Аэродромы Ленинградского аэроузла 1941-1945 (Сосновка, Комендантский и др.)

Д

Данила64

Новичок
Есть ли информация по аэродрому Кипень, кто там базировался и в какое время? Заранее Спасибо!
 
Реклама
Д

Данила64

Новичок
Интересует аэродром Кипень, кто базировался и в какое время? История аэродрома? Косвенно знаю о катастрофе Ил 28 на взлёте , пилоты спаслись а стрелок катапультировался в низ и погиб.Миг15,17? сел без шасси и пилот погиб при покидание самолета( взорвался боекомплект?) . Кто , что знает? Заранее спасибо!
 
Д

Данила64

Новичок
В Ропше был авиагородок аэродрома Кипень и есть могилы пилотов. Интересна история этого авиагородка?
 
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
Выкладываю немного накопившейся информации по теме аэродромов Ленобласти в годы войны.
Первая часть - сведения о дислокации частей 7 иак ПВО в 1941 году по информации журнала боевых действий авиакорпуса и отчетов о боевой работе.

Приказом НКО Союза ССР 7.7.-41 г. был сформирован 7-й истребительный авиационный корпус ПВО г. Ленинград, в состав которого вошли все части 3-й и 54-й авиадивизий. Штаб корпуса создан на базе штаба 3 ИАД и доукомплектован личным составом штаба 54-й ИАД. Командиром корпуса назначен Герой Советского Союза — полковник Данилов, военным комиссаром — бригадный комиссар Веров, начальником штаба — полковник Абрамов. Дислокация штаба корпуса — Ленинград, Басков, 8.

Боевой состав и дислокация частей корпуса:
01.jpg


Боевой состав и дислокация частей 7 иак ПВО на 11.07.1941:
02.jpg



Боевой состав и дислокация частей 7 иак ПВО на 13.07.1941:
02а.jpg


12.7.1941 - звено И-16 157 иап перебазировалось на аэродром Чудово.
12.7.1941 — 6 экипажей 26 иап на самолетах И-153 перебазировались на аэродром Плеханово.
14.7.1941 — 3 экипажа 157 иап на самолетах И-16 перебазировались в засаду на аэродром М.Вишера.
17.7.1941 — 8 самолетов И-153 157 иап перебазировались с аэродрома Левашово на аэродром Витино.
18.7.1941 — 9 самолетов И-153 194 иап с аэродрома Витино перебазировались на аэродром Н. Дубровка.
20.7.1941 — 6 самолетов И-16 157 иап перебазировались с аэродрома Витино на аэродром Левашово.

22-31.7.1941 Две эскадрильи 44 иап с аэродрома Шоссейная перебазировались на аэродром Антропшино.
9 И-16 195 иап с аэродрома Горская перебазировались на аэродром Лисино.
6 И-16 44 иап с аэродрома Антропшино перебазировались на аэродром Любань.
6 И-16 26 иап с аэродрома Шум перебазировались на аэродром Лезья.
3 И-153 19 иап с аэродрома Витино перебазировались на аэродром Чудово.
3 И-16 26 иап с аэродрома Манушкино перебазировались на аэродром Шум.

1.8.1941 — 192 иап принял от 19 и 26 иап 17 самолетов И-153. Дислоцируется на аэродроме Витино, двумя самолетами И-153 — аэродром Чудово.
6 И-153 26 иап переданы в 194 иап.
3.8.1941 — 6 И-16 26 иап перелетели на аэродром Чудово для выполнения спецзадания.

6.8.1941 — сформирован 193 иап в составе одной эскадрильи. Приступил к боевой работе. Дислокация - аэродром Антропшино.

12.8.1941 — 6 И-16 191 иап с аэродрома Камимово [перелетели] на аэродром Сиверская.
5 МиГ-3 26 иап с аэродрома Шум [перелетели] на аэродром Сиворицы.
15 И-16 26 иап с аэродрома Манушкино [перелетели] на аэродром Клопицы.
14.8.1941 — 15 И-16 26 иап с аэродрома Клопицы [перелетели] на аэродром Низино.
157 иап всеми экипажами с аэродромов Витино и Лисино перебазировался на аэродром Левашово.
3 И-16 195 иап перебазировались с аэродрома Клопицы на аэродром Низино.
5 И-16 191 иап с аэродромов Лисино и Витино перебазировались на аэродром Касимово.
6 И-153 194 иап с аэродрома Витино перебазировались на аэродром Н. Дубровка.

Дислокация частей 7 иак ПВО по состоянию на 20.08.1941 г.:
04а.jpg


21.8.1941 — 36 иап перебазировался с аэродрома Антропшино-Лезья на аэродром Углово.
193 иап [перебазировался] с аэродрома Антропшино на аэродром Лезья.
23.8.1941 — аэродром Витино выведен из строя путем подрыва КП, бензоцистерн, летного поля, здания сожжены.
63 бао перебазировался на аэродром Шоссейная.

Дислокация частей 7 иак ПВО по состоянию на 05.09.1941 г.:
06а.jpg



6-10.09.1941 — 440 и 35 иап в составе 9 самолетов МиГ-3 перебазировались с аэродрома Шум на аэродром Горелово.

16-20.09.1941
Дислокация боевых полков 7 иак ПВО
19 иап — аэродром Левашово
26 иап — аэродром Углово
191 иап — аэродром Касимово
44 иап — аэродром Манушкино
Материальная часть и летно-технический состав 192, 194 и 195 иап 18.09.1941 переданы в 26 иап.
Материальная часть и летно-технический состав 157 иап 18.09.1941 переданы 44 иап.

22.09.1941 г. - в состав корпуса прибыли полки:
24 иап в составе 12 самолетов ЛаГГ-3 с базированием аэродром Левашово.
123 иап с составе 18 самолетов Як-1 с базированием аэродром Углово.
124 иап в составе 18 самолетов МиГ-3 с базированием аэродром Левашово.
158 иап в составе 12 самолетов И-16 с базированием аэродром Янино.

25.09.1941 г. - 121 иап выбыл из состава корпуса. Личный состав полка перелетел в Москву на самолетах «Дуглас».

21-23.10.1941 г. - 11 самолетов ЛаГГ-3 46 иап перелетели на аэродром Сарожа. Полк из оперативного подчинения корпуса выбыл.

10.11.1941 г. - 5 экипажей ЛаГГ-3 46 иап в 15.10 вылетели на аэродром Сарожа. Посадка подтверждена.

Вследствие сильных снегопадов аэродромы Парголово, Манушкино, Горская, Углово 9.12.1941 г. для полетов на колесах не были пригодны. В ночное время аэродромы убираются от снега и укатываются. На аэродроме Углово посадка и взлет тяжелых транспортных самолетов ТБ-3 портит аэродром, оставляя большие колеи от колес, что препятствует работе истребителей.

Сведения о состоянии аэродромов на 19.12.1941 г.
1941-декабрь.jpg


Карта дислокации ВВС ЛенФ на конец 1941 года (фрагмент):
1941 ВВС ЛенФ.jpg
 
Последнее редактирование:
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
1942 год

7-14.04.1942 В течение периода температура воздуха колебалась в границах 0..+2 град, что повлекло за собой порчу взлетно-посадочных полос и затруднило производство полетов. Тыловые подразделения с работой по восстановлению летно-посадочных полос не справились.

15.04.1942 С 14 апреля вступил в строй аэродром Углово, имеющий бетонированную полосу. Остальные аэродромы для ведения боевой работы непригодны.

18-19.04.1942 С 19 апреля стал пригодным для производства полетов аэродром Левашово.

11-20.05.1942
158 иап в составе 12 экипажей на самолетах «Киттихаук» перебазировался с аэродрома Капитолово на аэродром Плеханово.

Дислокация частей корпуса на 22.06.1942
11 гиап — Смольная
26 иап — Левашово, Горская
123 иап — Углово
124 иап — Левашово

1942-июнь2.jpg


1941-июнь.jpg

1942-июнь.jpg




16-20.09.1942
26 иап в составе 3 И-16 и Управления полка перебазировался с аэродрома Углово на аэродром Горская.

11-20.11.1942
158 иап в составе 9 экипажей на самолетах «Киттихаук» перебазировался с аэродрома Капитолово на аэродром Шум.

Боевой состав и дислокация частей корпуса на 31.12.1942:
11 гиап — 3 Ла-5, 2 ЛаГГ-3 — аэродром Смольная
27 гиап — 10 Як-7, 4 Як-1 — аэродром Углово
26 гиап — 12 «Харрикен», 2 И-16 — аэродром Углово
158 иап — 10 «Киттихаук» - аэродром Капитолово
124 иап — 12 МиГ-3 — аэродром Левашово

Развитие аэродромной сети ЛенФ (по данным отчета "Боевые действия ВВС ЛФ (13 ВА) в обороне г. Ленинграда в условиях полной блокады 25.9.41 - 1.1.43")
1942-1.jpg


Фрагмент:
1942-2.jpg
 
Последнее редактирование:
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
1943 год

Боевой состав и дислокация частей корпуса по состоянию на 1.3.1943 г.
11 гиап — 8 Ла-5 — аэродром Сосновка
26 гиап — 12 «Харрикен» - аэродром Горская
27 гиап — 6 Як-7 — аэродром Углово
124 иап — 13 МиГ-3 — аэродром Левашово
158 иап — 3 «Киттихаук» - аэродром Смольная

17.3.1943 - в состав 158 иап прибыло 10 самолетов «Киттихаук», полученных и перегнанных летчиками 158 иап. Посадка на аэродром Смольная.
19.3.1943 — в состав 158 иап прибыли 8 экипажей на самолетах «Киттихаук» после получения новой матчасти. Посадка на аэродроме Углово.
22.3.1943 — 7 экипажей 158 иап на самолетах «Киттихаук» перебазировались с аэродрома Углово на аэродром Горская.
25-29.3.1943 — в состав 158 иап прибыло 4 экипажа на самолетах «Киттихаук» после получения новой матчасти.

18.6.1943 — одна эскадрилья 26 гиап в составе 8 экипажей «Харрикен» и 1 экипажа «Бостон-3» перебазировалась с аэродрома Левашово на аэродром Озерки (Шувалово). 22.6.1943 — 10 экипажей Ла-5 11 гиап перебазировались с аэродрома Сосновка на аэродром Шум с задачей прикрытия Волховстроя.
23.6.1943 — к 22.00 8 экипажей самолетов «Киттихаук» 158 иап с аэродрома Смольная перебазировались на аэродром Плеханово с задачей прикрытия Волховстроя.

18.8.1943 — в период 18.30 — 19.20 26 гиап 10 экипажей на самолетах «Спитфайр» и 2 экипажа на самолетах «Харрикен» перебазировались с аэродрома Горская на аэродром Углово.

План подготовки аэродромов 13 ВА для обеспечения работы авиации на колесах на зиму 1943-1944 гг.
1943.jpg


1944 год
31.1.1944 — 11 гиап в составе 22 самолетов Ла-5 к исходу дня перебазировался на аэродром Горелово.

9.2.1944 — 103 гиап закончил перебазирование с аэродрома Смольная на аэродром Углово.
13.2.1944 — 7 экипажей на самолетах Як-7 27 гиап перебазированы с аэродрома Углово на аэродром Гатчина.
14.2.1944 — 2 экипажа на самолетах Як-9 и 6 экипажей на самолетах Як-1 27 гиап перебазированы с аэродрома Углово на аэродром Гатчина.
20.2.1944 — 4 Як-9, 7 Як-7 и 2 Як-1 27 гиап в течение дня перебазировались с аэродрома Углово на аэродром Гатчина.

5.3.1944 — в состав 26 гиап прибыло от промышленности 15 самолетов Як-9д. Посадка на аэродроме Пушкин.
9.3.1944 — в состав 102 гиап прибыло 10 самолетов «Аэрокобра» от промышленности». Перегонялись летчиками 102 гиап. Посадка на аэродроме Левашово.
10.3.1944 — На аэродром Левашово произвели посадку 4 самолета «Аэрокобра», перегонявшиеся из Красноярска. К исходу дня 26 гиап перебазирован с аэродрома Горская на аэродром Пушкин.

7.4.1944 — в состав 103 гиап прибыло 4 экипажа на самолетах «Аэрокобра» после получения новой матчасти. Посадка в 15.15. на аэродром Горская.
11.4.1944 Аэродромы базирования вновь формируемых полков:
400 иап — аэродром Парголово
401 иап — аэродром Ропша
403 иап — аэродром Левашово
404 иап — аэродром Сосновка

16.4.1944 — в состав 103 гиап прибыло 3 экипажа на самолетах «Аэрокобра» после получения новой матчасти. Посадка в 13.46 на аэродроме Горская.
20.4.1944 — аэродром Левашово затопляется весенней водой. Ведутся работы по подготовке рабочей полосы и осушке. 1 АЭ 102 гиап перебазировалась для ведения боевой работы на аэродром Горская.
23.4.1944 — 6 экипажей 27 гиап на самолетах Як-9д перелетели на аэродром Сосновка для выполнения особого задания.
27.4.1944 — в состав 103 гиап прибыло 6 экипажей на самолетах «Аэрокобра» после получения новой матчасти. Посадка 12.38 аэродром Горская.
В состав вновь комплектующихся полков прибыло 29 самолетов Ла-5. Посадка 15.55 аэродром Парголово.

7.5.1944 — 13.45 — 19.10 на аэродром Парголово произвели [посадку] 20 самолетов Ла-5, прибывших для укомплектования вновь формируемых полков.
102 гиап ведет работу с аэродрома Горская. Аэродром Левашово негоден. Ведутся работы по его осушке.
10-11.5.1944 — аэродром Левашово для полетов негоден, продолжаются работы по подготовке рабочей полосы.
16.5.1944 — в состав 102 гиап прибыло от промышленности 10 самолетов «Аэрокобра», посадка аэродром Левашово и в состав 103 гиап — 5 самолетов «Аэрокобра», посадка аэродром Горская.
17.5.1944 — в состав 27 гиап прибыло от промышленности 8 Як-9, посадка аэродром Гатчина, и для 404 иап — 7 Як-9, 3 Як-1, посадка аэродром Сосновка.
18.5.1944 — 16.30 4 самолета «Аэрокобра» 403 иап перебазированы с аэродрома Левашово на аэродром Углово.
21.5.1955 — 7 экипажей 103 гиап на самолетах «Аэрокобра» прибыли после получения новой матчасти. Посадка — аэродром Горская.
5 экипажей 403 иап на самолетах «Аэрокобра» прибыли после получения новой матчасти. Посадка — аэродром Углово.
28.5.1944 — 400 иап в составе 31 экипажа на самолетах Ла-5 перебазировался на аэродром Манушкино.
29.5.944 — 404 иап в составе 31 экипажа на самолетах Як-9 перебазировался с аэродрома Сосновка на аэродром Валовщина (Путилово).


Боевой состав частей 2 гв иак на 09.06.1944 г.:
1944.jpg


9.6.1944 — 10 экипажей 403 иап на самолетах Р-39 прибыли после получения новой матчасти. Посадка 21.00 на аэродром Углово.

Боевой состав частей 2 гв иак на 01.07.1944 г.:
1944-2.jpg



Боевой состав частей 2 гв иак на 01.09.1944 г.:
1944-3.jpg


3.9.1944- по приказу командира корпуса 400 иап в составе 26 Ла-5 перебазировался с аэродрома Лисино на аэродром Майсниеми. Посадка благополучно.
6.9.1944 — 16 экипажей 27 гиап на самолетах Як-9д. Ведущие групп дважды Герой Советского Союза гвардии капитан Карпов и Герой Советского Союза гвардии капитан Харитонов, перебазировались на аэродром Хейниоки для сопровождения трех транспортных самолетов по маршруту Хейниоки — Москва.
8.9.1944 — 11 гиап в составе 32 Ла-5 в первой половине дня перебазировался с аэродрома Сумск на аэродром Желча.
9-10.9.1944 — 404 иап в составе 29 Як-9 перебазировался с аэродрома Ропша на аэродром Торма.
27 гиап начал перебазирование с аэродрома Гатчина на аэродром Сумск, отправив передовую команду и часть личного состава на самолете Ли-2.
13.9.1944 - 27 гиап в течение закончил перебазирование на аэродром Сумск.
19.9.1944 — 11 гиап в течение дня производил перебазирование с аэродрома Желча на аэродром Мыра.

Боевой состав частей 2 гв иак на 01.01.1945 г.:
1945.jpg
 
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
Боевой состав и дислокация частей ВВС КБФ на 12 июля 1941 года:
КБФ-01.jpg

КБФ-02.jpg


Силы и средства обороны аэродромов ВВС КБФ на 25 мая 1942 года:
КБФ-03.jpg


Боевой состав и дислокация частей ВВС КБФ на 24 июня 1943 года:
КБФ-04.jpg

КБФ-05.jpg

КБФ-06.jpg
 
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
Указания по перелету линии фронтов и береговой черты авиацией ВВС СФ, ВВС КБФ и ВВС СЗФ
август 1941 года
п41 (1).jpg

п41 (2).jpg

п41 (3).jpg

п41 (4).jpg

п41 (5).jpg
 
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
Правила полетов в границах Ленинградской Армии ПВО и ПВО КБФ
май 1944 года
п44 (1).jpg

п44 (2).jpg

п44 (3).jpg

п44 (4).jpg

п44 (5).jpg

п44 (6).jpg

п44 (7).jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
Упоминание аэродромов Ленинградской области в постановлениях ГКО.

ГКО-678сс от 15.09.1941 "О строительстве оперативных аэродромов и взлетно-посадочных полос"
Приложение №1 "Список оперативных аэродромов, на которых необходимо произвести строительство упрощенных жестких покрытий"
Выполняются силами ВВС округов:
...Ленинградская область
Великое Село
Большой двор
Подборовье
Городна

ГОКО-1412сс от 08.03.1942 "О строительстве оперативных аэродромов и взлетно-посадочных послос для ВВС Красной Армии в 1942 году"
Приложение №1 "План строительства оперативных аэродромов и ВПП по ВВС Красной Армии на 1942 год"
... Ленинградская область (аэродромы с ВПП, [строительство] ВПП - выполняет ГУАС НКВД)
Плеханово
Путилово

ГОКО-2317сс от 17.09.1942 "О дополнительном плане строительства для ВВС Красной Армии в 1942 году"
Приложение №1 "Список грунто-щебеночных взлетно-посадочных полос, намеченных к строительств в 1942-1943 году"
... Ленинградская область (выполняется силами ВВС КА)
Железная гора
Опилево
Жерновка

ГОКО-4595сс от 17.11.1943 "О восстановлении и достройке взлетно-посадочных полос на аэродромах, освобожденных от противника"
Приложение №1 "Перечень аэродромов, подлежащих восстановлению и достройке ГУАС НКВД СССР"
...Ленинградская область
Касимово - достройка ВПП, РД и подъездных путей.
Путилово - устройство закрытых стоянок самолетов и подъездного пути.
Углово - достройка ВПП, РД.

ГОКО-5864сс от 11.05.1944 "О строительстве в 1944 году аэродромов и взлетно-посадочных полос для ВВС Красной Армии и Военно-Морского флота"
Приложение №1 "Список аэродромов с взлетно-посадочными полосами, подлежащих строительству средствами и силами ГУАС НКВД в 1944 году"
....Ленинградская область (достройка и восстановление)
Кречевицы (срок окончания работ - 1.VIII.44 г)
Пушкин (1.XII.44 г.)
Красногвардейск (1.XII.44 г.)
Горелово (1.XII.44 г.)
Рельбицы (1.XII.44 г.)

Приложение №3 "Список аэродромов с ВПП, подлежащих достройке и восстановлению силами и средствами ГУАС НКВД, согласно постановлениям ГОКО №3224сс от 22.IV.43 г. и №4595сс от 17.XI.43 г."
Для ВВС КА
...Ленинградская область
Углово (срок окончания работ - 1.VIII.44 г.)
Касимово (1.VIII.44 г.)

Приложение №6 "Список аэродромов, подлежащих строительству и дооборудованию силами ВВС ВМФ в 1944 году"
ВВС КБФ
... Ленинградская область - 15 аэродромов

ГОКО-7855сс от 16.04.1945 "О восстановлении и строительстве в 1945 году аэродромов и аэродромных сооружений для ВВС Красной Армии, ВВС Военно-Морского Флота и ГУГВФ"
Приложение №1 "Список строительства, восстановления и реконструкции аэродромов и спецсооружений на них силами ВВС КА по военным округам и фронтам в 1945 году"
13 Воздушная Армия
Ленинградская область
Горелово
Левашево
Сиверская
Углово
Ропша
Касимово
Псков
Пушкин

Приложение №3 "Список аэродромов с перечнем работ, выполняемых ГУАС НКВД СССР в 1945 году для ВВС КА, ВВС ВМФ и ГУГВФ"
Для ВВС КА
...Ленинградская область
Пушкин - удлинение ВПП до 1800х80 мет., строительство РД к ней шириной 15 м и МС с общей площадью черного покрытия 94 тыс. кв м. Устройство грунтового старта 2000х300 м.


Для ГУГВФ
...Ленинградская область
Ленинград - устройство грунтового старта размером 2000х300 м, водоотводные сооружения, здание аэровокзала (с окончанием в 1946 году), восстановление ангара, строительство зданий радиоцентра, пеленгатора, водомаслогрейки, устройство дорог и жел.дорожной ветки, благоустройство территории аэропорта и озеленение (с окончанием в 1945 году), обеспечение строящихся зданий водопроводом и канализацией.
 
Последнее редактирование:
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
В документах можно встретить такие обозначения:
dem016.jpg


Зоны патрулирования истребительной авиации в июне 1942 года:
зоны патрулирования.jpg
 
cloudy-joe

cloudy-joe

Старожил
Выписки из журнала боевых действий 1 ад дд за период с января по май 1944 года
С 1 по 14 января 1944 года части дивизии боевой работы не производили ввиду плохих метеоусловий. За данный период произведен 41 самолетовылет по заданию Ленинградского фронта по доставке вооружения, боеприпасов, инженерного имущества, продовольствия и личного состава с аэродромов Левашево и Каменка на аэродром Борки (войскам 2-й Ударной Армии, находящимся в блокаде)...

Боевой состав дивизии на 14 января 1944 года
101 ап на аэродроме Левашево — 22 экипажа
102 акп на аэродроме Левашево — 20 экипажей
…Ввиду закрытия аэродрома Левашево и Каменка туманом экипажам было дано по радио приказание произвести посадку на запасных аэродромах Кронштадт, Горская, Борки. 20 экипажей произвели посадку на аэродроме Горская, 10 экипажей произвели посадку на аэродроме Кронштадт, экипаж №25 из 101 ап произвел посадку на аэродроме Хвойная, экипаж №14 из 101 ап произвел посадку на аэродроме Боровичи, экипаж №23 из 101 ап произвел посадку на аэродроме Крестцы. Экипаж №10 из 102 акп произвел посадку в районе Бабаево 140 клм восточнее Тихвина благополучно. Экипаж №6 произвел посадку на аэродроме Каменка, экипаж №21 из 102 акп произвел посадку на аэродроме Выползово. Все экипажи произвели посадку на запасных аэродромах благополучно.

Боевой состав дивизии на 18 января 1944 года
101 ап на аэродроме Левашево — 26 экипажей
102 акп на аэродроме Левашево — 24 экипажа

Днем 25.01.1944 пять экипажей 101 ап дд произвели 8 рейсов в интересах Ленинградского фронта по перевозке раненых с аэродрома Борки на аэродром Озерки.

Итоги января 1944 г.:
В январе месяце 1944 года части 1 авиадивизии ДД с оперативного аэродрома Левашево выполняли бомбардировочные задания в интересах Ленинградского фронта...

2 февраля 1944 года — в связи с большой насыщенностью авиацией аэродрома Левашово, а также частой блокировкой аэродрома самолетами противника во время боевой работы, 2.2.44 г. в период с 10.00-14.00 102 акп в составе 17 экипажей перебазировался с аэродрома Левашово на аэродром Парголово.
Днем 2,3 и 5 февраля 2 экипажа 102 акп и 5 экипажей 101 ап производили переброску личного состава, штабного и технического имущества 39 гап с аэродрома Левашово на аэродром Красногвардейск.

11 февраля... 27 экипажей посадку произвели на своем аэродроме, 11 экипажей по приказу с КП ввиду плохих метеоусловий произвели посадку на аэродроме Кронштадт. ...Крупным недостатком является плохая организация приема самолетов на аэродроме Кронштадт, скопление самолетов над аэродромом, стартовая рация не руководила самолетами, ходящими по кругу, зоны ожидания и высоты хождения установлены не были. В результате чего произошла катастрофа от столкновения 2-х экипажей в воздухе.
Боевой состав дивизии на 1 марта 1944 года
101 ап - аэродром Левашево — 26 экипажей
102 акп - аэродром Парголово — 25 экипажей
...в период подхода экипажей аэродром Левашево был блокирован авиацией противника, всем экипажам циркулярно была дана команда «аэродром блокируется, посадку производить на аэродроме Углово». Все экипажи, находящиеся в воздухе, посадку произвели на запасных аэродромах Углово — Кронштадт.

8 марта 1944 года … ввиду закрытия аэродрома Левашево густой дымкой и низкой облачностью, а также затягивание туманом аэродрома Парголово, экипажам было дано циркулярное приказание — посадку произвести на запасном аэродроме Кронштадт. На аэродроме Кронштадт посадку произвели 26 экипажей, на аэродроме Парголово — 9, на аэродроме Каменка — 3, Горы Валдай — 1. По улучшении погоды днем все экипажи перелетали на свой аэродром. Отрицательной стороной было следующее нарушение: 8 экипажей 102 кап, получив приказание произвести посадку в Кронштадте, все же посадку произвели на аэродроме Парголово, на что на разборе в следующий день было обращено особое внимание.

Боевой состав дивизии на 10 марта 1944 года
101 ап - аэродром Левашево — 21 самолет
102 акп - аэродром Парголово — 17 самолетов
...Вследствие бомбардировки аэродрома Левашево экипажам 101 ап была дана команда идти на запасные аэродромы Каменка, Парголово. На аэродроме Парголово произвели посадку 19 самолетов, на аэродроме Левашево — 8, Каменка -1, Углово — 1, Борки -1, Кронштадт — 4.

Боевой состав дивизии на 19 марта 1944 года
101 ап - аэродром Левашево — 32 экипажа
102 акп - аэродром Парголово — 29 экипажей

Боевой состав дивизии на 27 марта 1944 года
101 ап - аэродром Пушкин — 31 экипаж
102 акп - аэродром Парголово — 26 экипажей
… 101 ап с аэродрома Пушкин выпуск экипажей производил за 30 минут до намеченного срока с целью знакомства с районом аэродрома.

28 марта 1944 года
1 авиадивизия ДД в период с 26 по 28 марта 1944 года в составе двух полков и управления дивизии перебазировалась с аэродромов Левашево и Парголово на оперативный аэродром Пушкин. 101 ап — в составе 31 самолета Ли-2 и два самолета Си-47... 102 акп — в составе 26 самолетов Ли-2 и два самолета Си-47...

Итоги марта 1944 г.:
...Части дивизии боевую работу производили с прифронтовых аэродромов: 101 ап — аэродрома Левашево, 102 акп — с аэродрома Парголово.
В марте месяце аэродром Левашево дважды подвергался бомбардированию авиацией противника. В результате налета противника в ночь на 1.3.44 г. был уничтожен самолет Ли-2 101 ап дд, который сгорел полностью. В ночь на 10.3.44 г. аэродром Левашево вторично блокировался самолетами противника, предположительно Ю-88. Потерь и повреждений личного состава и материальной части не было. С рассветом 11.3.44 г. с финской стороны произведен артобстрел аэродрома Левашево, в результате чего пять самолетов Ли-2 от артогня получили незначительные повреждения. Один самолет Ли-2 значительно поврежден, что потребовало ПАРМовского ремонта.
В период с 26 по 28.3.44 г. части дивизии перебазировались с аэродрома Левашево — Парголово на новый оперативный аэродром Пушкин без снижения боевой способности части...

Боевой состав дивизии на 1 апреля 1944 года
101 ап - аэродром Пушкин — 24
102 акп - аэродром Пушкин — 22
… Ввиду отсутствия бомб на аэродроме Пушкин 102 акп было приказано перелететь на аэродром Гатчино, откуда и производить вылеты... В период 18.30-19.00 102 акп в составе 22 экипажей перелетел с аэродрома Пушкин на аэродром Гатчино, где подвесили бомбы и к указанному времени вылета на боевое задание были готовы...

Итоги апреля 1944 г.:
...Базирование двух полков на одном аэродроме и в силу весенней распутицы значительно затрудняли нормальную боевую работу полков с взлетно-посадочной полосы. Чтобы не снижать боевое напряжение частей дивизии и интенсивности использования бетонированной полосы вызвана необходимость, вопреки наставлению по производству полетов, разработать инструкцию выруливания, старта и посадки в ночных условиях. От летного состава потребовать тщательное знание данной инструкции и высокой дисциплины на старте...

19 мая 1944 года — 1 ад дд в составе 101 ап, 102 акп и Управления 1 ад дд перебазировались на аэродром Воротынск...
 
Последнее редактирование:
Д

Данила64

Новичок
Аэродром Ропша это Кипень или это другой аэродром ? По данным тех кто служил на аэродроме Ропша , он был рядом с посёлком Ропша северо -западнее и сейчас там ничего нет. Кипень расположена южнее Ропшы и остатки аэродрома Кипень ещё можно найти на местности.
 
61701

61701

Над заливом покачай крылом, командор!
Аэродром Ропша это Кипень или это другой аэродром ? По данным тех кто служил на аэродроме Ропша , он был рядом с посёлком Ропша северо -западнее и сейчас там ничего нет. Кипень расположена южнее Ропшы и остатки аэродрома Кипень ещё можно найти на местности.
Я думаю этот аэродром находится в этой точке.
Screenshot_20200708-011010.jpg

Я несколько лет летал в этом районе на Як-18Т . Раньше это была воздушная зона современного аэродрома Гостилицы. Если лететь по границе зоны по маршруту Гостилицы - Клясино- Кастино- Ропша- Оржицы- Гостилицы , то на участке Кастино - Ропша (курс на север)как раз примерно на траверзе Кипени ,пролетаешь над бывшим аэродромом и с высоты 300 метров видны подковки бывших капониров.
Screenshot_20200708-011757.jpg
 
61701

61701

Над заливом покачай крылом, командор!
Аэродром Ропша это Кипень или это другой аэродром ? По данным тех кто служил на аэродроме Ропша , он был рядом с посёлком Ропша северо -западнее и сейчас там ничего нет. Кипень расположена южнее Ропшы и остатки аэродрома Кипень ещё можно найти на местности.
Я думаю этот аэродром находится в этой точке.
Посмотреть вложение 731847
Я несколько лет летал в этом районе на Як-18Т . Раньше это была воздушная зона современного аэродрома Гостилицы. Если лететь по границе зоны по маршруту Гостилицы - Клясино- Кастино- Ропша- Оржицы- Гостилицы , то на участке Кастино - Ропша (курс на север)как раз примерно на траверзе Кипени ,пролетаешь над бывшим аэродромом и с высоты 300 метров видны подковки бывших капониров.
Screenshot_20200708-012809.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Д

Данила64

Новичок
Спасибо за отклик! В нарисованном Вами месте был бывший аэродром Кипень, как указано на картах аэродромов России. А где тогда был аэродром Ропша с металической полосой более киллометра?