Турки облюбовали Рижский аэропорт
Одним из претендентов на строительство нового комплекса аэропорта Rīga, по информации издания, стал оператор стамбульского аэропорта Ататюрка, выступающий в консорциуме с отечественной компанией Skonto būve. Шансы турок выглядят вполне реалистичными.
Министр сообщения Айнар Шлесерс и руководитель аэропорта Кришьянис Петерс вчера собрали журналистов в VIP-терминале, чтобы рассказать о предстоящих изменениях.
К 2012 году частный инвестор должен увеличить площадь ныне действующего терминала в четыре раза — с 27 до 137 тыс. кв.м. С нуля будет построена новая пассажирская галерея длиной 510 метров на 23 посадочных коридора-"гармошки" (сейчас их всего 5). Существующий терминал планируется интегрировать в комплекс нового. Его высота удвоится — с 13 до 26 метров, а под ним появится подземный ярус для размещения системы обработки багажа. Коммерческая площадь увеличится по сравнению с сегодняшней вшестеро — до 26 тыс. кв. м. Новая парковка для автомобилей сможет принять 9100 машин против нынешней тысячи с небольшим.
Сумма вложений оценивается в 200 млн. латов. Согласно планам, строительство должно начаться уже в июне следующего года.
"Наш проект вдохнет жизнь в экономику Латвии, — вдохновенно декламировал вчера Айнар Шлесерс. — Строительство комплекса даст импульс инвесторам вкладывать деньги и в новые гостиницы, и в конференц-центры, и в офисы, и в магазины. Само сообщение о наших намерениях автоматически привлечет в Ригу новые авиакомпании. Только в следующем году мы откроем 19 новых рейсов. Наша цель — стать хабом, то есть узловым пунктом между Европой и Азией и довести количество транзитных пассажиров до 50% во всем потоке, а сам пассажиропоток — до 20 млн. человек!" (В этом году "Рига" надеется обслужить 4 млн. человек).
С не меньшим пафосом министр провел аналогию между нашим аэропортом и финской компанией Nokia, развитие которой и втащило Финляндию в верхние строчки списка самых богатых стран мира.
После тирады Шлесерса о светлом будущем Кришьянис Петерс перешел к собственно самой теме пресс-конференции и сообщил, что на участие в конкурсе поступили заявки от 8 претендентов — строительных компаний, финансовых фондов и операторов крупных международных аэропортов.
Их участие заключается в финансировании и возведении новых терминалов. Государство же со своей стороны обещает им контрольный пакет акций в совместном предприятии, которое займется обслуживанием воздушной гавани, за исключением функций контроля воздушного сообщения. Именно будущая выгода и должна привлечь бизнесменов.
Названия претендентов не называются. Ровно через месяц, когда закончится очередной тур тендера, из 8 участников останется 5. Еще через четыре месяца договор будет заключен с победителем.
Относительная фора перед конкурентами, отметил Айнар Шлесерс, есть у компаний, уже имеющих опыт в обслуживании аэропортов. Причем чем дальше от Риги эти воздушные гавани находятся, тем лучше — меньше вероятности, что победитель окажется засланным казачком, который вместо развития взлетно-посадочного комплекса в Риге займется его искусственным торможением в угоду материнской гавани.
На вопрос, есть ли среди претендентов неевропейцы, Кришьянис Петерс сказал: "Есть предприятие из страны, не являющейся ни членом ЕС, ни членом СНГ. Кроме того, есть и консорциумы — объединения нескольких фирм".
Перечисленным г-ном Петерсом характерным чертам точь-в-точь соответствует компания TAV Havalimanlari Holding. Предприятие управляет самым известным аэропортом Турции — стамбульским Ataturk, а также еще 11, включая два столичных — в турецкой Анкаре и грузинском Тбилиси. Только в Стамбуле холдинг ежегодно принимает и отправляет порядка 14 млн. пассажиров, всего же входящие в него предприятия в прошлом году обслужили 27 млн. человек, прибывших 285 тыс. рейсов трехсот авиакомпаний.
В том, что турки стали одними из претендентов на проект в Риге, сомневаться не приходится: соответствующее сообщение об этом холдинг подал Стамбульской фондовой бирже. Причем TAV Havalimanlari заявил о создании консорциума с латвийской компанией Skonto būve. Она, очевидно, займется непосредственно строительством.
"Мы пока не будем комментировать вообще эту информацию", — отрезал в разговоре Ивар Миллерс, вице-президент Skonto būve.
Между тем еще одно сообщение на биржу, на этот раз тель-авивскую, подал и другой возможный претендент на проект в Риге. Им стал израильский бизнесмен Мотти Киршенбаум.
Концепция бизнеса г-на Киршенбаума заключается в том, что он создает деловые и коммерческие парки — Airport City — при терминалах крупных аэропортов. Такой уже действует в крупнейшем аэропорту Израиля — тель-авивском Бен-Гурионе. Сейчас Europort Ltd — европейское подразделение компании г-на Киршенбаума — реализует аналогичный проект в столице Сербии Белграде, следующая на очереди — украинская Одесса. Далее бизнес-интерес, как сообщила газета The Jerusalem Post, ведет г-на Киршенбаума в Россию, Румынию, Венгрию и Латвию.
http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=21515382&categoryID=57861&ndate=1217797200