последствия внедрения новых технологий все менее предсказуемы. Слишком быстро течет время, слишком медленна (нормальная) реакция человека на изменения. Инерцию сознания исключить невозможно, предсказать удается только на уровне интуиции (опять прорекламирую д. Ладкина), экспериментальные данные опаздывают.
Гражданская авиация пока остаётся одной из самых консервативных отраслей, любые нововведения здесь могут занимать годы.
На мой взгляд последний серьёзный прорыв был 30 лет назад с появлением семейства Airbus А330/320 с другой философией работы экипажа, когда произошёл переход от чистого пилотирования к управлению "через прокладку защитных алгоритмов" автоматики. Если ошибаюсь, поправьте, пожалуйста.
сегодня мы получаем новую технику или технологию (даже процедуру), рассчитанную на средний менталитет юзеров вчерашнего дня, а через несколько лет получаем плеяду завтрашних юзеров, выросших на ней с нуля с непредсказуемыми пробелами в перфомансе.
Именно об этом я говорил, когда писал об испытаниях и дизайне кабин/процедур.
Проектируют и испытывают зубры, знающие и понимающие менталитет "юзеров вчерашнего дня", опирающиеся на собственный опыт, а приходят летать юзеры с Цессны с налётом 150-200 часов. Ради интереса поинтересуйтесь у знакомых испытателей - много из них работали инструкторами в авиакомпаниях? Или вообще в авиакомпаниях? На Сухом, по-моему, все бывшие военные. Про МС-21 не в курсе.
Роль инструкторского состава в авиакомпаниях и нагрузка на него в таких условиях возрастают в разы. Значение качественного методического материала тоже невозможно недооценить. А когда и кому его писать с нагрузкой 85-90 часов в месяц?
Плюсом к тому наши локальные проблемы, связанные с оттоком кадров сейчас и развалом авиации в 90х. Нарушена преемственность поколений, отсюда и пробелы у новых юзеров. Сомневаюсь, что с похожими проблемами сталкиваются в других странах с развитой авиационной отраслью.
P.s.: Интересно было бы глянуть статистику по возрастам пилотов разных типов ВС в стране, посмотреть доли инструкторов-экзаменаторов, чтобы убедиться в правильности или ошибочности моего предположения.