MRA
Новичок
Май:
15 мая 1902 года-родился полярный и морской летчик,военлет,Герой Советского Союза С.А.Леваневский.
2 мая 1935 года-Первый полет четырехмоторного самолета ДБ (А) Конструкторского Бюро-22 В.Ф.Болховитинова НИИ им.Жуковского.Пилотировали машину
заводские летчики-испытатели Н.Г. Кастанаев и Я.Н. Моисеев.
5 мая 1937 г.-состоялся разведывательный полет к Северному полюсу советского экипажа
Павла Георгиевича Головинана на самолете Р-6.За 5 часов самолет достиг СП,разведав погоду над полюсом,самолет лег на обратный курс,и к вечеру
уже приземлился на базе.
21 мая 1937 года-флагманский самолет Водопьянова – АНТ-6 "АвиаАрктика" с номером Н-
170, - впервые в истории совершил посадку в районе Северного полюса.Местом
посадки стала льдина площадью 4 кв. км. и толщиной 3 метра, находившаяся у 89
градусов 26 минут с.ш., 78 градусов з.д.
25 мая 1937 года-Заседание Политбюро,на котором решалась
судьба трансарктических перелетов из Москвы через Северный полюс в США.На нем присутствовали Сталин,Молотов,
Ворошилов,а также Каганович и Алкснис.Более полутора часов они беседовали
с летчиками Чкаловым,Байдуковым и Леваневским.
18.5.38г.в 4.40 утра при взлете под
Архангельском с аэродрома Княж-остров разбился самолет АНТ-6-А
Я.Д.Мошковского-Н-212.Погибли: Герой Советского Союза пилот
М.С.Бабушкин,врач Ефим Россельс,техник по автопилотам Иван Рудный,
бортинженер И.И..Жутовский,механик Гурский.Остальные участники полета
получили ранения...Тела Россельса и Гурского так и не были найдены.Бабушкина
и Жутовского с почестями похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
28.5.42 г.-Летчик 4-го ГИАП авиации КБФ Захаров В.Н. на самолете И-16 в районе поселка Кобона в воздушном бою таранил Ме-109 и при этом погиб сам.
21.5.43 г.-Летчик 71-го ИАП авиации КБФ Ситников А.В. на самолете И-153 в районе острова Лавенсари в воздушном бою,в лобовой атаке таранил Ме-109 и при этом погиб сам.
21.05.43 г.в 05 часов 12 минут 28 секунд при перегоннке с Аляски на фронт в Якутии,в Томпонском улусе,у реки Сартанг и ручья Хучигир врезался в гору (1800-2000 м.) Верхоянского хребта средний бомбардировщик А-20-Ж "Бостон".Самолет летел по маршруту: Сеймчан-Якутск (1200 км.) и пропал без вести.Обломки и останки экипажа (штурмана) были найдены весной 1980 г.Экипаж:летчик ст-л-т Лесных В.Г.,ст.техник АЭ воентехник 1-го ранга Ведмицкий Г.Г.,штурман звена 7-го ПА л-т Сивильгин С.А.Останки штурмана будут похоронены с воинскими почестями в мае 1985 г. в п.Тополиное (совхоз "Топонский").Причины АП:из-за кислородного голодания экипажа самолет сошел с трассы и врезался в горы.В августе 2005 г.,чтобы почтить память погибшего экипажа,у подножия горы членами якутской поисковой экспедиции «Вечная память» была установлена мемориальная доска.
19.5.44 г.- Летчики авиации КБФ Стратилатов А.И.,Самойлов С.Ф. 7-го ГШАП на самолете ИЛ-2 в районе Азери при топмачтовом ударе по кораблям вФинском заливе таранили сторожевой корабль противника.
11.05.53 г.-Катастрофа Ту-95/1.Командир-Герой Советского Союза,летчик-испытатель Перелёт Д.А.Погибло 3 чел.В 17-м испытательном полёте произошло разрушение редуктора 3-ей силовой установки и возник пожар.
16.5.63 г.Катастрофа вертолета КА-15 830-го вп в Сафоново-1.Командир-капитан Кононов В.Н.
25.05.68 г.на глазах у моряков американского авианосца «Эссекс» в Норвежском море погиб самолёт-разведчик ТУ-16р 967
одрап Северного флота,Североморск-1.ДПМУ.Вероятнее всего,выполняя разворот на предельно малой высоте над морем в непосредственной близи авианосца "Эссекс" экипаж не справился с управлением и врезался в воду.Возможно,чтобы избежать столкновения в воздухе с американским БПЛА с авианосца,КК,чтобы избежать столкновения в воздухе,произвел резкий маневр и самолет зацепил крылом воду и взорвался.Командир корабля п-пк А.З.Плиев,остальные члены экипажа:ст.л-т Юрин Н.Г.,м-р. Кувшинов В.Н.,ст.л-т.Шевченко П.И.,старшина Грабельников О.Г.,cт.л-т.Федоров Ю.А.,капитан Аминеев Х.Экипаж погиб,тела трех или четырех членов экипажа были подняты американцами и переданы советским представителям на борт эсминца "Сознательный".Имеются американские кино и фото материалы этой катастрофы:документальный фильм "Битва над океаном" (телеканал "Россия",2004 г.)
18.05.79 г.-самолет ТУ-142М ОПЛАП ВМФ КСФ (командир-подполковник Владимир Дейнекин,комполка) обеспечивал слежение,безопасность и радиосвязь высокоширотной лыжной экспедиции газеты "Комсомольская правда" (нач.экспедиции-Дмитрий Шпаро),следовавшей по-маршруту:о.Генриетты-Северный полюс.Продолжительность полета после вылета с Кольского п-ова составила 10 часов 57 минут.
18.05.79 г.Катастрофа Як-38 (279 окшап или омшап ВВС СФ,аэродром Североморск-3).
Летчик – заместитель командира аэ по политической части,военный летчик 3-го класса,старший лейтенант Гусенков Л.К.
ДПМУ.Тренировочный полет по кругу со взлетом и посадкой по вертикали на ВПП.
Обстоятельства:
По истечении 11 мин. 40 сек.после взлета,выполняя заход для вертикальной посадки при боковом ветре 10-12 м/с. с порывами до 14 м/с. справа под углом 40° к направлению захода,летчик вышел на ВПП и завис на Н=10-12м.,довернул самолет против ветра и начал снижение ,парируя снос с площадки созданием крена. На высоте 4-5м. на самолете возник крен 7,5°,через 2сек – правый крен 21,5°,а затем самолет с левым креном более 90° ударился левой плоскостью о ВПП и перевернулся, ударился повторно вертикальным хвостовым оперением и фонарем кабины летчика и разрушился.Летчик погиб.
Причины:
Причиной летного происшествия явилось нарушение управляемости самолета из-за отказа заслонки системы отбора воздуха от подъемно-маршевого двигателя на струйные рули вследствие конструктивного несовершенства соединения качалки В6830-160 с осью В6830-15 заслонки патрубка В6830-70-01 отбора воздуха и некачественного выполнения доработки по бюллетеню (181-ДК).
22.05.79 г.-ТУ-142М ОПЛАП ВМФ КСФ (командир-подполковник Владимир Дейнекин,комполка,штурман-Бессонов) сбросил груз участникам лыжной высокоширотной экспедиции Д.Шпаро.Самолет долетел до Северного полюса и благополучно вернулся на базу.
31.05.79 г.-еще один полет этого же самолета до Северного полюса,где экипаж произвел сброс груза полярникам высокоширотной лыжной экспедиции газеты "КП".Данные полеты позволили отработать экипажу МА методику по поиску малоразмерных и нерадиолокационно-контрастных целей.
14.05.82 г.Катастрофа Ми-6 (830 окплвп ВВС СФ,аэродром Сафоново-1 или Лахта).
Командир вертолета – командир отряда,военный летчик 2-го класса,майор Костюченко Н.Д.
НПМУ (или ДСМУ).Полет на перевозку грузов со сбросом груза на висении на площадку ограниченных размеров.
Обстоятельства:
На 13 минуте полета,после взлета с ас Лахта,в процессе ухода на 2-й круг после неудавшейся попытки зависания над площадкой полигона “Илас”,произошло разрушение лопасти рулевого винта вследствие удара ее о дерево.Вертолет начал разворачиваться влево со снижением.Действия летчиков по выводу вертолета из разворота результатов не дали.Вертолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. 4 матроса из числа пассажиров и командир вертолета ,спасавший их, погибли:матрос Боровик А.В.,матрос Даниленко Н.А.,матрос Политанский П.Ф.,матрос Тареник А.Ю.
Остальные члены экипажа и пассажиры невредимы.
В связи с непосредственной близостью земли, наличием пассажиров на борту и попытками летчиков перевести вертолет на разгон скорости и набор высоты экипаж средствами спасения воспользоваться не мог.После опрокидывания вертолета пассажиры и экипаж,за исключением 4-х матросов и командира экипаж, покинули вертолет через блистеры и боковую дверь.
Заключение о причинах:
Причиной летного происшествия явилась неудовлетворительная организация полета и неподготовленность экипажа к выполнению данной задачи.
18.05.91 г.-Катастрофа Ми-8т 50 отаэ 22 дивизия 14 ОА ПВО,вертолетная площадка расположенная в 407 км.северо-восточнее аэродрома Диксон,аэродром постоянного базирования Алыкель.
Экипаж:командир вертолета – военный летчик 2-го класса капитан КОСТЯКОВ Ю.А.;летчик-штурман 3-го класса старший лейтенант КАЛАШНИКОВ С.П.;бортовой техник 3-го класса капитан ВАСИЛЬЕВ А.Н.;бортовой радист прапорщик НАГАЧЕВСКИЙ А.Ф.
Официальные выводы комиссии по расследованию катастрофы:
18 мая 1991 г.в 50 отаэ (аэродром постоянного базирования Алыкель) 22 дивизии 14 ОА ПВО после взлета с вертолетной площадки Эклипс,расположенной в 407 км северо-восточнее аэродрома Диксон,днем в СМУ потерпел катастрофу вертолет Ми-8т,пилотируемый командиром вертолета военным летчиком 2-го класса капитаном КОСТЯКОВЫМ Ю.А.
На борту находились бортовой техник 3-го класса капитан Васильев А. Н. и заместитель командира 84 отдельной радиолокационной роты по технической части капитан Синкевич В. Э.
Экипаж в составе командира вертолета военного летчика 2 класса капитана Костякова Ю. А.,летчика-штурмана 3 класса старшего лейтенанта Калашникова С. П., бортового техника 3 класса капитана Васильева А. Н. и бортового радиста прапорщика Нагачевского А. Ф.выполнял задание по перевозке личного состава радиолокационных рот по маршруту Диксон-Минино-Эклипс-Челюскин.
На вертолетной площадке Эклипс из-за неисправности наземного топливного насоса произошла задержка с заправкой вертолета,и решением командира экипажа перелет был перенесен на 20 мая.В дальнейшем,вследствие личной недисциплинированности, командир вертолета капитан Костяков Ю. М. на неподготовленном вертолете (с неснятыми чехлами ПВД и невключенным радиовысотомером) в состоянии алкогольного опьянения произвел взлет.
Выполняя полет на высоте 10-15 м. в условиях безориентирной заснеженной местности,на 95 секунде полета с плавным снижением в развороте с левым креном 10° и поступательной скоростью 150 км/ч. вертолет столкнулся с землей и разрушился.
Командир вертолета и бортовой техник погибли,пассажир,находившийся на рабочем месте летчика-штурмана,получил травмы средней тяжести и госпитализирован.
Причинами катастрофы вертолета являются:
- потеря экипажем контроля за «Н» полета в условиях безориентирной заснеженной местности,приведшая к столкновению с землей;
- личная недисциплинированность командира экипажа,выразившаяся в выполнении полета на неподготовленном вертолете после употребления спиртных напитков;
- низкое состояние воспитательной работы с летным составом 50 отаэ и недостаточный контроль за экипажами,выполняющими полеты в отрыве от места базирования.
В ходе расследования катастрофы выявлены упущения руководящего состава авиаэскадрильи в использовании вертолетов, в обучении личного состава и воспитании у него ответственности за безопасное выполнение полетных заданий в отрыве от части.
15 мая 1902 года-родился полярный и морской летчик,военлет,Герой Советского Союза С.А.Леваневский.
2 мая 1935 года-Первый полет четырехмоторного самолета ДБ (А) Конструкторского Бюро-22 В.Ф.Болховитинова НИИ им.Жуковского.Пилотировали машину
заводские летчики-испытатели Н.Г. Кастанаев и Я.Н. Моисеев.
5 мая 1937 г.-состоялся разведывательный полет к Северному полюсу советского экипажа
Павла Георгиевича Головинана на самолете Р-6.За 5 часов самолет достиг СП,разведав погоду над полюсом,самолет лег на обратный курс,и к вечеру
уже приземлился на базе.
21 мая 1937 года-флагманский самолет Водопьянова – АНТ-6 "АвиаАрктика" с номером Н-
170, - впервые в истории совершил посадку в районе Северного полюса.Местом
посадки стала льдина площадью 4 кв. км. и толщиной 3 метра, находившаяся у 89
градусов 26 минут с.ш., 78 градусов з.д.
25 мая 1937 года-Заседание Политбюро,на котором решалась
судьба трансарктических перелетов из Москвы через Северный полюс в США.На нем присутствовали Сталин,Молотов,
Ворошилов,а также Каганович и Алкснис.Более полутора часов они беседовали
с летчиками Чкаловым,Байдуковым и Леваневским.
18.5.38г.в 4.40 утра при взлете под
Архангельском с аэродрома Княж-остров разбился самолет АНТ-6-А
Я.Д.Мошковского-Н-212.Погибли: Герой Советского Союза пилот
М.С.Бабушкин,врач Ефим Россельс,техник по автопилотам Иван Рудный,
бортинженер И.И..Жутовский,механик Гурский.Остальные участники полета
получили ранения...Тела Россельса и Гурского так и не были найдены.Бабушкина
и Жутовского с почестями похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
28.5.42 г.-Летчик 4-го ГИАП авиации КБФ Захаров В.Н. на самолете И-16 в районе поселка Кобона в воздушном бою таранил Ме-109 и при этом погиб сам.
21.5.43 г.-Летчик 71-го ИАП авиации КБФ Ситников А.В. на самолете И-153 в районе острова Лавенсари в воздушном бою,в лобовой атаке таранил Ме-109 и при этом погиб сам.
21.05.43 г.в 05 часов 12 минут 28 секунд при перегоннке с Аляски на фронт в Якутии,в Томпонском улусе,у реки Сартанг и ручья Хучигир врезался в гору (1800-2000 м.) Верхоянского хребта средний бомбардировщик А-20-Ж "Бостон".Самолет летел по маршруту: Сеймчан-Якутск (1200 км.) и пропал без вести.Обломки и останки экипажа (штурмана) были найдены весной 1980 г.Экипаж:летчик ст-л-т Лесных В.Г.,ст.техник АЭ воентехник 1-го ранга Ведмицкий Г.Г.,штурман звена 7-го ПА л-т Сивильгин С.А.Останки штурмана будут похоронены с воинскими почестями в мае 1985 г. в п.Тополиное (совхоз "Топонский").Причины АП:из-за кислородного голодания экипажа самолет сошел с трассы и врезался в горы.В августе 2005 г.,чтобы почтить память погибшего экипажа,у подножия горы членами якутской поисковой экспедиции «Вечная память» была установлена мемориальная доска.
19.5.44 г.- Летчики авиации КБФ Стратилатов А.И.,Самойлов С.Ф. 7-го ГШАП на самолете ИЛ-2 в районе Азери при топмачтовом ударе по кораблям вФинском заливе таранили сторожевой корабль противника.
11.05.53 г.-Катастрофа Ту-95/1.Командир-Герой Советского Союза,летчик-испытатель Перелёт Д.А.Погибло 3 чел.В 17-м испытательном полёте произошло разрушение редуктора 3-ей силовой установки и возник пожар.
16.5.63 г.Катастрофа вертолета КА-15 830-го вп в Сафоново-1.Командир-капитан Кононов В.Н.
25.05.68 г.на глазах у моряков американского авианосца «Эссекс» в Норвежском море погиб самолёт-разведчик ТУ-16р 967
одрап Северного флота,Североморск-1.ДПМУ.Вероятнее всего,выполняя разворот на предельно малой высоте над морем в непосредственной близи авианосца "Эссекс" экипаж не справился с управлением и врезался в воду.Возможно,чтобы избежать столкновения в воздухе с американским БПЛА с авианосца,КК,чтобы избежать столкновения в воздухе,произвел резкий маневр и самолет зацепил крылом воду и взорвался.Командир корабля п-пк А.З.Плиев,остальные члены экипажа:ст.л-т Юрин Н.Г.,м-р. Кувшинов В.Н.,ст.л-т.Шевченко П.И.,старшина Грабельников О.Г.,cт.л-т.Федоров Ю.А.,капитан Аминеев Х.Экипаж погиб,тела трех или четырех членов экипажа были подняты американцами и переданы советским представителям на борт эсминца "Сознательный".Имеются американские кино и фото материалы этой катастрофы:документальный фильм "Битва над океаном" (телеканал "Россия",2004 г.)
18.05.79 г.-самолет ТУ-142М ОПЛАП ВМФ КСФ (командир-подполковник Владимир Дейнекин,комполка) обеспечивал слежение,безопасность и радиосвязь высокоширотной лыжной экспедиции газеты "Комсомольская правда" (нач.экспедиции-Дмитрий Шпаро),следовавшей по-маршруту:о.Генриетты-Северный полюс.Продолжительность полета после вылета с Кольского п-ова составила 10 часов 57 минут.
18.05.79 г.Катастрофа Як-38 (279 окшап или омшап ВВС СФ,аэродром Североморск-3).
Летчик – заместитель командира аэ по политической части,военный летчик 3-го класса,старший лейтенант Гусенков Л.К.
ДПМУ.Тренировочный полет по кругу со взлетом и посадкой по вертикали на ВПП.
Обстоятельства:
По истечении 11 мин. 40 сек.после взлета,выполняя заход для вертикальной посадки при боковом ветре 10-12 м/с. с порывами до 14 м/с. справа под углом 40° к направлению захода,летчик вышел на ВПП и завис на Н=10-12м.,довернул самолет против ветра и начал снижение ,парируя снос с площадки созданием крена. На высоте 4-5м. на самолете возник крен 7,5°,через 2сек – правый крен 21,5°,а затем самолет с левым креном более 90° ударился левой плоскостью о ВПП и перевернулся, ударился повторно вертикальным хвостовым оперением и фонарем кабины летчика и разрушился.Летчик погиб.
Причины:
Причиной летного происшествия явилось нарушение управляемости самолета из-за отказа заслонки системы отбора воздуха от подъемно-маршевого двигателя на струйные рули вследствие конструктивного несовершенства соединения качалки В6830-160 с осью В6830-15 заслонки патрубка В6830-70-01 отбора воздуха и некачественного выполнения доработки по бюллетеню (181-ДК).
22.05.79 г.-ТУ-142М ОПЛАП ВМФ КСФ (командир-подполковник Владимир Дейнекин,комполка,штурман-Бессонов) сбросил груз участникам лыжной высокоширотной экспедиции Д.Шпаро.Самолет долетел до Северного полюса и благополучно вернулся на базу.
31.05.79 г.-еще один полет этого же самолета до Северного полюса,где экипаж произвел сброс груза полярникам высокоширотной лыжной экспедиции газеты "КП".Данные полеты позволили отработать экипажу МА методику по поиску малоразмерных и нерадиолокационно-контрастных целей.
14.05.82 г.Катастрофа Ми-6 (830 окплвп ВВС СФ,аэродром Сафоново-1 или Лахта).
Командир вертолета – командир отряда,военный летчик 2-го класса,майор Костюченко Н.Д.
НПМУ (или ДСМУ).Полет на перевозку грузов со сбросом груза на висении на площадку ограниченных размеров.
Обстоятельства:
На 13 минуте полета,после взлета с ас Лахта,в процессе ухода на 2-й круг после неудавшейся попытки зависания над площадкой полигона “Илас”,произошло разрушение лопасти рулевого винта вследствие удара ее о дерево.Вертолет начал разворачиваться влево со снижением.Действия летчиков по выводу вертолета из разворота результатов не дали.Вертолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. 4 матроса из числа пассажиров и командир вертолета ,спасавший их, погибли:матрос Боровик А.В.,матрос Даниленко Н.А.,матрос Политанский П.Ф.,матрос Тареник А.Ю.
Остальные члены экипажа и пассажиры невредимы.
В связи с непосредственной близостью земли, наличием пассажиров на борту и попытками летчиков перевести вертолет на разгон скорости и набор высоты экипаж средствами спасения воспользоваться не мог.После опрокидывания вертолета пассажиры и экипаж,за исключением 4-х матросов и командира экипаж, покинули вертолет через блистеры и боковую дверь.
Заключение о причинах:
Причиной летного происшествия явилась неудовлетворительная организация полета и неподготовленность экипажа к выполнению данной задачи.
18.05.91 г.-Катастрофа Ми-8т 50 отаэ 22 дивизия 14 ОА ПВО,вертолетная площадка расположенная в 407 км.северо-восточнее аэродрома Диксон,аэродром постоянного базирования Алыкель.
Экипаж:командир вертолета – военный летчик 2-го класса капитан КОСТЯКОВ Ю.А.;летчик-штурман 3-го класса старший лейтенант КАЛАШНИКОВ С.П.;бортовой техник 3-го класса капитан ВАСИЛЬЕВ А.Н.;бортовой радист прапорщик НАГАЧЕВСКИЙ А.Ф.
Официальные выводы комиссии по расследованию катастрофы:
18 мая 1991 г.в 50 отаэ (аэродром постоянного базирования Алыкель) 22 дивизии 14 ОА ПВО после взлета с вертолетной площадки Эклипс,расположенной в 407 км северо-восточнее аэродрома Диксон,днем в СМУ потерпел катастрофу вертолет Ми-8т,пилотируемый командиром вертолета военным летчиком 2-го класса капитаном КОСТЯКОВЫМ Ю.А.
На борту находились бортовой техник 3-го класса капитан Васильев А. Н. и заместитель командира 84 отдельной радиолокационной роты по технической части капитан Синкевич В. Э.
Экипаж в составе командира вертолета военного летчика 2 класса капитана Костякова Ю. А.,летчика-штурмана 3 класса старшего лейтенанта Калашникова С. П., бортового техника 3 класса капитана Васильева А. Н. и бортового радиста прапорщика Нагачевского А. Ф.выполнял задание по перевозке личного состава радиолокационных рот по маршруту Диксон-Минино-Эклипс-Челюскин.
На вертолетной площадке Эклипс из-за неисправности наземного топливного насоса произошла задержка с заправкой вертолета,и решением командира экипажа перелет был перенесен на 20 мая.В дальнейшем,вследствие личной недисциплинированности, командир вертолета капитан Костяков Ю. М. на неподготовленном вертолете (с неснятыми чехлами ПВД и невключенным радиовысотомером) в состоянии алкогольного опьянения произвел взлет.
Выполняя полет на высоте 10-15 м. в условиях безориентирной заснеженной местности,на 95 секунде полета с плавным снижением в развороте с левым креном 10° и поступательной скоростью 150 км/ч. вертолет столкнулся с землей и разрушился.
Командир вертолета и бортовой техник погибли,пассажир,находившийся на рабочем месте летчика-штурмана,получил травмы средней тяжести и госпитализирован.
Причинами катастрофы вертолета являются:
- потеря экипажем контроля за «Н» полета в условиях безориентирной заснеженной местности,приведшая к столкновению с землей;
- личная недисциплинированность командира экипажа,выразившаяся в выполнении полета на неподготовленном вертолете после употребления спиртных напитков;
- низкое состояние воспитательной работы с летным составом 50 отаэ и недостаточный контроль за экипажами,выполняющими полеты в отрыве от места базирования.
В ходе расследования катастрофы выявлены упущения руководящего состава авиаэскадрильи в использовании вертолетов, в обучении личного состава и воспитании у него ответственности за безопасное выполнение полетных заданий в отрыве от части.
Последнее редактирование: