Сон разума рождает чудовищ (текст мой)
Rutan 226 относится к редкому подвиду OPV - optionally piloted vehicles - беспилотных летательных аппаратов, в которых, однако, есть место и для лётчика. Такая конфигурация использовалась в США и в СССР для летающих мишеней: когда безопасные полёты и посадку проводили в пилотируемом варианте, полёты с боевой стрельбой по мишени - в беспилотном. Здесь же, вероятно, место пилота предусмотрено только в целях отладки, как, в своё время, на "самолёте" К.
Построили два экземпляра. Если на втором, с расширенным фюзеляжем, пилот сидел в относительно нормальной кабине, то на первом экземпляре лётчик размещался в буквальном смысле слова верхом.
Идея аппарата была очень претенциозной: он должен был долгое время маячить в воздухе на большой высоте недалеко от позиций вражеских ракетных дивизионов, а сразу после пуска тактических ракет уничтожать их своими маленькими гиперзвуковыми ракетами. Каждая ракета должна была весить всего 22,7 кг, она не несла взрывчатки, а значит, требовалось прямое попадание в очень сложную цель - набирающую скорость тактическую ракету. Ракеты-малышки должны были развивать скорость до 9M, что, честно говоря, вызывает большие сомнения.
И возможность размещения хорошей прицельной системы на аппаратике, и, главное, вероятность, что этому комару дадут спокойно барражировать в закрытой зоне, естественно, очень мала. Тем не менее, Лауренсовская национальная лаборатория (Lawrence Livermore National Laboratory, LLNL) умудрилась подписать с ВВС контракт на создание этой химеры, а 5 июня 1992 г. LLNL, не имеющая сама опыта постройки самолётов, выбрала субподрядчика - компанию Scaled Composites.
Второй прототип отличался расширенным фюзеляжем, в котором разместили "нормальную" кабину пилота, с бортами
По ТТТ аппаратик со стандартным поршневым мотором Rotax 912, но нестандартными турбокомпрессором и двухлопастным пропеллером из углепластика, должен был барражировать на высоте свыше 18 км. Неясно, как собирались решать вопросы смазки маловысотного мотора, но до высотных полётов дело так и не дошло. Общая нагрузка планировалась в 113 кг: система управления полётом и оружием массой 68 кг и две гиперзвуковые ракеты Talon весом всего по 22,7 кг и дальностью полёта почти 100 км (ох, и опять фантастика. Даже не говоря об энергетике снаряда - а наводить-то как?).
Сам самолётик был довольно обычным монопланом с прямым крылом и неубирающимися шасси, выполнен из углепластика. Взлёт - либо со своих колёс, либо с крыши специально оборудованного "Хаммера". Высокая весовая культура, свойственная Рутану, позволила, кроме полезной нагрузки, запихнуть 380 кг топлива, что дало время полёта 48 часов - двое суток (в беспилотном варианте).
Оба прототипа были построены и относительно успешно испытаны, но к 1995 г. программа создания гиперзвуковых ракет зашла в тупик (какая неожиданность!), и самолётики передали NASA как прототипы будущих высотных БЛА и для аэрофотосъёмки. Особых успехов в обоих ролях за ними не замечено.