Eduard, ИМХО,
Государство (в общем случае) не должно отвечать лишь по рискам, которые: гражданин берет на себя полностью осознанно и добровольно, имея возможность избежать их без ухудшения своего текущего положения и если данные риски государством не застрахованы в той или иной форме. Я ни в коем случае не предлагаю, чтобы государство устранилось от всего или превратилось в "комбинат исключительно платных услуг". Хотя бы потому, что тогда возникает вопрос: а на кой черт вообще нам Государство??
Да. Только есть риск в бизнесе. Есть в лотерее. А есть риск нарваться на мошеников. Причем в вопросе, который государство должно контролировать. Строительство дома, вклад в банке. Застройщик или банк должны иметь лицензию, она выдается государством. Разрешение на строительство тоже выдается государством. И государство обязано следить за их наличием у хозяйствующих суб'ектов. Если строится дом, а разрешения нет, то это личная проблема гражданина? Тем более, если привлекаются средства как инвестора... тогда давайте гражданину доступ ко всем базам данных - лицензий, разрешений и всего прочего, чтобы сам проверял. И решения чиновников проверял. Т.е. полностью контролировал работу государственной машины. Но тогда... действительно - зачем оно нужно, такое государство, если оно ни за что не отвечает? Такси вызвал - проверь водительское удостоверение таксиста по базе ГИБДД. Самостоятельно. Ну ты же осознано, на свой страх и риск такси вызвал.
Так вот, система должна быть такой, чтобы исключала подобные риски. Я работал в автобусном парке водителем. При устройстве отправили в ГИБДД за справкой о наличии штрафов. Соответственно, об отсутствии лишения права управления. Диспетчер выдает путевой лист лишь по пред'явлении ВУ. Медик по собственному усмотрению дает или не дает алкотестер, причем никаких промилле - строго 0,00. Это какая-то гарантия, что за рулем сидит адекватный человек. На автобусах стоит GPS-навигация. С интервалом в 20 секунд пишет положение автобуса и скорость его движения. Водителя оттягивают за опережение графика - пассажир пришел на остановку вовремя, а автобус уже тю-тю... СБД оттягивает за превышение скорости. Газель-Некст в черте города 89 км/ч - иди сюда, как так? Пассажирам же надо гарантировать качество перевозочного сервиса. А почему строительный сервис никак не контролируется? Или контролируется так, что... можно считать, что никак. Так действительно, зачем оно нужно, такое госудврство? С него и спросить можно. И с конкретного чиновника, отвечающего за этот участок работы. Вы отдаете своего ребенка в школу, колледж. Это Ваша личная проблема, Ваш риск - подбор персонала в школе? Или есть администрация школы, которая проверяет наличие медкнижки у работников. Был прецедент - в учебном заведении оказался человек, осужденный за педофилию. Теперь даже с дворника спрашивают и медкнижку, и справку об отсутствии судимости, а ее выдает МВД.
В Трансаэро устраивался - сразу сказали, что проверка через МВД-ФСБ. Потом позвонили, сказали чтобы приходил дальше устраиваться. А ребята из охраны аэропорта рассказали, что хотел именно в нашу службу устроиться человечек... при проверке выяснилось, что он где-то по наркоте фигурирует. Ессно, от ворот поворот.
Так вот, государственная машина должна оградить гражданина от таких рисков. Это одна из ее фундаментальных задач.