-------------------------
Проекты 119, 122, 123, 128
-------------------------
На совещании по изменениям в проекте 103, собранном в декабре 1963-го, я сделал замечание, что версия проекта 123 с поперечным передним расположением двигателя и передним приводом находится в нашем отделе в стадии завершения, и было бы уместно подождать, пока она будет закончена, примерно в марте, чтобы провести очное сравнение.
Через несколько дней, поразмыслив, я отправил инженеру Боно записку, в которой изложил свои соображения по поводу рассмотренной им в Центре Стиля модификации проекта 103. По моему мнению, хотя она и получила численное обозначение 124, говорящее о прогрессе, но на деле была устаревшей, и поэтому не очень конкурентоспособной в будущем. Я выделил все плюсы альтернативной переднеприводной 123-й, которая была просторнее, технически проще, к тому же легче и экономичнее.
В варианте 123 Е4 я обобщил опыт, полученный нами при работе с ранними экспериментальными прототипами проекта 123 с различным расположением агрегатов, а также опыт создания (уже подготовленной к запуску в производство) модели Аутобьянки Примула. Поэтому 123-й проект, безусловно, можно было считать готовым к серии. Это была моя последняя попытка убедить руководство в том, что на смену модели 1200 проекта 103 нужно выпускать гораздо более современный переднеприводный автомобиль, чем 124-й.
Варианты компоновки агрегатов экспериментального проекта 123 (Е1-Е4).
123 Е1, переднеприводный вариант, с 3-цилиндровым рядным мотором вертикально-продольного расположения, и коробкой продольного расположения, расположенными в переднем свесе, с прогрессивным двухобъёмным кузовом лифтбэк, 1959-1960 годы.
123 Е2, заднеприводный вариант, с 3-цилиндровым рядным мотором вертикально-продольного расположения, и коробкой продольного расположения, в заднем свесе, с 2/3-объёмным кузовом (123 Е2), 1962-й год.
123 Е3, заднеприводный вариант, с 4-цилиндровым рядным мотором вертикально-поперечного расположения, и коробкой поперечного расположения, в заднем свесе, с традиционным трёхобъёмным кузовом, 1962-й год.
123 Е4, переднеприводный вариант, с 4-цилиндровым рядным мотором вертикально-поперечного расположения, и коробкой поперечного расположения, в переднем свесе, с традиционным трёхобъёмным кузовом, 1962-й год.
Проект 09, компоновки аналогичной 123 Е4 (будущая Аутобьянки Примула), 1961-1962 годы.
Серийная Аутобьянки Примула, с модифицированным 4-цил. нижневальным двигателем проекта 103, 1964-й год.
Максимально рациональное размещение агрегатов, и компактные подвески, передняя и задняя, тогда ещё рессорного типа.
3-дверная версия, наиболее дорогой вариант исполнения.
5-дверная.
Ходовой прототип для 123 Е4 был построен крайне быстро, и, как только он проехал несколько тысяч километров, очень довольный результатами, я написал письмо профессору Валетте и инженеру Боно, в котором изложил причины его появления, которые можно было бы выразить в сочетании объёма салона, равного шестицилиндровой модели 1800, при весе всего в 750 килограмм. Далее следовало сравнение с аналогичными моделями конкурирующих с нами автопроизводителей Европы, включавшее полные технические характеристики. Мы привели причины выбранных нами решений, указали уровень их инновационности, также были приведены соображения по весу и стоимости, и результаты практических испытаний. Однако, высшее руководство Фиата предпочло не принимать окончательное решение, и подождать развития событий.
В то время как машина проекта 124 отправилась на детальную проработку в Техническое Бюро, для подготовки к производству, мы в Бюро Перспективных Разработок перешли к доработке и точной настройке варианта 123 E4, который для краткости получил наименование 123.
Дальнейшим его развитием стал стал прототип проекта 1001, "литрового автомобиля", переднеприводный, сочетающий трёхобъёмный кузов с поперечно расположенным двигателем от 850-й модели, и коробкой от Аутобьянки Примула.
В последующем 1001 трансформировался в проект Х1/1 (ставший предшественником модели 128), причём его кузов имел ниспадающую линию багажника, схожую с ранними прототипами 123-го проекта.