а государственный гражданский технический оператор был единственным
Если вы про Аэрофлот-МГА, то он был скорее единым заказчиком. Операторов внутри МГА было много, и каждое УГА было в значительной степени независимым.
Но разные УГА заказывали себе разные самолёты, и КБ делали самолёты под эти заказы.
Вспомните, Москва заказала себе "паркетник" Ил-18, а Киев - "вездеход" Ан-10. И оба типа с близкими характеристиками с т.з. пассажира эксплуатировались параллельно.
Таджики заказали себе для гор Як-40, якуты для холода - Ан-24. И снова два близких по характеристикам типа шли вместе.
Больше всего выпендрилось Северо-кавказское управление с заказом на реактивный сельскохозяйственный биплан М-15 - и им таки его сделали.
А с семидесятых пошли реальные зарубежные заказы за валюту не из стран СЭВ, так там всё уже совсем по-взрослому было.
Сотни самолётов и вертолётов были проданы в Индию, Перу, Мексику, Финляндию, Эфиопию, Бангладеш, Афганистан, Анголу, Ливию, Судан, Никарагуа.
Если говорить про СЭВ, кстати, там тоже не всё так однородно было, и наши самолёты не были единственным вариантом.
Например, в румынской Tarom вместо Ту-134 заказали BAC 1-11, а Ил-62 летали параллельно с Boeing 707. Malev и 737-200, LOT и 767-300 и т.д.
#оффтоп ау итд