23 апреля 2013 года, Москва. – Сегодня в Аэрофлот поступило Представление Cчетной палаты, проверявшей деятельность «Аэрофлота» за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года. По итогам проведенной проверки сообщаем следующее:
В своем отчете аудиторы СП, справедливо отмечая, что высокая стоимость перевозок обусловлена выгодными слотами и обновленным парком воздушных судов, делают, по нашему мнению, неверный вывод о неэффективном управлении компанией. Удобное для пассажиров время отправления и прибытия рейсов, и новые, а значит надежные и безопасные, самолеты являются важнейшим конкурентным преимуществом авиакомпании. Благодаря самому молодому авиапарку в Европе, удобной для пассажиров и разветвленной сети маршрутов, Аэрофлот добился одной из самых высоких в отрасли загрузки своих рейсов. По такому важному операционному показателю, как процент занятости кресел, Аэрофлот в 2012 году вошел в топ-10 европейских авиаперевозчиков. С результатом 77,9% авиакомпания занимает 8-е место в Европе.
Практически удвоив чистую прибыль по отношению к 2010 году, Группа Аэрофлот вошла в европейский топ-3 по финансовым результатам деятельности в 2011 году (по версии журнала Airline Business). По версии авторитетного международного отраслевого журнала Air Transport World (ATW), Группа Аэрофлот вошла в ТОР 10 авиакомпаний мира по показателю чистой прибыли за 2011 год. В престижном рейтинге международной компании The Boston Consulting Group Аэрофлот значится в числе десяти лучших транспортных и туристических компаний мира. Активная деятельность Аэрофлота и по консолидации российской авиаотрасли, и по повышению эффективности бизнеса неоднократно отмечалась рейтинговыми агентствами и отраслевыми экспертами. Вывод аудиторов СП о неэффективности авиаперевозчика вызывает у нас удивление и не соответствует оценкам отраслевых и международных экспертов.
У руководства Аэрофлота вызывает непонимание отнесение рекламных и административных расходов компании к неэффективным затратам. В 2012 году Аэрофлот начал стабильно перевозить более миллиона пассажиров ежемесячно. Нарастить пассажиропоток удалось благодаря активной рекламной кампании, прежде всего зарубежной. По опросу ВЦИОМ более 80% иностранцев, путешествующих в Россию, теперь предпочитают своим национальным авиаперевозчикам Аэрофлот. Важно отметить, что на собственно рекламу уходит 0,6% от выручки от реализации при том, что Советом директоров установлено ограничение на уровне 1%. Для сравнения: другие крупнейшие авиаперевозчики мира, наши конкуренты в Европе и Америке на рекламу направляют до 3% выручки.
В авиакомпании считают необоснованным упрек в том, что заключение контрактов свыше десяти миллионов рублей проводится без проведения торгов.
В Акте СП этот тезис изложен совершенно по-другому: «По итогам за 9 месяцев 2012 года заключено контрактов на общую сумму 33,8 млрд. рублей, в том числе по открытым конкурсам – 26,6 млрд. рублей, путем запроса котировок – 0,9 млрд. рублей, без проведения торгов – 5,6 млрд. рублей, по результатам несостоявшихся торгов – 0,4 млрд. рублей». Соответственно стоимость, проведенная через торги, значительная.
И, наконец, далеко не все контракты можно заключать на конкурсной основе. Современная ситуация в гражданской авиации такова, что самолеты приобретаются не на торгах. Это дорогостоящий и, безусловно, штучный товар. Поэтому ведущие авиакомпании мира ищут и заказывают специально для себя подходящие суда, отслеживая их подготовку еще на стадии производства. Так же поступает и Аэрофлот, добившийся своего возвращения в элиту мировой авиации.
Аэрофлот является флагманом российской авиационной отрасли и несет большую социальную ответственность. Поэтому принимая решения по своим дочерним предприятиям, авиакомпания руководствуется не только рыночными категориями. Аэрофлот не может забрать маршрутную сеть и пассажиропоток убыточных дочек, а сами предприятия обанкротить, проведя при этом массовые увольнения. Такая практика широко используется в мире, но нам необходимо просчитывать социальные последствия для российских регионов и страны в целом.
К тому же целью консолидации авиакомпаний «Ростеха» на первом этапе является не получение дивидендов от деятельности, а создание мощного авиахолдинга, способного составить конкуренцию мировым лидерам отрасли. И здесь важно отметить тенденцию к выходу на безубыточность.
В целом по процедуре проведения проверки СП хотелось бы отметить следующее:
Аэрофлот оказывал СП всяческое содействие в проведении проверки. На все запросы аудиторов направлялись своевременные и полные пояснения. Руководство авиакомпании на Коллегии СП дало исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы. Если в будущем появятся дополнительные вопросы, на них также будут даны исчерпывающие ответы. Однако, отмечая обоснованность основных положений отчета Счетной палаты, Аэрофлот вынужден признать, что по некоторым позициям документа были сделаны некорректные выводы, не учитывающие специфику авиационной отрасли.