическая ниже минимума для посадки - я заранее определю запасной для аэродрома взлета, это обязательно будет озвучено на предвзлетном брифинге. И это не не только "по логике" - так прописано в ОМ-А авиакомпании, однозначно и без необходимости логику включать.
В действующем в то время НПП ни слова о необходимости иметь запасной для аэродрома взлета на такой случай. Возможно грамотные пилоты и оговаривали возможные ситуации невзирая на отсутствие такого требования в НПП, возможно и в обсуждаемом случае оговаривалось - но в сообщении штурмана ни одного упоминания что хоть какой другой аэродром рассматривался как запасной для взлета.
Чтобы не быть голословным - вот его слова:
"А вот здесь, очень важный момент, одна из главных причин катастрофы. В то время существовало два минимума погоды, для взлета и для посадки. Для посадки минимум погоды нашего самолета был равен 120 метров нижний край облачности и 1500 метров горизонтальной видимости. Это те минимальные условия погоды при которых КВС может посадить Ту-104. Для взлета был другой минимум – 800 метров видимости. И все. То есть если самолет взлетел при установленном для взлета минимуме погоды, обратно сесть, при необходимости, он не сможет."
 
Реклама
но в сообщении штурмана ни одного упоминания что хоть какой другой аэродром рассматривался как запасной для взлета.
Для посадки. Есть такое упоминание:
Еще несколько раз приходили на АДП (аэродромный диспечерский пункт), но погоды не было то в Одессе, то во Внуково, то не было запасных.
Штурман видимо просто сокращает изложение и не пишет подробнее, так как вариант с запасными не использовался. Вроде бы запасной и не должен был использоваться при пожаре, я хоть и не летчик, но полагаю, что "Пожар!" - это немедленная посадка на ближайший аэродром, независимо от типа. Если только экипаж точно не выяснит, что срабатывание сигнализации о пожаре было ложным. Если бы выяснили, тогда запасной, но они не могли выяснить, поэтому - Внуково. Почти наверняка и в РЛЭ Ту-104 такие, или похожие предписания были прописаны. Очевидно также, что запасные экипажем рассматривались, так как из приведенных слов автора следует, что вылет из Внуково был произведен только при выполнении всех трех условий: погода в Одессе стала соответствовать минимумам для посадки, во Внуково - минимумам для взлета, плюс открылись запасные (или хотя бы один запасной, если так можно).
 
Еще раз.
Если сейчас я собираюсь взлетать когда фактическая ниже минимума для посадки - я заранее определю запасной для аэродрома взлета, это обязательно будет озвучено на предвзлетном брифинге. И это не не только "по логике" - так прописано в ОМ-А авиакомпании, однозначно и без необходимости логику включать.
В действующем в то время НПП ни слова о необходимости иметь запасной для аэродрома взлета на такой случай. Возможно грамотные пилоты и оговаривали возможные ситуации невзирая на отсутствие такого требования в НПП, возможно и в обсуждаемом случае оговаривалось - но в сообщении штурмана ни одного упоминания что хоть какой другой аэродром рассматривался как запасной для взлета.
Чтобы не быть голословным - вот его слова:
"А вот здесь, очень важный момент, одна из главных причин катастрофы. В то время существовало два минимума погоды, для взлета и для посадки. Для посадки минимум погоды нашего самолета был равен 120 метров нижний край облачности и 1500 метров горизонтальной видимости. Это те минимальные условия погоды при которых КВС может посадить Ту-104. Для взлета был другой минимум – 800 метров видимости. И все. То есть если самолет взлетел при установленном для взлета минимуме погоды, обратно сесть, при необходимости, он не сможет."
Вы встречали неграмотных пилотов?))) Рад, что в вашей компании это прописали, летайте на здоровье и безопасно.)
Что же касается автора ветки, то допускаю, что он мог и подзабыть тонкости тех лет. Ведь это был его последний полет. Тем более в той ситуации о запасном не думают. Собственно как недавно на Иле в Иваново.
PS. Як-42 взлет 200(400) посадка 60х800. В обморок никто не падал. Запасной для взлета и вперёд.
 
Вы встречали неграмотных пилотов?))) Рад, что в вашей компании это прописали, летайте на здоровье и безопасно.)
Что же касается автора ветки, то допускаю, что он мог и подзабыть тонкости тех лет. Ведь это был его последний полет. Тем более в той ситуации о запасном не думают. Собственно как недавно на Иле в Иваново.
PS. Як-42 взлет 200(400) посадка 60х800. В обморок никто не падал. Запасной для взлета и вперёд.
Уже в который раз.
В действующем в те годы НПП не упоминается необходимость иметь запасной для аэродрома взлета если фактическая погода на аэродроме взлета ниже минимума для посадки.
Можете какой либо цитатой из рукдоков опровергнуть это утверждение?
 
Уже в который раз.
В действующем в те годы НПП не упоминается необходимость иметь запасной для аэродрома взлета если фактическая погода на аэродроме взлета ниже минимума для посадки.
Можете какой либо цитатой из рукдоков опровергнуть это утверждение?
Я вам все привёл и не один раз. Не доходит - ваши проблемы. Ещё раз, намеревается вернуться на аэродром вылета, после чего он становится аэродромом назначения, нет погоды уходим на запасной с условиями согласно НПП. Так летали ДО, так летают сейчас и так будут летать после грамотные пилоты. Если уж совсем документально, то вам не составит труда заглянуть в любое РЛЭ и там в особых/аварийных случаях на взлете найти фразу: "... и принять решение произвести посадку на аэродроме вылета или на ближайшем". Где ближайший и есть запасной.
На этом достаточно.
 
Последнее редактирование:
Я вам все привёл и не один раз. Не доходит - ваши проблемы. Ещё раз, намеревается вернуться на аэродром вылета, после чего он становится аэродромом назначения, нет погоды уходим на запасной с условиями согласно НПП. Так летали ДО, так летают сейчас и так будут летать после грамотные пилоты. Если уж совсем документально, то вам не составит труда заглянуть в любое РЛЭ и там в особых/аварийных случаях на взлете найти фразу: "... и принять решение произвести посадку на аэродроме вылета или на ближайшем". Где ближайший и есть запасной.
На этом достаточно.
Ну и какаой ближайший в обсуждаемом случае перед вылетом был оговорен экипажем? Можете сказать?
В рассказе штурмана довольно подробно рассказано как, где и сколько ждали, как подготовку проходили, как менялась погода в Одессе, во Внуково, то был то не был запасной - но НИ ОДНОГО упоминания о ближайшем на случай невозможности вернуться на аэродром вылета по погоде. А ведь это перед взлетом должно оговариваиться! Да и после взлета набрав достаточно немалую высоту в 1500 метров другие варианты кроме как аэродром вылета не упоминались. Скажете - штурман не все припоминает? Но ведь он все описывает очень подробно - как тогда можно упустить такой важный момент как ближайший аэродром?
Причина этого легко объяснимая - НПП не требовало иметь запасной для аэродрома взлета! Поэтому в рассказе штурмана и нет упоминаний о ближайшем.
Не зря же он пишет "А вот здесь, очень важный момент, одна из главных причин катастрофы. В то время существовало два минимума погоды, для взлета и для посадки...."
 
Ну и какаой ближайший в обсуждаемом случае перед вылетом был оговорен экипажем? Можете сказать?
В рассказе штурмана довольно подробно рассказано как, где и сколько ждали, как подготовку проходили, как менялась погода в Одессе, во Внуково, то был то не был запасной - но НИ ОДНОГО упоминания о ближайшем на случай невозможности вернуться на аэродром вылета по погоде. А ведь это перед взлетом должно оговариваиться! Да и после взлета набрав достаточно немалую высоту в 1500 метров другие варианты кроме как аэродром вылета не упоминались. Скажете - штурман не все припоминает? Но ведь он все описывает очень подробно - как тогда можно упустить такой важный момент как ближайший аэродром?
Причина этого легко объяснимая - НПП не требовало иметь запасной для аэродрома взлета! Поэтому в рассказе штурмана и нет упоминаний о ближайшем.
Не зря же он пишет "А вот здесь, очень важный момент, одна из главных причин катастрофы. В то время существовало два минимума погоды, для взлета и для посадки...."
Вам, что нечего делать? Эти два минимума существовали всегда на отечественной технике. Странно, что вы этого не знаете. Ещё раз! МВЗ закрыто погодой, пожар не ликвидирован. Будем моститься на аэродроме вылета. Та же погода. Взлетаем во Внуково на Новосибирск не убралось шасси. Докладываем и следуем на запасной Воронеж. Почему Воронеж? Потому, что перед вылетом проанализировали погоду на ближайших, а не морочим эфир: А какая погодка в...? Так поступают грамотные пилоты без всяких "НПП не требовало..."
 
Вам, что нечего делать? Эти два минимума существовали всегда на отечественной технике. Странно, что вы этого не знаете. Ещё раз! МВЗ закрыто погодой, пожар не ликвидирован. Будем моститься на аэродроме вылета. Та же погода. Взлетаем во Внуково на Новосибирск не убралось шасси. Докладываем и следуем на запасной Воронеж. Почему Воронеж? Потому, что перед вылетом проанализировали погоду на ближайших, а не морочим эфир: А какая погодка в...? Так поступают грамотные пилоты без всяких "НПП не требовало..."
Так я от вас не услышал ответ - какой ближайший оговаривался перед вылетом или уже когда возникла нештатная ситуация?
 
Ещё раз, намеревается вернуться на аэродром вылета, после чего он становится аэродромом назначения, нет погоды уходим на запасной с условиями согласно НПП. Так летали ДО, так летают сейчас и так будут летать после грамотные пилоты.

Интрересно, откуда вы это взяли что аэродром вылета может превратиться в аэродром назначения?
Тогда вот вам определение из НПП:
"Аэродром назначения - аэродром указанный в плане полета и в задании на полет как аэродром намеченной посадки"
Если же следовать вашей логике - то и запасной аэродром после принятия решения туда лететь превращается в аэродром назначения для которого еще один запасной нужен?

P.S. Логика - это хорошо. И без нее в летной работе не обойтись.
Но вот когда доходит до расследования или следствия - то на первом месте стоят рукдоки. А логику не каждый расследователь или следователь может понять.
 
Последнее редактирование:
Так я от вас не услышал ответ - какой ближайший оговаривался перед вылетом или уже когда возникла нештатная ситуация?
Не оговаривался запасной при вылете, только у аэродрома назначения.
Не оговаривался и потом, на Ту-134. Только аварийные площадки я записывал в бортжурнал, азимут и удаление.
Их озвучивал и КВС перед запуском двигателей.
А запасной для нештатной ситуации после взлета не рассматривали.
Не было такого требования в НПП и в голове сидело, что при необходимости сядем в аэропорту вылета.
 
Реклама
Не оговаривался запасной при вылете, только у аэродрома назначения.
Не оговаривался и потом, на Ту-134. Только аварийные площадки я записывал в бортжурнал, азимут и удаление.
Их озвучивал и КВС перед запуском двигателей.
А запасной для нештатной ситуации после взлета не рассматривали.
Не было такого требования в НПП и в голове сидело, что при необходимости сядем в аэропорту вылета.

Вот об этом уже который раз пишу со ссылками на НПП действующее в те годы - а Lopast65 все на логику переключает.
 
Назад