Возрождение в России самого большого в мире самолет-амфибии А-40 "Альбатрос" даст России массу новых возможностей – от Арктики до космоса. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, генерал-майор Владимир Попов.
"Изначально А-40 "Альбатрос" создавался по тактико-техническим требованиям для Службы авиакосмического поиска и спасания, которая изначально была военной, а сейчас передана Росавиации. Такой самолет должен был быть очень крепким, мощным, вместительным и максимально универсальным – слишком широкий спектр задач ему предназначался. ОКБ Бериева успело сделать один полноценный экземпляр, прошедший все испытания – он летает по сей день, показывая отличные характеристики.
Но с распадом СССР проект стал неактуальным. На основе А-40 "бериевцы" разработали сравнительно небольшие и менее мощные Бе-200, около 50 машин сейчас в распоряжении МЧС, выполняют гражданские задачи. Возвращение А-40 дает новые возможности авиации РФ. К примеру, в космической программе - через 2 года начнутся пуски с космодрома "Восточный", аварийные зоны посадки в случае отказа второй-третьей ступеней ракет расположены в Тихом океане. Всплыть из глубин космонавтам системы позволят, но их нужно быстро эвакуировать, иначе велик риск гибели. Это задача "Альбатроса", - отмечает специалист.
В России планируют возобновить производство самолета-амфибии А-40 "Альбатрос",
рассказали РИА "Новости" в Объединенной авиастроительной корпорации, работающей над проектом. А-40 - самый большой в мире реактивный самолет-амфибия, впервые поднялся в воздух 4 ноября 1987 года. По кодификации НАТО Mermaid, в СССР он планировался как самолет двойного назначения - поисково-спасательный и боевой. Максимальная взлетная масса А-40 - 90 тонн, это уникальный показатель для амфибий. Машина может нести гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды "Орлан" или "Коршун", а также противолодочные ракеты АПР-2 "Ястреб" или торпеды АПР-3 "Орёл".
"Боевая составляющая появилась позже, когда ОКБ Бериева решило заинтересовать перспективной машиной Минобороны. Самолет действительно может сбрасывать буи для поиска подлодок и атаковать военные надводные и подводные объекты. Но главная его особенность – высокая прочность.
А-40 создавался, чтобы выполнять задачи по поиску и эвакуации людей или высадки десанта там, где это кажется невозможным. Зоны сильных штормов, стихийных бедствий, аномальных холодов. Его характеристики позволяют не опасаться даже двухметровых волн. Плюс это первый в мире реактивный самолет-амфибия, мы и здесь обошли весь мир. В случае катастроф и крушений важна оперативность. Тот же Бе-200 придет на место со скоростью 500 км/ч, "Альбатрос" примчится на скорости 800 км/ч, преодолевая огромные расстояния. Такая скорость спасет немало жизней", - считает генерал-майор.
Арктические перспективы
"Альбатрос" представляет собой "летающую лодку", выполненную по схеме высокоплана с крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Два года назад начальник Морской авиации Черноморского флота Геннадий Загонов сообщил, что новейшие А-40 заменят устаревшие еще при СССР самолеты-амфибии Бе-12 в рамках полного обновления парка. Максимальная скорость "Альбатроса" в воздухе 800 км/ч, дальность полета - 4-5,5 тысяч км, продолжительность патрулирования - 12 часов, потолок высоты - 13 км.
На самолёте установлено 148 мировых рекордов. Для взлета с водной поверхности для устойчивости самолёт оборудован поплавками на крыльях и водяным рулём в корме. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Д-30КВП, установленных в верхней части фюзеляжа за крылом, в наиболее брызгозащищённой зоне, и двух дополнительных бустерных турбореактивных двигателей в задней части гондол шасси, которые применяются только при взлёте с воды.
"Конечно, новые "Альбатросы" повторят своего единственного "советского" собрата лишь в части удачной конструкции "корпуса-лодки" и других инженерных решений. В целом же это будут уже совсем другие машины – более современные. Так, в современном авиастроении широко применяются новейшие материалы, такие как стекловолокно и углепластик. Они существенно лучше по прочностным и антикоррозионным характеристикам, чем алюминий и даже легированная сталь.
Шагнула далеко вперед и современная электроника – советская авионика, конечно, уже устарела. Новые машины получат наиболее актуальные системы с бортовыми компьютерами, системами безопасности и современной спутниковой навигацией. А значит, смогут более эффективно выполнять гражданские и боевые задачи.
"Альбатрос" в обновленном варианте отлично подойдет для выполнения задач по эвакуации и спасению людей в Арктике, которую Россия активно осваивает. Навигацию Северного морского пути открывают сейчас в начале мая, закрывают – в конце ноября. А ледокольные проводки и вовсе идут круглый год. Оперативно в случае ЧП прийти на помощь и забрать максимум людей и грузов – для этого А-40 и задумывался, это его приоритетная задача. И, конечно, никто не отменяет его боевых характеристик –
самолет останется эффективным противолодочным оружием", - заключает Владимир Попов.
https://rueconomics.ru/348159-rossi...os-stanet-universalnym-spasatelem-i-karatelem