2-я стратегия управления ресурсом. Что это?

    Plivet

    скиф
    Есть ли нормативка?

    Эксплуатация по ресурсу основных деталей, или назначенный всё-таки есть у основного изделия?
     

    zl-day

    Электронно Ваш
    нормативка - "Положение о..."
    Но если я правильно понимаю "стратегия управления" - это каким образом Вы будете ресурс увеличивать, на основании чего и т.д., а каким образом будете после этого эксплуатировать - вопрос второй...
     

    Ученый

    Старожил
    У них (ЦИАМ), вроде, свои положения были для ТЭС двигателей. "2 стратегия" это оно и есть, правда как-то с сохранением назначенного ресурса умудряются ТЭС делать ;)
     

    zl-day

    Электронно Ваш
    Ученый, т.е. это не ТЭС, а ТО по С получается?
    Как, по Вашему, правильней сформулировать "ТЭС" или "ЭТС"?
     

    Ученый

    Старожил
    Дык, у нас же в ОСТе по ТЭС это все написано http://narod.ru/disk/7830767000/ОСТ 1 02776-2001.pdf.html
    "Техническая эксплуатация, при которой замена изделия при всех видах (формах) ТОиР для его восстановления или списания производится только при отказе изделия или достижении им предотказного состояния"
    При этом существенный признак - отсутствие назначенных ресурсов и сроков службы (могут быть только средние или гамма-процентные, как показатели долговечности)
    "ТО по состоянию" я бы вообще не употреблял, чудной какой-то термин (хотя и существует уже давно...)
     

    zl-day

    Электронно Ваш
    Видимо, у двигателистов на этот счёт особое мнение: эксплуатируйте как угодно, но только в пределах назначенного ресурса :)

    А на счёт ТОиР по состоянию, на сколько я понимаю, это из книг Н.Н. Смирнова и А.А. Ицковича?
     

    Ученый

    Старожил
    А на счёт ТОиР по состоянию, на сколько я понимаю, это из книг Н.Н. Смирнова и А.А. Ицковича?
    Ну да, хотя есть еще ряд их последователей, которые пытаются вкладывать в это глубокий смысл и "коренное отличие" :) от "технической эксплуатации по состоянию". Наверное это связано как раз с попыткой сохранения назначенного ресурса, но введения вариаций в объемах работ по ТО в зависимости от фактического состояния изделия. Однако это надуманный прием, поскольку общий объем ТО всегда связан с результатами планового контроля, а он, в свою очередь, связан с надежностью изделия и возможностями системы контроля, но никак не с техническим состоянием изделия, т.е. ТО оно всегда "по состоянию" и особого такого вида работ вводить не стоит

    ---------- Добавлено в 18:24 ----------

    Как, по Вашему, правильней сформулировать "ТЭС" или "ЭТС"?
    А вот это непростой вопрос. Когда то мы пытались сделать ГОСТ на термины и определения ТЭС, но его Госстандарт (еще СССР) зарубил (сказали слишком специальный для уровня ГОСТ). Так вот тогда выяснилось терминологическое противоречие между понятием "эксплуатация" - как стадия жизненного цикла и "техническая эксплуатация" - как комплекс работ, выполняемых на стадии эксплуатации. Оно сказалось и на построении терминологии ТЭС ...
    В общем, более строго терминологически - "эксплуатация по ТС", но в жизни больше используется (и мне лично ближе) "техническая эксплуатация по состоянию"
     

    Пpoчнист

    Местный
    Однако это надуманный прием, поскольку общий объем ТО всегда связан с результатами планового контроля, а он, в свою очередь, связан с надежностью изделия и возможностями системы контроля, но никак не с техническим состоянием изделия, т.е. ТО оно всегда "по состоянию" и особого такого вида работ вводить не стоит

    Про объем ТО я с вами соглашусь, но вот периодичность его должна напрямую зависить от состояния изделия, т.е режима его эксплуатации между ТО. Я в первую очередь говорю о планере.

    Идея неограниченной эксплуатации только по "состоянию" приказала долго жить. Для планера назначенный ресурс теперь - вещь довольно жестко регламентируемая.

    Экономия на ТЭС сейчас возможна только за счет растяжки сроков ТО, если режим эксплуатации менее напряженный, чем расчетный, т.е. тот, для которого установлен назначенный ресурс.

    Это так, 2 копейки для поддержания разговора.
     

    Ученый

    Старожил
    Я в первую очередь говорю о планере.
    А я о комплектующих :) Поскольку для них методы ТЭС наиболее эффективны. Для планера и газогенератора двигателя все сложнее и "эксплуатации по состоянию" для них достаточно условна (физика статики, старения и усталости все определяет)
     

    MsKos

    Местный
    Это так, 2 копейки для поддержания разговора.
    Позволю выложить свои 2 копейки: 8-)
    Изделие АТ (в т.ч. и планер) может эксплуатироваться либо по ресурсу (или по сроку службы) либо по состоянию (без оных). Третьего - не дано. Это почти как в том анекдоте: либо крокодилы летают, либо не летают - и третьего не дано...
    Остальное - от "лукавого"...:D
     
    Последнее редактирование:

    Пpoчнист

    Местный
    Увы, даже при эксплуатации планера по состоянию, ФАА не разрешает превышать его назначенный ресурс.
     

    Ученый

    Старожил
    В этом есть своя правда :) Для механических систем трудно уйти от некоего расчетного срока эксплуатации, поскольку от него зависит выбор материалов и параметров силовой конструкции. В этом случае эксплуатация по состоянию становится в некотором смысле условной и я бы считал главными признаками: отсутствие планового ремонта конструкции в целом (назначенного межремонтного ресурса/срока службы) и максимально широкое использование возможностей безопасной повреждаемости элементов конструкции. Совсем уйти от общего назначенного ресурса (проектного, расчетного и т.п.) будет трудновато...
     

    Plivet

    скиф
    при эксплуатации планера по состоянию, ФАА не разрешает превышать его назначенный ресурс
    Увы, с такой ошибкой сталкиваюсь и в РЭ на ВС,, выслушиваю от высоких чинов.
    По-моему, Вы путаете метод "техническая эксплуатация по ресурсу" с применением безремонтной технологии с
    методом "техническая эксплуатация по состоянию".
    ---------- Добавлено в 12:23 ----------
    Экономия на ТЭС сейчас возможна только за счет растяжки сроков ТО
    И это подтверждение моей вышеизложенной мысли. Или Вы имеете ввиду метод "техническая эксплуатация с контролем параметров"? Но и при нём ограничения по ресурсам не устанавливаются, критерий один - достижение предотказного состояния.
     

    MsKos

    Местный
    Увы, даже при эксплуатации планера по состоянию, ФАА не разрешает превышать его назначенный ресурс.
    Дык, стало быть, это ж не по состоянию, а по ресурсу. Тут все понятно...
    отсутствие планового ремонта конструкции в целом (назначенного межремонтного ресурса/срока службы)
    Плановый ремонт может и быть, а вот межремонтного может и не быть, просто - периодичность кап.ремонта или КВР или overhaul, названия м.б. разные - суть одна: детальный осмотр с разборкой и дефектацией и последующим восстановлением исправного состояния самыми различными способами.
    Совсем уйти от общего назначенного ресурса (проектного, расчетного и т.п.) будет трудновато...
    Если имеется ввиду планер, то есть вопросы. А собсно назначенный ресурс это что такое? В его течении гарантированно не возникнет что? Катастрофическое разрушение? Недопустимое усталостное повреждение? Ну отработан он, ничего этого не возникло - чего дальше то? Или усталостные были выявлены и благополучно отремонтированы или локализованы, а дальше то что? Быть или не быть экземпляру ВС? Если не быть, ни при каких условиях, тогда все понятно. Но, на самом то деле это не так, экземпляр ВС всеми правдами и неправдами продолжает жить. Тогда какой же это назначенный, если можно жить и после него?
     

    romadm

    слон
    MsKos,
    У нас в стране можно за чемодан денег любой ресурс продлить. Даже не обязательно на самолет смотреть при этом.
     

    Пpoчнист

    Местный
    Дык, стало быть, это ж не по состоянию, а по ресурсу. Тут все понятно...

    Дык, стало быть, эксплуатации по состоянию самолетов, сертифицированных по ФАР-25, больше нет. В ваших терминах - только по ресурсу.
     

    Plivet

    скиф
    детальный осмотр с разборкой и дефектацией и последующим восстановлением исправного состояния самыми различными способами

    Это и есть метод "Техническая эксплуатация с контролем параметров".


    Тогда какой же это назначенный, если можно жить и после него?


    Это - назначенный, но его значение увеличивается отдельному экземпляру.

    Хотя, Вы правы, всё это условности, железо есть железо, стареет, как и мы.

    ---------- Добавлено в 12:54 ----------

    Плановый ремонт может и быть, а вот межремонтного может и не быть

    Плановый и межремонтный - "не две ноги в сапоге"?
     

    Пpoчнист

    Местный
    Цитата: Сообщение от Пpoчнист при эксплуатации планера по состоянию, ФАА не разрешает превышать его назначенный ресурс Увы, с такой ошибкой сталкиваюсь и в РЭ на ВС,, выслушиваю от высоких чинов. По-моему, Вы путаете метод "техническая эксплуатация по ресурсу" с применением безремонтной технологии с методом "техническая эксплуатация по состоянию". ---------- Добавлено в 12:23 ---------- Цитата: Сообщение от Пpoчнист Экономия на ТЭС сейчас возможна только за счет растяжки сроков ТО И это подтверждение моей вышеизложенной мысли. Или Вы имеете ввиду метод "техническая эксплуатация с контролем параметров"? Но и при нём ограничения по ресурсам не устанавливаются, критерий один - достижение предотказного состояния. __________________

    Насчет моей путаницы - вполне может быть. Не силен я в этих новых ГОСТах.

    Я говорю исключительно о планере.
    Под эксплуатацией планера по состоянию я понимаю периодические осмотры определенных критических мест с целью поиска усталостных трещин, т.е. на основе принципа безопасного повреждения. Если трещину находят ее ремонтируют и продолжают летать, если нет - продолжают летать без ремонта. При этом процесс неограничен по времени - налету. Трещин нет - летаем.

    Сейчас эта лавочка прикрыта. Даже если трещин нет - либо выводи самолет из эксплуатации по достижении установленного ресурса, либо заменяй деталь, достигшую ресурса.

    ---------- Добавлено в 01:55 ----------

    Если имеется ввиду планер, то есть вопросы. А собсно назначенный ресурс это что такое?

    Срок службы, заявленный и подтвержденный производителем при сертификации типа.

    В его течении гарантированно не возникнет что? Катастрофическое разрушение? Недопустимое усталостное повреждение?

    Катастрофическое разрушение.

    Ну отработан он, ничего этого не возникло - чего дальше то? Или усталостные были выявлены и благополучно отремонтированы или локализованы, а дальше то что? Быть или не быть экземпляру ВС? Если не быть, ни при каких условиях, тогда все понятно. Но, на самом то деле это не так, экземпляр ВС всеми правдами и неправдами продолжает жить. Тогда какой же это назначенный, если можно жить и после него?

    При выработке этого назначенного ресурса у эксплуатанта есть три варианта:

    1) замена деталей на новые или с остатком ресурса.
    2) проведение дополнительных исследований, включая полноразмерные усталостные испытания на расширенный срок службы.
    3) списание самолета.

    Правда, все это с учетом индивидуальных особенностей эксплуатации данного самолета. Т.е. при сертификации ресурс устанавливается в эквивалентных часах, а не в прямых летных. Но это надо еще доказывать ФАА.