Авиация и здоровье

АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
Тема создана для обсуждения:
- возможных причин изменения в состоянии здоровья лётного состава и сотрудников наземных служб (кроме вопросов ВЛЭК), последствий, профилактики;
- возможных причин изменения в состоянии здоровья пассажиров и экипажа во время полёта и способов предупреждения их развития;
- случаев проблем со здоровьем во время полётов;
Обратите, пожалуйста, внимание: врачи форума личных консультаций по лечению не проводят.
Оффтоп в теме не приветствуется - для этого есть соответствующий раздел.
При необходимости наиболее актуальные темы будут выделяться в отдельные ветки.
 
Реклама
АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
Одной из самых актуальных проблем со здоровьем часто летающих людей сейчас называют риск развития тромбозов.
Приведу фрагменты статьи на эту тему с небольшими комментариями и пояснениями для не медиков.
Внизу сообщения будет ссылка на публикацию целиком.

«Тромбоз авиапутешественников»: факторы риска, особенности поражения и подходы к профилактике".
ТЭЛА - Тромбоэмболия легочной артерии. Тромб из вен чаще нижних конечностей отрывается и с кровотоком попадает в сосуд лёгкого, перекрывая его. Летальность при развитии ТЭЛА в настоящее время остаётся на уровне 80%. Даже если пациент в этот момент находится в профильном стационаре, спасти его бывает крайне сложно. Что говорить про ТЭЛА в полёте на высоте 10000 метров и отсутствии необходимых препаратов и аппаратуры....

"Венозные тромбозы и эмболия легочной артерии с середины прошлого века расцениваются как потенциальное осложнение путешествий на большие дистанции по воздуху или суше. В связи с постоянным увеличением числа и дальности беспосадочных авиаперелетов, возрастанием количества пассажиров, в том числе старшего возраста, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Фатальная ТЭЛА является причиной 18% всех смертей в самолетах и аэропортах. Частота обнаружения тромботического поражения венозной системы нижних конечностей без признаков легочной эмболии значительно выше и составляет 4,5-10% среди лиц, предпринимающих длительные авиапутешествия. Однако и эти цифры являются лишь вершиной айсберга.
Впервые о взаимосвязи авиапутешествия и венозной тромбоэмболии сообщил Homans в 1954 году. Четырнадцатью годами ранее Simpson описывал увеличение ежемесячной частоты ТЭЛА среди жителей Лондона, вынужденных в течение длительного времени скрываться в тесных бомбоубежищах. В 1977 году Symington и Stack впервые употребили термин «синдром экономического класса», описывая 8 случаев легочной эмболии, развившейся вскоре после путешествия в экономическом классе самолета.

В 1988 Cruikshank и соавт. также употребили этот термин в описании легочной эмболии после авиаперелета. При этом парадоксально, что двумя из шести описанных авторами случаев явились они сами, причем у одного из авторов ТГВ возник после перелета в бизнес-классе. Поэтому коммерческий термин «синдром экономического класса» оказался весьма сомнительным еще у истоков проблемы. С тех пор в литературе регулярно стали появляться сообщения о случаях эмболии после авиаперелета из аэропортов всего мира: аэропорт Хитроу, аэропорт острова Мартиник, аэропорт острова Реюньюн, Парижский аэропорт.
Первые эпидемиологические исследования выявили, что авиапутешествие продолжительность более 4-х часов является значимым фактором риска развития венозных тромбоэмболических осложнений. Lapostolle с соавт. четко показали увеличение частоты и риска развития легочной эмболии на каждые 5000 км, и определили наиболее опасным авиаперелет на расстояние более 10 000 км (приблизительно 8 часов полета). Некоторым авторам не удалось найти в общей популяции взаимосвязь между 3-х часовым авиапутешествием и венозной эмболией, однако и они отметили, что путешествие продолжительностью более 10 часов может повышать индивидуальный риск легочной эмболии.

Этиология (причины) «тромбоза путешественников» укладывается в классическую триаду Вирхова: замедление кровотока, повышение свертывающей способности крови и повреждение сосудистой стенки. По мнению большинства исследователей, наибольший вклад в возникновение тромбоза во время авиаперелета вносит длительная иммобилизация в стесненных условиях, ведущая к венозному стазу."

Немного расшифрую. Очень приблизительно и схематично, однако, надеюсь, станет более наглядно.
Во время полёта человек меньше двигается, больше сидит (часто в не самых комфортных условиях). Представьте равнинную и горную реки. Течение в горной быстрое, если какая-нибудь ветка попала в её воды, то шансов зацепиться за берег у этой ветки не много. А течение в равнинной реке? Там ветка, оказавшись у берега, легко может к нему "прилипнуть". Вот так схематично выглядит проблема с работой вен в полёте. Когда мы двигаемся, ходим, икроножные мышцы помогают обеспечивать эффективную высокую скорость тока крови по венам нижних конечностей. Когда мы неподвижно сидим - эта скорость снижается. Повышая при этом риск образования тромба (клеточки крови прилипают к стенке вены, к ним прилипают всё новые и новые и "здравствуй, тромб").

Наиболее распространенными факторами риска, выявляющимися у пациентов с ВТЭО после авиапутешествий, являются: возраст более 40 лет, женский пол, ХВН, хронические заболевания сердца и легких, предшествующее хирургическое вмешательство или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель, предшествующая травма нижних конечностей, ожирение, гормональная терапия, отягощенный анамнез по ВТЭО, прием оральных контрацептивов, тромбофилия, злокачественные новообразования [3,4,22,23,37]. Сомнительным фактором риска является курение табака. В то время как одни авторы причисляют его к факторам риска, обнаруживая у пациентов с ВТЭО [3,22,23], другие исследователи демонстрируют обратную взаимосвязь между курением и венозными тромбозами в общей популяции [33,38] и у хирургических пациентов в периоперационном периоде.
Некоторые авторы выделяют также специфические моделируемые факторы риска, связанные с авиаперелетом: потребление алкоголя с последующим форсированием диуреза, прием гипотензивных средств и транквилизаторов, недостаточное потребление жидкости [22], путешествие в экономическом классе [3,13, 14], посадочное место у окна [7, 41]. Однако, как уже отмечалось ранее, сам по себе полет в экономическом классе не является основным фактором риска, и пассажиры бизнес класса не застрахованы от ВТЭО, что подтверждают и наши данные.

Профилактика развития тромбоза:
- упражнения для ног в виде сгибания-разгибания в голеностопном суставе во время полёта
- изометрические сокращения икроножных мышц
- прогулки по салону
- физическая активность во время посадок (банальная короткая разминка)
- достаточное употребление жидкости и отказ от алкоголя
- ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья.
У авторов статьи указаны так же отказ от снотворных средств. На мой взгляд, это утверждение спорное.
- использование в перелётах протяженностью более 2 часов компрессионного трикотажа (гольфы) людьми без факторов риска. Использование компрессионного трикотажа в любых по протяженности перелётах людьми с хотя бы одним фактором риска.

Доступным и весьма эффективным методом профилактики является использование компрессионного трикотажа. В нашем исследовании отражено два неэффективных случая применения компрессии, которые обусловлены неправильным выбором компрессионного изделия. Пациенты, страдающие варикозной болезнью, использовали неадекватный профилактический трикотаж (гольф класса А), купленный без предварительного посещения специалиста по рекомендации фармацевта в аптеке. Эффективность компрессионной терапии в профилактике ВТЭО у пассажиров авиалайнеров доказана множеством клинических исследований , что нашло отражение в систематическом обзоре литературы [44]. Авторы признали компрессионные изделия 1 класса (18-23 мм.рт.ст.) эффективными в предотвращении венозных тромбозов у авиапутешественников. Однако, стоит отметить, что в исследовании Scurr J. выявлено 4 эпизода поверхностного тромбофлебита у пациентов с варикозной болезнью при использовании компрессионных гольфов. Поэтому следует уделять особое внимание уровню и классу компрессии для пациентов с различными формами ХВН.

Полный текст с рекомендациями в зависимости от факторов риска и продолжительности перелёта - в конце статьи по ссылке ниже. Есть даже подсказки по выбору места в салоне.

https://volynka.ru/Articles/Text/57
 
Последнее редактирование:
Отто Кац

Отто Кац

Фельдкурат
Шедевр:


Надеюсь, штаники не обмочил...
 
N

Nick84

Местный
Шедевр:


Надеюсь, штаники не обмочил...
Паническая атака никакими разумными действиями не останавливается и может возникнуть у любого человека. Дай бог, чтобы Вас сей шедевр миновал. Ну и прежде чем глупость писать, узнали бы о чём пишите.
 
Последнее редактирование:
Den_K

Den_K

скрепоточецъ
заблокирован
Паническая атака никакими разумными действиями не останавливается. И может возникнуть у любого человека. Дай бог, чтобы Вас сей шедевр миновал. Ну и прежде чем глупость писать, узнали бы о чём пишите.
Не каждого и не во всяких условиях. Для этого ПФЛ и существует...

Шутки шутками, а если в реально нехорошей ситуации, когда вторые руки реально нужны, вот так вот менструировать начнет товарищ, можно и в сводки прилететь запросто...
 
lopast56

lopast56

Старожил
Паническая атака никакими разумными действиями не останавливается и может возникнуть у любого человека.
И на кой мне такой человек в кабине на месте пилота, который в обморок падает от сильного ветра. Чего он ещё в жизни не видел? Захода по минимуму?
 
N

Nick84

Местный
И на кой мне такой человек в кабине на месте пилота, который в обморок падает от сильного ветра. Чего он ещё в жизни не видел? Захода по минимуму?
Паническая атака развивается на пустом месте, а не от сильного ветра, стресса или чего-то ещё. Я могу повторить: Вы сначала изучите вопрос, прежде чем судить.
 
Отто Кац

Отто Кац

Фельдкурат
Паническая атака развивается на пустом месте, а не от сильного ветра, стресса или чего-то ещё. Я могу повторить: Вы сначала изучите вопрос, прежде чем судить.
" он признался, что впервые столкнулся с сильным ветром и заходом на второй круг и поэтому перенервничал."
 
lopast56

lopast56

Старожил
Паническая атака развивается на пустом месте, а не от сильного ветра, стресса или чего-то ещё. Я могу повторить: Вы сначала изучите вопрос, прежде чем судить.
Мне не нужно ничего изучать, потому что если после такого "фокуса" этого парня поставят в мой экипаж, я просто не полечу. Как говаривал один из моих ВП: Кто бз....т, тот гибнет!
 
S

Sidor

Старожил
И на кой мне такой человек в кабине на месте пилота, который в обморок падает от сильного ветра.
Если речь действительно о панической атаке, то вы заранее об этом не узнаете:
Для ПА не характерен период предвестников, ПА развивается внезапно и, как правило, достигает своего пика в течение 10 мин. Длительность ПА исчисляется минутами – в среднем 15–30 мин, хотя некоторые пациенты сообщают и о более длительных приступах.
...
Для достоверного диагноза необходимо, чтобы не менее 2 тяжелых атак вегетативной тревоги возникали на протяжении периода около 1 мес. при обстоятельствах, не связанных с объективной угрозой
https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Panicheskie_ataki_v_nevrologicheskoy_praktike_3/
ПА впервые проявляются внезапно для всех, включая пациента, обычно на фоне длительного стресса. ВЛЭК разве что случайно может отловить.
Однако в данном случае, похоже, дело не в ПА, а в... своеобразном (назовём это так) психологическом портрете деятеля, и тогда тут психолог мышей не ловит.
 
Реклама
lopast56

lopast56

Старожил
Если речь действительно о панической атаке, то вы заранее об этом не узнаете:
Правильно, я так и сказал, что парень подписал приговор для себя. Одного раза вполне достаточно. Правда может у них по другому и будут ждать когда такой парень запрется в кабине...
 
АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
Возможно, это дебют реальной панической атаки на фоне пережитого (но задавленного в себе и скрытого от командира) стресса. Ведь если верить статье, то "Как показало расследование, за день до случившегося оба пилота успешно посадили самолет, следовавший из Глазго в Пальму, Майорка, однако во время приземления они столкнулись с сильным ветром, и им пришлось заходить на второй круг."
Таким образом, паническая атака при повторном развитии аналогичной ситуации действительно могла быть.

Дальше надо разбираться, почему второй пилот:
- скрыл от командира свое состояние перед рейсом ("напарник выглядел раздраженным и подавленным весь полет, несмотря на то что во время посадки в предыдущий день казался спокойным".)
- ТАК отреагировал на не уникальную для его профессии ситуацию. Или это всплыл ещё какой-то более ранний стресс, или страх не соответствовать ожиданиям командира в сложных условиях (то есть сомнения в собственном профессионализме), или еще с десяток причин.
Если ориентироваться только на написанное в статье: летать ему до выяснения причин нельзя.
 
O

overdriver

Старожил
С соседнего форума:

Второй пилот британской авикомпании ЕasyJet подвергся панической атаке, когда самолет приближался к взлетно-посадочной полосе в Шотландии. За день до этого при посадке самолета этой же лётной командой, когда лайнер уже снизился до высоты в 30 футов (9, 14 м), диспетчер отдал пилотам команду не садиться и заходить на второй круг. Этот инцидент, возможно, расшатал нервы второго пилота, вылившись в паническую атаку на следующий день. Пилот вынужден был покинуть кабину аэробуса A319-111 на подходе к Глазго (Шотландия) из-за панической атаки. Когда это случилось, на борту находились 148 пассажиров и шесть членов экипажа. Несмотря на инцидент, самолет благополучно приземлился. Второй пилот получил медицинскую помощь. Бригада медиков сказала, что второй пилот перенес приступ паники. После полной проверки ЕasyJet, авиационного медицинского эксперта и других медицинских работников, второй пилот был признан пригодным для возвращения к полетам».
https://www.mirror.co.uk/news/ ...

Особенно доставляет выделенное жирным.
[automerge]1568505395[/automerge]
А если в следующий раз КВС выйдет в туалет, или ему тоже станет плохо, и тут этого второго опять накроет приступ панической атаки?
 
Последнее редактирование:
АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
После полной проверки ЕasyJet, авиационного медицинского эксперта и других медицинских работников, второй пилот был признан пригодным для возвращения к полетам»
Согласна, весьма рискованным решение выглядит. Ну или слишком поспешным. Панические атаки парой таблеток или посещений психолога не лечатся. Было бы интересным узнать, чем (документы, стандарты?) руководствовались специалисты, вынесшие решение о разрешении полетов.
 
constructor

constructor

Старожил
Согласна, весьма рискованным решение выглядит. Ну или слишком поспешным. Панические атаки парой таблеток или посещений психолога не лечатся. Было бы интересным узнать, чем (документы, стандарты?) руководствовались специалисты, вынесшие решение о разрешении полетов.
Возможно, нет в действующих нормах разрешения на допуск к полётам в именно таком случае. Скорее, специалисты не нашли запрещения на полёты с таким диагнозом.
 
АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
В ветке Проблемы эвакуации из аварийных ВС | Страница 73 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU затронули тему переломов позвоночника при эвакуации из воздушного судна. Немного о позвоночнике и механизме компрессионного перелома:
Позвоночный столб человека выполняет множество функций, основные из которых амортизационная, защитная (защищает спинной мозг).
Через отверстия по краям позвонков от спинного мозга отходят нервные волокна, обеспечивающие чувствительную и двигательную иннервацию определенных сегментов тела.
slide_7.jpg
Тела позвонков представлены губчатой костной тканью, поэтому при одновременной выраженной осевой нагрузке и положении сгибания позвоночника могут подвергнуться компрессии. При этом позвонок приобретает клиновидную форму со снижением высоты переднего отдела. Возможны компрессионные «взрывные» переломы, когда губчатая костная ткань внутри позвонка разрушается из-за вдавления в его тело пульпозного ядра межпозвоночного диска, эти переломы более тяжелые.
85876.jpg
Причины развития компрессионного перелома:
- Механическое воздействие на позвоночный столб, такое, как падение с высоты на ноги, подъем тяжестей, автомобильные аварии, реже – удар по спине.
- Патологические (на фоне других заболеваний) переломы на фоне опухолей, остеопороза.
Неосложненные компрессионные переломы подразделяются по степени компрессии:
1 степень — снижение высоты тела позвонка меньше, чем наполовину;
2 степень — высота его снижена наполовину;
3 степень – высота снижена более, чем наполовину.
Осложненный перелом характеризуется травмированием спинномозгового канала. Нарушается стабильность позвоночных сегментов, позвонки подвергаются вывихам или подвывихам, в результате костная ткань травмирует нервные корешки, вдавливается в канал, где проходит спинной мозг.
Клиническая картина (признаки) компрессионного перелома:
- Боль в спине, чаще интенсивная в момент перелома, далее постоянная, ноющая, усиливающаяся при движении, в положении сидя. Если перелом развивается на фоне остеопороза, то болевой синдром может быть умеренным, медленно нарастающим.
- Напряжение паравертебральных (вертикально сверху вниз вдоль позвоночника) мышц в виде болезненных тяжей вдоль позвоночника («симптом вожжей»).
- При множественных переломах может быть шоковое состояние: бледность кожи, потливость. Пациент лежит с приведенными к животу ногами.
- Если перелом осложненный, развиваются параличи, также возможен смертельный исход, если вовремя не принять меры.

И теперь к вопросу
Если нет повреждение нервных окончаний, то следовательно нет и сигнала о боли. Так ведь? Боль же по нерву передается. А следовательно нет и причин для обращения к врачу.
Боль в большей или меньшей степени выраженности при переломе позвоночника будет в любом случае. Независимо от того, повреждены ли нервы или нет. Потому что каждый позвонок окружают мягкие ткани (связки, мышцы), в которых есть мельчайшие нервные волокна. И эти окружающие ткани при переломе (или даже только в момент его) всегда подвергаются воздействию: ушиб, контузия или отёк.

Ещё одно: при переломе высота позвонка меняется в бОльшей или меньшей степени, однако это обязательно скажется на работе окружающих мышц и связок: они теперь должны работать с избыточным напряжением, чтобы удержать данный сегмент позвоночника в правильном положении. Это приводит к их перенапряжению и человек получает сигнал в форме ощущения дискомфорта, скованности или даже боли. Вспомните себя, когда приходилось сидеть на стуле более 5 часов с минимальными перерывами. Какие ощущения были в поясничном отделе после этого? причина таких ощущений почти всегда - чрезмерное по времени и/или силе напряжение мышц.
Даже если боль в момент перелома не сильная, человек ощущает в месте повреждения дискомфорт, не может спокойно повернуться, наклониться - так как это вызывает усиление неприятных ощущений.
Теперь вернемся к эвакуации из воздушного судна. Человек на фоне стресса сначала может не почувствовать боли. Потом, когда первая реакция проходит, начинает замечать, что что-то с его спиной не так - ноет или болит вдруг и обращается к врачу. Возможна иная ситуация: человек обратился к врачам на месте с жалобой, что "голова болит, может у меня давление повышено?", а доктор при распросе заподозрил травму позвоночника, провел осмотр и, убедившись в своих подозрениях, отправил пострадавшего в больницу. Может быть еще с десяток вариантов, когда человек после эвакуации из ВС без явно выраженных жалоб на спину обратился к врачу. Важно, что доктор в этой ситуации сработал грамотно, задал необходимые вопросы, осмотрел и направил в больницу.
 
Luboznatelnyj

Luboznatelnyj

Местный
В ветке Проблемы эвакуации из аварийных ВС | Страница 73 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU затронули тему переломов позвоночника при эвакуации из воздушного судна. Немного о позвоночнике и механизме компрессионного перелома:
Тела позвонков представлены губчатой костной тканью, поэтому при одновременной выраженной осевой нагрузке и положении сгибания позвоночника могут подвергнуться компрессии. При этом позвонок приобретает клиновидную форму со снижением высоты переднего отдела. Возможны компрессионные «взрывные» переломы, когда губчатая костная ткань внутри позвонка разрушается из-за вдавления в его тело пульпозного ядра межпозвоночного диска, эти переломы более тяжелые.
Интересно, почему возникает компрессионный перелом, за исключением "взрывного" варианта, при целом межпозвоночном диске? Диск же должен амортизировать удар.
 
АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
Интересно, почему возникает компрессионный перелом, за исключением "взрывного" варианта, при целом межпозвоночном диске? Диск же должен амортизировать удар.
до определенного предела он это и делает))
 
Реклама
АлёнаДок

АлёнаДок

Доктор
Luboznatelnyj, протрузия возможна, грыжа возможна, однако на счет "должна" - человеческий организм порой весьма непредсказуем. Потому бывают и переломы без этих проявлений. Что диск при компрессионном переломе тоже страдает - факт, однако это не всегда проявляется теми проблемами, которые Вы перечислили.