ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ САМОЛЕТА ТУ-124 НА КИМРСКОЙ ЗЕМЛЕ
ПОСЛЕДНЯЯ ОСТАНОВКА
Это на высоте около 500 метров (той, на которой ТУ-124, бортовой номер 64452, сделал два круга над Кимрами) самолет кажется большой серебряной птицей. Вблизи он белый, с синими полосами вдоль обтекаемого туловища и синей надписью «Аэрофлот».
Уже карабкались по трапу в салон ТУ вездесущие мальчишки (а это и для них будет установлен белокрылый красавец лайнер). Уже последний раз прижался рукой, прощаясь, к еще теплому боку самолета бывший его бортмеханик, летчик-испытатель I класса В.П. Матьков. Уже отзвучали приветствия экипажу корабля, руководимому летчиком-испытателем I класса Ю.П. Шеффером, партийных и советских руководителей города. А все еще вспоминались предыдущие события, развернувшиеся во второй половине дня 20 мая.
…Самолет ждали уже с утра. Но Москва не давала «добро» на перелет – то видимость плохая, то еще что… Но вот в 15:28 ТУ-124, наконец, взял курс на Кимры. Он на низкой высоте пронесся над городом, удивляя кимряков, и вскоре коснулся колесами шасси посадочной площадки.
Восхищению встречавших не было предела. Еще бы, этот быстрокрылый красавец – подарок нашему городу от коллектива конструкторского бюро имени нашего земляка А.Н. Туполева. Выпущен этот самолет был в 1965 году. Свою последнюю остановку лайнер сделал в нашем городе.
«За коммунистический труд» от 26 мая 1983 года
ЭКИПАЖ КИМРСКОГО ТУ-124
В один из дней в редакции нашей газеты раздался звонок, а вскоре появились и сами звонившие: Павел Назарян и штурман экипажа, который доставил на кимрскую землю самолет ТУ-124, В.Л. Лайхтер. Вячеслав Львович проживает в Канаде, но и на родине бывает. Лето, например, планирует провести в Жуковском, где его дом, работа, друзья. Вот что мы услышали от него.
– Кимрская земля является родиной знаменитого человека - А.Н. Туполева. В те далекие годы КБ Туполева решило сделать подарок землякам конструктора – подарить один из его самолетов. Тот ТУ-124 принадлежал некогда руководителю ГДР Эриху Хоннекеру, но затем был списан. Списанную машину уже нельзя транспортировать по воздуху, но экипаж, которому предложили эту работу, был одним из лучших. Кроме меня в него входили бортмеханик В.П. Матьков, второй пилот А.С. Мележко. Возглавлял экипаж летчик-испытатель I класса Юрий Петрович Шеффер.
Можно бесконечно перечислять его звания и регалии: заслуженный летчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель, участник всех российских авиасалонов, пилот-инструктор на воздушных шарах, инструктор по парашютно-десантной подготовке... В декабре 1998 года за мужество и героизм, проявленные при испытании современной авиационной техники летчику-испытателю Юрию Петровичу Шефферу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Общий его налет составил 8762 часа 20 минут, более 5600 часов на летных испытаниях. Им освоено и испытано более 128 типов и модификаций самолетов, вертолетов, планеров, в том числе и зарубежного производства.
Юрий Петрович пришел в авиацию, как говорится, по зову сердца. Сколько себя помнил – всегда хотел быть летчиком, в детстве зачитывался книгами Водопьянова, Громова. Окончил Качинское авиационное училище, школу летчиков-испытателей, авиационный институт им. С. Орджоникидзе, прошел подготовку по программе «Буран». Все дисциплины сдавал на «отлично» – за этим стоял кропотливый труд. Юрий любил аккуратность во всем. Не летать не мог. Даже в отпуске, вместо отдыха, летал на каких-то «этажерках».
И умер на рабочем месте в 2001 году. Врачи запрещали ему летать – а он летал. В день его рождения, 30 июня, родные и друзья собираются вместе. В этот день он с нами. В 2005 году ему бы исполнилось 58 лет.
В одной из анкет, которую составлял академик В.В. Пономарев (он работал с самыми выдающимися летчиками), Юрий Петрович Шеффер на вопрос «Что отняла у вас авиация, чего лишила на годы летной работы?» ответил: «Авиация подарила судьбу и жизнь. А потенциально могла лишить меня только возможности стать хорошим инженером, артистом, рабочим или еще кем-то. Но, по большому счету, она стала судьбой, основой жизни, которая меня полностью поглотила, растворила в себе. В ущерб родным, близким и друзьям вне авиации». Материал, собранный на основе этих анкет, стал духовным завещанием летчиков ХХ века летчикам и космонавтам XXI века.
20 мая 1983 года мы благополучно посадили самолет ТУ-124 на аэродроме в Борках, хотя такую машину нельзя было сажать на таком аэродроме. Тогда мы совершили многое, чего было нельзя, но стало возможным с таким летчиком как Юра.
Источник:
kimvestnik.ru/