(ЧА) Як-12 vs ОКА-38

    vm

    фрапессор
    Вот такой вопрос, на кторый я в голове никак ответа не найду.

    Отчего после войны запустили в проектирование и производство Як-12, в то время как уже была рабочая документация и опытные образцы ОКА-38? Да и немецкие матриалы по нему были. Ничем таким выдающимся Як против русского "Шторьха" вроде не выделяется. Шторьх же более чем успешно себя зарекомендовал.

    Мысль о том что "нехорошо" копировать в те годы как-то не угнетала никого, напротив - пользовались немецкими наработками вовсю, да и Ту-4 тот же..
     

    Экзот

    Элефантерия
    Вообще то, нелишне вспомнить - как и сколько людей размещалось в "Аисте" и в Як-12ом. Абсолютно разные машины.
     
    A

    Экзот, мне летчик-испытатель кб Яковлева рассказывал, как в Як-12 на авиапараде в Домодедово набивалось 10(!) парашютистов. Звучит дико, но он врать точно не стал бы.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Grig, во-во. Самолёт гораздо объёмистей. Хотя, 10парашютистов... :rolleyes: ~1000кг ПЗ... :confused: По весу, может, и вытянет, но по объёму... некуда, ИМХО, там им влезать...
    Мне кажется - байка.
     
    A

    Экзот, Попробовали проверить на месте. Влезли двое моих приятелей в грузовой отсек. Тесновато, прямо скажем. Однако, из сказки слов не выкинешь :D .

    Может, там жесткий подбор по весовым/габаритным данным был? Не знаю, что слышал, то и рассказываю.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Grig, ...причём, влезали явно без парашютов? ;)
    Короче, пули отливал приятель. ;)
     

    vm

    фрапессор
    Экзот сказал(а):
    Вообще то, нелишне вспомнить - как и сколько людей размещалось в "Аисте" и в Як-12ом. Абсолютно разные машины.

    Вспоминаю :)

    Як-12 - пилот и два пассажира или 350 кг груза. Пилот и один больной на носилках.

    Як-12М (куда позже 46-го года) Пилот и три пассажира, либо пилот, больной наносилках и сопровождающий.

    Fi.156D - то же самое, пилот и два пассажира, либо пилот и два раненых на носилках.

    Было же еще и развитие в четрыхместный Fi.256.

    Если говорить о построеных ОЕА-38, то на первом экземпляре пилот и два пассажира а на втором экземпляре (саниатрном) кроме двух раненых на носилках еще и третий сидя влезал.

    Так в чем разница?

    Уж ВПХ и сравнивать не будем - аист наверное еще никто не превзошел по этой части.
     

    Экзот

    Элефантерия
    четрыхместный Fi.256
    Абсолютно третья машина - ни Як-12, ни Шторх.
    Як-12М (куда позже 46-го года) Пилот и три пассажира
    Кабина Яка позволяла выполнить такую модиф. Посмотрел бы я как это вышло бы на Шторхе... Судя по схемам, трое в Шторхе - его предельные возможности, а в Яке - трое - только начало.
    третий сидя влезал
    Ключевое слово - "влезал".
     

    vm

    фрапессор
    Экзот, Так даже про 256 - все было в своих руках.

    Трое а не четверо в шторьхе ровно потому, что кабина заужена к носу, там остается место только под ноги пилота, задние же сидения что на Яке что на Шторьхе одинаков (не)удобны :)

    А насчет влезал для ситуации когда раненых нужно эвакуировать -допустима. Главное что самолет их поднимал и поднимал с небольшой площадки.

    На мой погляд линейка ОКА-38 Ан-2 Ил-12 вполне логична, аист тут совершенно по делу. Аист еще и на сотню кг грузоподъемнее Яка. И разница между новым типом и уже проверенным самолетом существенная. Чем и кто руководствовался в 45-46-м, что начал Як делать, вот что интересно на самом деле.

    Французы и чехи очень даже успешно его производили.
     

    Экзот

    Элефантерия
    vm
    Так даже про 256 - все было в своих руках.
    Совершенно другой самолёт отн-но Шторха.
    Трое а не четверо в шторьхе ровно потому, что кабина заужена к носу, там остается место только под ноги пилота
    Ну и?.. Четвёртый не влезет физически - зачем за мной повторять?
    задние же сидения что на Яке что на Шторьхе одинаков (не)удобны :)
    Зато переднее есть.
    А насчет влезал для ситуации когда раненых нужно эвакуировать -допустима.
    Куда влезал третий четвёртого уже не втиснешь. Куда вмещались четверо, пятого втиснуть можно.

    Аист еще и на сотню кг грузоподъемнее Яка.
    ...за счёт топлива, прочности и большей Мвзл.

    На мой погляд линейка ОКА-38 Ан-2 Ил-12 вполне логична, аист тут совершенно по делу.
    Абсолютно верно. Но не как соперник Яку - разные ниши.
     

    vm

    фрапессор
    Ну с прочностью я согласен, она свои кг взяла в весе пустого - 930 против 830кг у Яка, правда у 12М уже за тонну первалило.
     

    vm

    фрапессор
    В чем же разница ниш Як-12 и аиста - я не пойму. Связной самолет - оба. санитарный - оба. СХ - тоже. Пассажир для регулярных линий - да ни тот ни другой.
     

    Экзот

    Элефантерия
    В чем же разница ниш Як-12 и аиста - я не пойму
    В ширине фюзеляжа в р-не размещения полезной нагрузки.
    :lol:
    Тогда "Найтингейл" и Як-12 - тоже "одна ниша".
    Пассажир для регулярных линий - да ни тот ни другой
    И тем не менее Як-12ый использовался для внутриобластных линий.
     

    vm

    фрапессор
    Экзот сказал(а):
    В чем же разница ниш Як-12 и аиста - я не пойму
    В ширине фюзеляжа в р-не размещения полезной нагрузки.

    Это не разница ниш, это конструктивная разница.

    :lol:
    Тогда "Найтингейл" и Як-12 - тоже "одна ниша".

    Ну хорошо - легкий санитарный :)

    Пассажир для регулярных линий - да ни тот ни другой
    И тем не менее Як-12ый использовался для внутриобластных линий.

    А не Ан-2 там использовался? Все-таки маловат Як для пассажиропревозок.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Это не разница ниш, это конструктивная разница.
    ...обусловливающая разницу в возможностях.
    Ан-32 конструктивно в первую очередь отличается от Ан-26 более мощной ВМГ, что сделало его высокогорным и "жаркоклиматным". Остальные различия - лишь обеспечивающие эту силовую установку + неизбежный прогресс ЛА.
    Ну хорошо - легкий санитарный
    Т.е. различия в Мвзл, ПЗ, и т.д. делят самолёты по возможностям, а => и по нишам?
    А не Ан-2 там использовался?
    А как одно другому мешает? :eek:
    Скажу больше - использовались и По-2 (с тремя кабинами, т.е в полтора раза менее вместимые чем Як-12), и По-2 "Лимузин", и, по слухам, "Морава"... И даже Ан-24.
     

    ЕхБортоператор

    Местный
    На мой взгляд, дело было в двигателе. Звезды, которые были приняты как базис для развития техники ГВФ и перевернутая V-образная восьмерка для Физилера, которую надо было ставить в серию. На каком заводе? Соответственно, замена двигателя много что меняла в аэродинамике и конструктиве.
    Больший мидель Яка собственно тянулся за двигателем.
    Плюс вспомните "Цель жизни", эпизод с посадкой на даче Сталина. Он американскую технику в своём пользовании ( в нашем исполнении) терпел, а немецкую-нет. Физелер в его окружение просто не вписывался, не солидно.
     

    Экзот

    Элефантерия
    ЕхБортоператор, м.б., конечно, но как то не очень стыкуется - М-14 это не вся ГВФ, где движки посолиднее, а во-вторых, Як-12, вроде, создавался по заказу ВВС (вернее, его предшественник - Як-10, ЕМНИП), т.ч. в выборе двигателя ГВФ ни при чём.
    Физелер в его окружение просто не вписывался, не солидно
    Погарцевать на трофее интеллекта? Почему нет?

    Т.ч., видимо, здесь комплекс причин - Як-12 в первоначальном своём варианте (Як-10) + Як-12 в своём развитии покрывал солидный сегмент требований к связному самолёту - от 1 до 3 пассажиров (ИМХО, это 3/4 полётов), т.ч. его ввод в серию волюнтаризмом не выглядит.
     

    Пкк

    Старожил
    ЕхБортоператор,
    И вдобавок французкие копии Физелера вполне нормально летали с звездообразным двигателем. Такой самолет можно увидеть в фильме "Большая прогулка", да и в А.нет достаточно фото таких машин.
     

    ЕхБортоператор

    Местный
    Экзот, были ли тогда в производстве маленькие рядные движки? По поводу рядного лицензионного МВ-6 (бывший Рено), который ставили на ОКА, его делали Воронеж и Рыбинск только до войны, потом с производства сняли.
    По поводу Сталина - не знаю. Но машины он использовал или американские, или наши по их мотивам. А авиация - его любимое детище, неуютно, по моим ощущениям ему было смотреть на старые немецкие разработки после победы. "Товарищ Яааковлев, ви что, ничего лучше за десять лет в своём наркомате нэ придумали?"
    Пкк,



    Всё так. Но обжатый фюзеляж за большим "лбом", на мой взгляд, хуже просторного. По сопротивлению один фиг, а ёмкость падает.
    Узковато будет.

    по сравнению с
     

    vm

    фрапессор
    ЕхБортоператор сказал(а):
    На мой взгляд, дело было в двигателе. Звезды, которые были приняты как базис для развития техники ГВФ и перевернутая V-образная восьмерка для Физилера, которую надо было ставить в серию.

    Мнээ МВ-6, что на ОКА ставили уже был до войны в серию поставлен.


    ЕхБортоператор сказал(а):
    Больший мидель Яка собственно тянулся за двигателем.
    Плюс вспомните "Цель жизни", эпизод с посадкой на даче Сталина. Он американскую технику в своём пользовании ( в нашем исполнении) терпел, а немецкую-нет. Физелер в его окружение просто не вписывался, не солидно.

    Может быть...