Boeing теряет репутацию и отстает от Airbus Bloomberg: американская компания установила «золотой стандарт» производства самолетов, но теперь близка к кризису
19:08, 15 января 2024
Источник:
Bloomberg
Инцидент с оторвавшейся в полете заглушкой двери аварийного выхода лайнера Boeing 737 Max стал для американской корпорации уже третьим происшествием в линейке этих самолетов за последние несколько лет. Несмотря на то, что в этот раз, в отличие от двух предыдущих аварий, никто из пассажиров серьезно не пострадал, произошедшее может сильно повлиять на будущее компании,
пишет Bloomberg. Агентство называет основной проблемой авиапроизводителя стремление к
финансовой оптимизации, в рамках которой многие процессы были отданы субподрядчикам. По мнению экспертов, из-за этого Boeing «потерял свою ДНК». Теперь компании предстоит серьезно оценить свою дальнейшую стратегию — и, вероятно, взять тактическую паузу, которая еще сильнее отбросит ее назад в конкуренции с ее основным соперником, европейским производителем самолетов Airbus.
После инцидента, как
сообщал Bloomberg, генеральный директор Boeing Дэвид Калхун обратился к сотрудникам «сдерживая слезы», и заявил, что компания должна признать ошибки и подойти к вопросу безопасности «со 100% и полной прозрачностью на каждом этапе». «У меня есть дети и внуки, и у вас тоже. Это имеет значение. Каждая деталь имеет значение», — сказал Калхун, комментируя фотографии из салона самолета.
КРУШЕНИЯ BOEING 737 MAX
Теперь спасти репутацию Boeing могут только полная перезагрузка и переосмысление протоколов поставки, сборки самолетов и контроля качества работ, пишет Bloomberg, ссылаясь на источники в самой компании, ее ключевых клиентов и регулирующие органы. Однако этот процесс растянется на годы и, вероятно, потребует тактической паузы в соперничестве Boeing с его основным конкурентом — европейским производителем самолетов Airbus.
В течение многих лет давление на обе компании со стороны рынка росло, заставляя их увеличивать темпы производства. Оптимизируя финансовые процессы, Boeing отдал значительную часть производства основных компонентов и контроля качества субподрядчикам. Большая часть работ над самолетами Boeing выполняется в штате Канзас, где базируется его основной подрядчик Spirit AeroSystems, который строит 70% планера для 737 Max, а окончательная сборка самолета происходит на заводе, расположенном более чем в двух тысячах километров оттуда в штате Вашингтон.
Airbus же пошел другим путем — и оставил большинство процессов внутри компании, пишет Bloomberg.
При этом, как отмечают в разговоре с изданием эксперты, Boeing испытывает постоянные и системные проблемы с контролем качества.
Крупные покупатели его самолетов, как утверждает Bloomberg, «годами умоляли» Boeing перестать беспокоиться о финансовых показателях и вернуться к стратегии «строить меньше, но правильно» — однако это привело бы к замедлению процессов, и в итоге сильно отбросило бы компанию назад в конкуренции с Airbus, которая не сталкивалась с такой чередой происшествий и сохраняет более высокий темп производства.
Бывшие руководители Boeing и крупные клиенты компании считают, что ее возрождение в значительной степени будет зависеть от возврата к стратегии, ориентированной на инженерные решения и безопасность, результатом которой стало появление таких лайнеров, как Boeing 747 Jumbo и широкофюзеляжного Boeing 777 — да и самого Boeing 737, чья безопасность не вызывала сомнений до появления линейки лайнеров 737 Max. По словам бывшего президента компании-производителя авиационных двигателей Pratt & Whitney Пола Адамса, великим Boeing стал именно потому, что строил лучшие самолеты в мире. «Когда они перешли к попыткам финансовой оптимизации, они потеряли свою ДНК, которая сделала их великой компанией», — говорит Адамс.
Однако при этом альтернативы самолетам семейства 737 Max сейчас практически нет. Эти лайнеры составляют неотъемлемую часть мирового авиапарка, а очередь ожидания одного из его ближайших конкурентов, семейства самолетов Airbus A320neo, растянулась на несколько лет. Создание же нового узкофюзеляжного лайнера такого класса потребует не менее десяти лет как у Boeing, так и у Airbus, отмечает Bloomberg.
После инцидента с оторванной заглушкой «поспешных» перестановок в руководстве по словам источников Bloomberg, компания не планирует. Дэвид Калхун занимает свой пост недавно — он стал гендиректором в январе 2020 года, когда компании нужно было выйти из кризиса после двух авиакатастроф Boeing 737 Max. Срок его полномочий, отмечает Bloomberg, пока неясен — особенно учитывая то, что недавно новым главным операционным директором компании была назначена финансистка Стефани Поуп, которую многие аналитики сочли преемницей Калхуна. От комментариев в самой компании отказались.