Полет фантазии
Главный авиаперевозчик России хочет стать похожим на немецкую Lufthansa: он создаст чартерную и бюджетную "дочки", чтобы за 15 лет увеличить пассажиропоток и выручку вчетверо
В этом году компания (с учетом "дочек", в том числе передаваемых "Ростехнологиями") планирует перевезти 19,9 млн человек, а в 2025 г. - 79,5 млн, говорится в проекте стратегии развития группы "Аэрофлот" до 2025 г. (копия есть у "Ведомостей"). Каждые пять лет компания собирается увеличивать перевозки примерно на 20 млн пассажиров, в результате чего рыночная доля "Аэрофлота" вырастет с нынешних 35,9 до 65,6%, а выручка - с $4,5 млрд до $18 млрд, но ее структура кардинально изменится.
В этом году 43% доходов "Аэрофлот" рассчитывает получить от внутренних регулярных рейсов, 40% - от международных, 10% - от чартеров и 7% - от трансфертных. За 15 лет доля внутренних рейсов должна вырасти до 47%, трансфертов - почти до 20%, а международных рейсов сократится до 25%.
Чтобы расширить бизнес, "Аэрофлот" намерен не только развивать сегменты, где он уже работает, но и заняться низкобюджетными перевозками. Для этого будет создана специальная "дочка", а все чартерные перевозки достанутся "Оренбургским авиалиниям", говорится в документе, других подробностей в нем нет.
Это напоминает бизнес-модель немецкой Lufthansa, когда перевозчик присутствует практически во всех сегментах, отмечает аналитик "ВТБ капитала" Георгий Тараканов, даже запланированные "Аэрофлотом" на 2025 г. цели похожи на показатели сегодняшней Lufthansa: в 2009 г. она вместе с "дочками" перевезла 76,5 млн пассажиров, заработав 22,3 млн евро.
Такая модель вполне может подойти "Аэрофлоту", учитывая, что он является ядром для консолидации авиаотрасли, считает Тараканов: динамично наращивать пассажиропоток только за счет регулярных рейсов невозможно. Но планы "Аэрофлота", по его мнению, все же слишком оптимистичны: стратегия предусматривает 10%-ный рост числа пассажиров ежегодно, при том что мировой рынок будет расти на 4-5%, а российский - на 6%. К тому же компании помешает нехватка пилотов, самолетов и пропускной способности аэропортов (см. врез). По расчетам "ВТБ капитала", группа "Аэрофлот" при самых благоприятных условиях сможет к 2025 г. перевозить 65 млн человек.
Тяжелее всего компании придется на рынке трансфертных перевозок. На четырех основных трансконтинентальных направлениях (Европа - Азия, Европа - Ближний Восток, Северная Америка - Азия и СНГ - другие страны) безоговорочно лидирует Lufthansa, указано в проекте стратегии "Аэрофлота". Затем идут Air Francе - KLM и British Airways. Относительно устойчивые позиции у "Аэрофлота" лишь в странах СНГ. Здесь авиакомпания планирует до 2015 г. сформировать альянсы с перевозчиками Украины, Казахстана и Узбекистана или купить доли в них, говорится в документе.
Предыдущий гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов тоже хотел превратить его в глобального игрока, называя в качестве конкурента ту же Lufthansa: к 2015 г. он собирался организовать транзитные перевозки из Европы через Москву в Юго-Восточную Азию. Сейчас Окулов не комментирует стратегию "Аэрофлота".
Комитет совета директоров 22 сентября в целом одобрил проект стратегии, рассказал "Ведомостям" один из директоров. Представитель "Аэрофлота" от комментариев отказался.
Источник: газета «
Ведомости»
http://www.aviaport.ru/digest/2010/09/29/202965.html