Сегодня "Трансаэро" впервые с 2010 года опубликует отчет по МСФО. Как выяснил "Ъ", в 2012 году перевозчик получил убыток после налогообложения в размере почти 230 млн руб. Причиной стало снижение "прочих доходов", тогда как операционная прибыль выросла. При этом чистый долг компании находится на высоком уровне в 7,1 EBITDA. В "Трансаэро" уверяют, что для развивающегося рынка России это нормальный показатель, но он гораздо больше, чем у конкурентов — "Аэрофлота" и "ЮТэйр".
"Ъ" ознакомился с отчетностью "Трансаэро" по МСФО за 2011-2012 годы, которая будет опубликована сегодня. До сих пор финансовые результаты по МСФО перевозчик раскрывал лишь однажды — в 2010 году был опубликован отчет за 2007-2009 годы.
Выручка "Трансаэро" в 2012 году выросла на 34%, до 91,8 млрд руб., операционная прибыль — в 14 раз, до 8,5 млрд руб., но компания получила убыток после налогообложения в размере 227,9 млн руб. против прибыли в 2,19 млрд руб. годом ранее. Разница объясняется тем, что по статье "прочие доходы" (учитываются уже после вычета финансовых расходов) в 2011 году "Трансаэро" получила 8 млрд руб., в то время как в 2012 году — лишь 1,2 млрд руб. "Прочие доходы" формируются от сделок компании, в частности, по обратному лизингу ("Трансаэро" продает часть своих самолетов и затем берет их обратно в лизинг).
Гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова подчеркивает, что компания "увеличила операционную прибыль даже на фоне роста цен на авиатопливо". По ее словам, "менеджмент продолжит работать над повышением операционных и финансовых результатов, что улучшит нашу кредитную историю и будет способствовать увеличению сроков привлекаемых финансовых ресурсов". Но пока долговая нагрузка компании велика. Чистый долг "Трансаэро" на конец 2012 года составил 77,3 млрд руб. с отношением к EBITDA 7,1. Для российского рынка это высокий уровень, говорят источники "Ъ" в авиакомпаниях. Так, у "Аэрофлота" показатель составляет 4,1, у "ЮТэйр" — 5,5. При этом долг "Трансаэро" незначительно, но превышает стоимость ее основных средств (74,5 млрд руб.). В самой "Трансаэро", впрочем, считают, что для развивающегося российского рынка такой уровень долга нормален. Там приводят в пример AIR France-KLM, у которой отношение чистого долга к EBITDA составляет 8. Соотношение основных средств и долга обеспечивает покрытие рисков кредиторов, отмечают в "Трансаэро".
Старший аналитик Sberbank CIB Михаил Ганелин согласен, что размер долга у "Трансаэро" приемлем, исходя из модели развития перевозчика. "У компании больше доля флота в финансовом лизинге, чем у "Аэрофлота", это всегда ведет к росту долга",— полагает он. Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" уточнила, что в парке авиакомпании на начало года был 101 самолет, из которых в собственности и финансовом лизинге — 70, остальные — в операционном лизинге. Убыток "Трансаэро" Елена Сахнова считает "некритичным". Господин Ганелин добавляет, что доходная ставка на пассажиро-километр у "Трансаэро" составляет около 6 центов. "Это на 4 цента меньше, чем у "Аэрофлота", что опять же объясняется разницей в бизнес-моделях: "Трансаэро" эксплуатирует дальнемагистральные самолеты на массовых туристических направлениях, а "Аэрофлот" — универсальный перевозчик",— говорит эксперт. Он полагает, что компания будет замедлять наращивание флота в пользу эффективности: в 2011-2012 годах перевозчик увеличил операционную рентабельность с 1% до 8,7%. В "Трансаэро" подтверждают, что в ближайшие два года масштабных закупок самолетов не планируется.
http://www.kommersant.ru/doc/2225568