Аэропорт Кировска с тремя названиями

avro

Старожил
Попробовал подсобрать интересное про аэропорт Кировска в Мурманской области и его окрестности


01 Карта СССР.jpg
 
Реклама
А аудит при заходе проводит любая авиакомпания в любом аэропорту, или только солидный перевозчик в несолидном порте? Например, заходит скромная С7 в Гонконг на А320. Понятное дело, что в HKG с ним работать умеют. Будет ли аудит туалет-сервиса, стоек регистрации и прочего? :)
 
Этот аэродром, "Хибины", раньше назывался "3-я ферма" (было такое подсобное хозяйство АО "Апатит", называлось оно "Индустрия" (совхозом ещё называлось, вот ферма там рядом находилась). Базировалась на "3-я ферма" вертолетная эскадрилья ВВС (номер не помню), позывной "Таловка", полоса тогда для приема самолетов не годилась, её пришлось реконструировать.
Вот фото КДП времен в/ч на Таловке
1584266561312.png

Аэропорт "Кировск" находился ( и сейчас находится в заброшенном виде) на 9-м километре дороги Апатиты - Кировск. После его закрытия открыли "Хибины".
Был проект короткой доги Хибины-Кировск через поселок Титан, её начали строить, но забросили, не знаю, что с ней сейчас, но по этой дороге до Кировска километров 10-11, а через Апатиты около 30 км.
Военный аэродром с позывным "Карачан" находится на 45-м километре автодороги Апатиты-Коашва, назывался поселок "Октябрьский", его ликвидировали в году 1992-1994 м, с тех пор он заброшен. Ранее там базировались Ту-16.
 
Я встретил его название как "Умбозеро". У Октябрьского, да.
Его как только не называли: Умбозеро, 45-й километр, Октябрьский, - позывной был "Карачан", я его помню еще действующим.
Я нашел про Таловку: "По 1998 год был аэродромом совместного базирования (227 ОВЭ РЭБ, вертолёты Ми-8)".
 
Я с него летел как-то году в 85-м...
Удобно было, близко к Кировску, минут 10-15 и ты уже на лыжах.
Одна из главных причин его закрытия была невозможность приборных полетов с двумя курсами из-за близкого расположения горы восточнее ВПП. В связи с чем удлинять полосу можно было только на запад, а это было слишком дорого, оказалось проще реконструировать ВПП Таловка.
ППП заход был только курсом восточным, со стороны озера Имандра и г.Апатиты. Также и взлет на восток был возможен только визуально, а поскольку аэродром был горный, то это накладывало ряд ограничений по схеме захода/выхода, взлета/посадки.
 
Реклама
nozzle, тут ответили в ЖЖ:

Я жил в Кировске с 1986-го по 2003-й. Про планы короткой дороги в новый аэропорт через Титан никогда не слышал, про начало строительства тем более.

Чуть дальше 45-го километра есть еще 56-й (Березовка), там трехкилометровая полоса аэродрома "Хариусный", резервная полоса Североморска-3.
 
Аэропорты тоже могут закрываться:

Уважаемые пассажиры!
В связи закрытием аэропорта города Апатиты с 16.00. 03 апреля до 23.59. 26 апреля авиапредприятие "Северсталь" отменяет регулярные рейсы в/из Апатит на весь указанный период.
 
avro, скорее всего это из-за закрытия аэропортов Вологодчины. А Апатиты, как следствие
 
Слетал в Апатиты/Кировск/Хибины Аэрофлотом, покататься на сноуборде. Отзыв.

1. Сейчас туда летают Аэрофлот (ШРМ) на А320, Россия и Северсталь (СПб) на ССЖ, с февраля снова полетит S7 (из ДМД, видимо, под сезон подстраиваются). Сайт слабоинформативный, онлайн-табло нет, только простыня с расписанием.
2. Аэропорт небольшой, но крупнее какого-нибудь Липецка или Вологды. Есть отдельный зал прилёта, даже багажная карусель присутствует (незадолго до нашей поездки зона прилёта была на ремонте, не знаю, была ли карусель до ремонта или появилась в процессе). Даже есть отдельная зона выдачи негабаритного багажа, но сноуборты и лыжи, почему-то, выгружают на ленту. Туалета в зоне прилёта нет, вероятно, можно выйти в общую грязную зону, но вероятно, уже не получится вернуться за багажом.
Ремонт всё ещё идёт, что изменится в финале не знаю.
3. Привокзальная площадь довольно большая для такого порта, но значительная часть запаркована. Встречающие на машинах мыкаются где придётся. Яндекс-такси в аэропорт может быть трудно вызвать, когда я пробовал перед полётом яндекс писал, что свободных машин нет. Спустя полчаса машина появилась, но цена была довольно внушительная (более 2 тыр до Кировска, это сопоставимо с заранее заказанным индивидуальным трансфером).
4. По пути туда под крылом и на посадке со всех сторон была облачность - ничего не видно. Зря я выбирал места справа в надежде посмотреть на Белое море, видно было только белые облака. А вот на обратном пути было ясно, мы сидели с левой стороны и на взлёте любовались огнями склонов горнолыжного курорта, а спустя минут 30 полёта таки увидели под крылом очертания Белого моря в сумерках.
5. Регистрация открывалась за 2 часа до вылета. Учитывая, что порт небольшой, мест мало - слишком рано лучше не приезжать (слишком поздно тоже лучше не приезжать, в плохую погоду время поездки в аэропорт, вероятно, может увеличиться). Если вдруг совпадёт вылет 2-3 рейсов одновременно в порту может быть очень тесно.
6. В грязной зоне есть сувенирный киоск, вендинговые автоматы, кофейный автомат. Не помню, было ли кафе, вроде нет.
7. Из чистой зоны вид на перрон и горы.
8. Стоянки расположены очень удобно прямо перед терминалом. В автобусы никто никого не трамбует, все шли пешком (хотя автобус, вроде, как таковой есть). Идти буквально метров 70. Считаю это большим плюсом. Стоек регистрации прям много для такого порта (не то 4, не то 6). Наш рейс обслуживали на двух стойках.
9. Первый раз увидел, как тележки для багажа таскают ШевроНивой. :) Обычно либо электрокар (в больших портах), либо грузовой ЗиЛ (в маленьких).
1736843052082.png
 
Последнее редактирование:
Аэропорт небольшой, но крупнее какого-нибудь Липецка или Вологды.
ВПП бывшего военного аэродрома "Таловка", там базировалась вертолетная эскадрилья, второе его название "Третья ферма" - коровник подсобного хозяйства там недалеко находился.
Военные полосой долго не пользовались для самолетов, поэтому ВПП капитально отремонтировали перед тем как закрывать старый аэропорт Кировск.
Был там проект дороги через Титан на Кировск, там всего то 12 или 14 км расстояние, но, видимо, слишком дорогое удовольствие её строить.
Терминал аэропорта "Хибины" два десятка лет был полупустой, более менее пассажиропоток возрос с 2017 года, он был 18 тысяч в год, а в 2022 году стал 146 тысяч. В 2023 году 190 тысяч. Аэропорт "Хибины" в 2023г на треть увеличил пассажиропоток - Северо-Запад || Интерфакс Россия
 
Ну, видимо как стали гонолыжку развивать, появилась точка притяжения. Иначе и непонятно, кому и зачем там летать.
Расчёт был на агломерацию городов: Апатиты, Кировск, Мончегорск, Полярные Зори, Кандалакша.
Но экономическая ситуация в 90-е и 2000-е годы эти планы порушила, населению в общей массе не до авиации. Аэропорт Хибины так и висит на шее АО Апатит (Фосагро), иначе он давно бы уже сдох.
 
Назад