Этот день в истории

18 февраля


1911 год. Рождение авиапочты. Первый такой официальный рейс состоялся в Индии из Аллахабада до Наини на выставке, во время которого француз Анри Пеке перевёз на биплане «Хамбер-Соммер» 6,6 тысяч писем и 250 специальных открыток на расстояние 13 км.


1924 год. К.К. Арцеулов на И-1 Поликарпова (первом советском истребителе-моноплане) с двигателем "Либерти" 400 л.с. установил всесоюзный рекорд скорости - 264 км/ч.



1967 год. Поставлен женский мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 100 км - 2128,7 км/ч; Е.Н. Мартова на Е-76 (МиГ-21) с ТРДР-37Ф.



1972 год. Облётан первый серийный экземпляр Су-15ТМ. Это рекордсмен по посадочной скорости - около 300 км/час.



1972 год. На Ту-128 погибли лётчик-испытатель В.В. Майоров и штурман-испытатель Г.А. Митрофанов. Ту-128-й - это был двухместный барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия. Для КБ А.Н. Туполева то был первый истребитель.
 
19 февраля




1937 год. Дальний бомбардировщик ДБ-2 «диблер» передан в НИИ ВВС на государственные испытания.



1952 год. На Ту-4 погиб экипаж лётчика-испытателя М.А. Котырева.



1965 год. Лётчицей P.M. Шихиной на Як-32 был установлен мировой рекорд скорости 755 км в час по замкнутому маршруту 100 км для лёгких реактивных самолётов категории С-1-с.


1973 год. Погиб лётчик-испытатель О.Е. Сапрыкин на МиГ-21БИС.



1982 год. Первый полёт Боинг-757.



1985 год. «Крутое пике» - не киношное, а реальное!.. Во время регулярного рейса а/к China Airlines Тайбэй - Лос-Анджелес у B 747SP-09 неожиданно отключился один из двигателей. После отключения автопилота самолёт внезапно перешёл в крен, а затем - в пике. B 747 потерял более 9000 метров высоты, в ходе чего экипаж и пассажиры испытали многократную перегрузку, прежде чем командир сумел вывести его из пикирования. Всё это произошло над Тихим океаном, в 550 км от берега. Затем самолёт запросил экстренную посадку и благополучно приземлился в Сан-Франциско.



1998 год. Первый полёт Ан-3Т на Омском ПО «Полёт».



2008 год. Первый полёт многоцелевого истребителя Су-35БМ. Это реактивная сверхманёвренная многоцелевая машина поколения 4++.
 
Последнее редактирование:
20 февраля


1917 год. Испытали бомбосбрасыватели системы инженера Л.Д. Колпакова-Мирошниченко для наружной подвески бомб на самолётё Лебедь ХII. С их помощью бомбы системы капитана Орановского подвешивались под фюзеляжем в районе центра тяжести в порядке: две пудовые - по краям (общая масса -32,76 кг), две двадцатифунтовые - в середине (общая масса - 16,4 кг). Их приняли на вооружение.


1942 год. Начало госиспытаний штурмовика Ил-2 с двигателем М-82ИР в НИИ ВВС; М.А. Нюхтиков. Это был самый массовый боевой самолёт в истории. Было выпущено свыше 36 тысяч машин.


1953 год. Состоялся первый полёт стратегического реактивного бомбардировщика М-4 (экипаж лётчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего).


1968 год. Завершена программа исследований X-15A после выполнения 191 полёта на всех трёх опытных образцах. North American
X-15 - экспериментальный самолёт-ракетоплан США, оснащённый ракетными двигателями. Стартовал по технологии «воздушный старт» со стратегического бомбардировщика Б-52 (подвешивался под крылом). Отцепка от носителя производилась на высоте порядка 15 км, приземлялся самостоятельно на авиабазе, расположенной на дне высохшего солёного озера. Высота полёта до 107 км, скорость до 6,72 М.


1972 год. Мировой рекорд дальности полёта по прямой для самолётов с ТВД – 14.052,95 км; Локхид НС-130Н «Геркулес» (США). Рекорд не превышен.


1987 год. Завершены испытания системы самолета Су-17М4 для Афганистана. Последняя серийная модификация.


2013 год. Представителям Минобороны передан последний серийный Ту-154 под номером 998. Для прохождения службы он прибыл на Чкаловский. За день до того в Самаре на Авиакоре завершено производство этого самого массового советского реактивного пассажирского самолёта.
 
Последнее редактирование:

Губошлёп, первый полёт М-4 - 20 января 1953. См, например, С.Мороз, Дальние бомбардировщики М-4 и 3М, стр.9.
Состав экипажа:
Кто Роль
Опадчий Ф.Ф. командир
Грацианский А.Н. пилот
Помазунов А.И. штурман
Рыхлов И.И. радист
Нефёдов Г.А. механик
Квитко И.Н. инженер по испытаниям
Никонов А.И. инженер по испытаниям

Крайний полёт X-15 был не 191-й, а 199-й.Он состоялся 24.10.1968, самолёт номер 56-6670, пилот Dana W. (см, например, Guenther B., Miller J., Panopalis T. North American X-15/X-15A-2. AeroFax Datagraph, Midland, №2 1985
 
21 февраля



1928 год. Первый полёт цельнометаллической пассажирской летающей лодки - Short Calcutta.



1930 год. Собралась первая макетная комиссия по АНТ-6 (ТБ-3) и макет утвердили. Примечательно, что строительство уже велось.
АНТ-6 - первый в мире самолёт стратегического назначения.




1938 год. Многоцелевой С3-2 (лёгкий бомбардировщик) проходит государственные испытания.



1958 год. Первый полёт опытного перехватчика ПТ8-4 (Т-47 – Су-11) ОКБ П.О. Сухого. Первый раз поднял его в воздух В.С. Ильюшин.



1964 год. Открыта международная авиалиния Москва - Алжир на Ил-18.



1973 год. Истребители ВВС Израиля перехватили над Синайским полуостровом ливийский пассажирский Боинг 727 и атаковали его. Он разбился в пустыне. Погибло 108 человек.



1978 год. Первый полёт самого тяжёлого на то время Ми-26 с ТВлД Д-136. Ми-26 - самый большой в мире вертолёт среди серийно выпускаемых. Полезная нагрузка его составляет до 22 000 кг. Длина вращающихся несущих винтов - 40,03 м.



2002 год. Катастрофа Ан-26 ВВС Северного флота близ Архангельска (Лахта). При попытке аварийной посадки погибло 17 человек из 20 на борту. При заходе на посадку в темноте с выпущенными шасси задел верхушки деревьев на высоте 18 - 20 м, рухнул на заснеженное поле у опушки леса в 1 475 м от ВПП и в 52 м левее её створа и раскололся на части. На борту находились офицеры, возвращавшиеся с совещания командования. Достигнув высоты 120 м - минимума аэродрома, экипаж не ушёл на второй круг, а диспетчер такой команды не дал. На высоте 90 - 100 м сработал речевой информатор опасной высоты, но командир экипажа, приказал выключить его и продолжил снижение с увеличением вертикальной скорости до 5 м/сек. Причина катастрофы - ошибки экипажа и служб УВД.
 
22 февраля


1925 год. Первый полёт двухместного биплана Де Хэвиленд DH.60 «Мот» (Англия).


1961 год. Мировой рекорд высоты для лёгких реактивных самолётов установил В.Г. Мухин на Як-32 - 14283 м.


1975 год. Впервые поднялся в воздух Т8-1 - прототип бронированного армейского штурмовика Су-25, известного в войсках как "Грач" (лётчик-испытатель B.C. Ильюшин). Серийно выпускался в 1977 - 1991 годах. Использовался в боевых действиях в Афганистане, где штурмовики совершили около 60 тысяч боевых вылетов, при этом было потеряно 23 машины. Применялся во многих вооруженных конфликтах на территории бывшего СССP.



1987 год. Первый полёт совершил узкофюзеляжный реактивный пассажирский Airbus A320 для авиалиний малой и средней протяжённости.



1993 год. Первый полёт среднемагистрального McDonnell Douglas MD-90-30.



2001 год. Коммерческий транспортник Ан-124-100 «Руслан» сертифицирован на ресурс в 24000 лётных часов.
 
23 февраля



1934 год. Состоялся первый полёт 10-местного двухмоторного лёгкого самолёта фирмы Lockheed L-10 Electra.



1939 год. Первый полёт многоцелевого ББ-22 (в серии Як-2, -4). ББ-22 - скоростной двухмоторный бомбардировщик. Представлял собой обтекаемый цельнодеревянный двухместный моноплан. Когда было выпущено уже 600 машин, самолет сняли с производства. Причина - лётно-технические параметры, которые были обусловлены установкой маломощных двигателей "М-103" и требованием военных установить дополнительный пулемёт, из-за чего пришлось переделывать фюзеляж. Это на 50 км/ч снизило крейсерскую скорость от первоначально задуманной (567 км/ч). Дальность полёта составляла 800 км, вес бомбовой нагрузки - 400 кг;



1941 год. Завершены госиспытания модифицированного лёгкого бомбардировщика-разведчика Су-2 М-88Б №1/6.



1960 год. В Монино открыт для приёма посетителей Музей ВВС. Ныне - Центральный музей Военно-воздушных сил РФ.
В его коллекции находится более 170 летательных аппаратов. Ежегодно музей ВВС посещает более 150 тысяч человек.



1988 год. Начаты лётные испытания пассажирского Boeing 737-400.



1996 год. Первый коммерческий рейс Ту-204, выпущенного ОАО «Авиастар», Москва - Минеральные Воды а/к Внуковские авиалинии.



2003 год. Первый полёт демонстрационной модели экспериментального палубного беспилотного боевого Northrop Grumman X-47 Pegasus.
 
24 февраля



1912 год. Первый полёт в Германии крупнейшего в мире двухмоторного самолёта из алюминиевых сплавов русского конструктора Б.Г. Луцкого.
Самолёт Луцкого демонстрировался на авиационной выставке в Берлине. Сведений о дальнейшей судьбе этой интересной машины нет. Известно лишь, что она так и осталась экспериментальной из-за технических проблем с передачей мощности от двигателей на винты.



1935 год. Состоялся первый полёт скоростного 2-х моторного лайнера - немецкого 10-местного Heinkel He-111.
Конструкция его тут же привлекла внимание люфтваффе, присматривавшей подходящие самолёты с целью приспосабливания их под средние стратегические бомбардировщики.



1935 год. Первый полет серийного АНТ-31(И-14) на Иркутском авиазаводе. Первый серийный (малая серия) истребитель, сконструированный бригадой П.О. Сухого. В серию пошёл его доработанный вариант И-14 бис (АНТ-31 бис). Из-за появления более скоростного и дешевого И-16 был снят с производства. Из запланированных 50 самолётов в части было сдано только 18.



1945 год. Первое в истории отечественной авиации уничтожение в воздушном бою реактивного самолёта противника. В районе Одера лётчики 2-й воздушной армии дважды Герой Советского Союза майор И.Н. Кожедуб и майор К. Титаренко на новом истребителе Ла-7 сбили германский реактивный истребитель Ме-262, принятый на вооружение в Германии в 1944-м.


1947 год. Прошли испытания первого отечественного ТPД ТP-1 А.М. Люльки. В мае и июле того же года начались испытательные полёты истребителя-бомбардировщика Су-11 и фронтового бомбардировщика Ил-22 с ТP-1.



1988 год. Выполнен первый полёт первого опытного экземпляра Су-25УТГ (Т8УТГ-1); лётчик-испытатель Устенков.



2003 год. Состоялся первый полёт лайнера Боинг 777-300ER (с увеличенной дальностью полёта).
 
6 марта 2013 года исполняется сто лет со дня рождения прославленного летчика‑истребителя, первого в истории трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина.
 


1960-й год. Создание первого отряда космонавтов из 18 (20) человек («Гагаринский набор»).
Отбору в него подлежали военные лётчики ростом до 170 см, весом до 65 кг.
Вот они, самые первые - Иван Николаевич Аникеев, Павел Иванович Беляев, Валентин Васильевич Бондаренко, Валентин Степанович Варламов, Борис Валентинович Волынов, Юрий Алексеевич Гагарин, Виктор Васильевич Горбатко, Дмитрий Алексеевич 3аикин, Анатолий Яковлевич Карташов, Владимир Михайлович Комаров, Алексей Архипович Леонов, Григорий Григорьевич Нелюбов, Павел Романович Попович, Марс Закирович Рафиков, Герман Степанович Титов, Валентин Игнатьевич Филатьев, Евгений Васильевич Хрунов, Георгий Степанович Шонин. Не всем из них удалось слетать в космос, но их вклад в дело пилотируемых полётов в космос бесценен.
 
1 Мая


1950 год. По советским данным, истребителем Ла-11 (лётчик Ефремов) над Чукотским полуостровом сбит американский истребитель North American P-51 Mustang... Американские источники не подтверждают данный случай.


1960 год. Под Свердловском на высоте 22.000 м. ракетой нашей системы ПВО сбит самолёт-разведчик Lockheed U-2. Он был построен по заказу НАСА и официально предназначался для исследования верхних слоёв атмосферы. Но об истинном назначении самолёта для ЦРУ все узнали только 1 мая 1960-го, когда он был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Существуют альтернативные версии произошедшего. На борту находился пилот-шпион Фрэнсис Гэри Паурэ. Самолёт взлетел в Пешаваре (Пакистан) и должен был приземлиться на военной базе в Буде (Норвегия), пролетев над территорией СССР 6 тыс. км. U-2 - высотный мотопланёр с ТРД, приспособленный для полётов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы он мог летать на такой высоте, его облегчили до предела, но в результате самолёт стал очень хрупким и не мог выдерживать длительных аэродинамических перегрузок. Вторым ракетным залпом того же ракетного дивизиона сбит МиГ-19, поднятый на перехват; лётчик С. Сафронов погиб.



1978 год. Во время полёта Ил-18 рейсом Ашхабад–Минеральные Воды некто Скубенко запиской предупредил экипаж о необходимости изменении курса и посадке самолёта в Тегеране, угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом Аманязовым террорист был застрелен, а самолёт, как и положено, посажен в аэропорту Ашхабада.


1963 год. Aero Commander 560 (Шахские ВВС Ирана) сбит советским МиГ-17Ф. Среди погибших - полковник подразделений специального назначения США.

Такие вот подарки к празднику...
 
Последнее редактирование:
Губошлёп, Спасибо за познавательную информацию!
 
Чуть с опозданием, но всё же
http://www.youtube.com/watch?v=XzyUIhAyfzs
 
Последнее редактирование:


5493 год. до н.э., 25 мая, по александрийской хронологии - сотворён мир... Начало бардака в авиации.
 
Последнее редактирование:
1703 год. 27 мая. В день основания Санкт-Петербурга, на закладке Петропавловки Пётр I заявил: «... Наши правнуки будут летать по воздуху ако птицы». (16 мая ст. ст.)



 
Последнее редактирование:

1987 год. 28 мая. День пограничника. Cessna 172 Skyhawk (номер D-ECJB), пилотируемый немецким гражданином Матиасом Рустом, вылетел из Хельсинки, вторгся в воздушное пространство Советского Союза (обнаружен РЛС ДО у Кохтла-Ярве в 14:29, Нпол=600 м.) и беспрепятственно совершил посадку на Красной площади. Пилот и самолёт арестованы. В результате инцидента был снят со своих постов ряд высших офицеров ВС СССР, включая министра обороны Соколова, командующего ПВО Колдунова и командующего ВВС Ефимова. Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября его приговорили к четырём годам лишения свободы. Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988-го после подписания указа об его амнистии. Матиас Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, получив срок в 4 года.
 

1931 год. Из тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 А.Н. Туполева и разведчиков-штурмовиков Р-5 Н.Н. Поликарпова сформирован опытный авиаотряд - начало отечественной военно-транспортной авиации.
 
Последнее редактирование:
3 июня



1969 год. Предпринята неудачная попытка захвата Ил-14, принадлежащего Эстонскому управлению ГА, на рейсе Ленинград - Таллин. Нападавших было трое - двое мужчин и одна женщина. Погиб бортмеханик самолёта, вступивший в схватку с террористами.



1973 год. Во время второго показательного полёта на Парижском авиасалоне в Ле Бурже на глазах 250 - 350 тысяч зрителей потерпел катастрофу сверхзвуковой Ту-144. Самолёт выполнил проход на малой высоте над ВПП 06, после чего перешёл в крутой подъём. В момент уборки носового оперения Ту свалился в отвесное пике. Из-за нарушения обтекания один из двигателей спомпажировал. Для восстановления управляемости носовое оперение было выпущено вновь. Экипаж отчаянно пытался вывести машину из пике, что привело к превышению максимальной перегрузки, вызвавшей разрушение левой консоли носового оперения. Отвалившись, она попала в крыло, пробив топливный бак.
Самолёт разрушился и упал на небольшой город. Возник пожар. Все шесть членов экипажа погибли.
По одной из версий, в попытке показать более внушительную программу на фоне своего конкурента - Конкорда - инженеры перенастроили управление стабилизатором, ограниченное ОКБ. После уборки носового оперения, элероны автоматически отклонились на 10 градусов, что привело к неожиданному снижению.
По другой версии, причиной катастрофы стал резкий манёвр по уклонению от истребителя Mirage, посланного для съёмки Ту-144.
Третьей версией была якобы использованная в полёте одним из лётчиков кинокамера, упавшая и заблокировавшая штурвальную колонку.
Всего в катастрофе (в небе и на земле) погибли 14 человек. Погибли лётчики-испытатели М.В. Козлов, В.М. Молчанов, штурман Г.Н. Баженов, бортинженер А.И. Дралин, ведущий инженер Б.А. Первухин, зам.нач. ЛИС В.Н. Бендеров. Экипаж похоронен на Новодевичьем кладбище.
Материалы расследования были засекречены. А официальные выводы следственной комиссии многим показались неудовлетворительными, что породило ряд гипотез об истинных причинах катастрофы.



1977 год. Погибли лётчики-испытатели Г.В. Мамонтов и А.И. Лысенко - при выполнении испытательного полёта на МиГ-23УБ.
 
Последнее редактирование:
Губошлёп, похоже, у вас опечатка: в заголовке сообщения должно быть 3 июня, а не 3 мая.
Ну и ещё к 3 июня, чтобы было не так грустно:

1917 - первый полёт поплавкового палубного разведчика Fairey F17 Campania N.1001, лётчик Pickles S.
1918 - из-за отказа моторов над сушей разбился гигантский немецкий поплавковый торпедоносец Staaken L номер 1432, экипаж погиб
1928 - первый полёт швейцарского истребителя EKW D-27
1932 - первый полёт польского спортивного RWD-6
1935 - подписан первый серийный контракт на поставку истребителей Hurricane ВВС Великобритании, сразу на 600 самолётов.
1936 - ровно через год после Hurricane подписан первый серийный контракт на поставку истребителей Spitfire ВВС Великобритании, сразу на 310 самолётов.
1937 - Adam M.J. на самолёте Bristol 138A номер K4879 установил рекорд высоты, поднявшись на 16440 м.
1940 - ВМС Великобритании получили два первых самолёта Westland Whirlwind (25 иаэ)
1942 - первый полёт французского воздушного магнитного тральщика (да, в 1942 г., под надзором и по заданию немцев) LeO-451 №359, пилот Lecarme J.
1946 - Johnson H.A. на самолёте XP-80A номер PN-123 установил рекорд скорости по кругу на дистанции 100 км - 745,08 км/ч
1949 - первый полёт Lockheed XF-90, пилот LeVier T.
1987 - Ткаченко А.В. и Киричук П. на Ан-74 установили рекорды высоты и высоты в горизонтальном полёте в классе C-1l - 11560 м.
 
1941-й... В первый день Великой Отечественной войны нашими лётчиками было совершено 16 воздушных таранов. Первый совершил командир звена 124-го ИАП младший лейтенант Д.В. Кокорев (в 4 ч. 15 мин.), уничтожив при этом немецкий Дорнье-215. В 4 ч. 25 мин. воздушный таран совершил И.И. Иванов - Хейнкель-111. В 5 ч. 15 мин. врага таранил Л.Г. Бурелин - Юнкерс-88, в 10 ч. — П.С. Рябцев - Мессершмитт-109.



Во время Великой Отечественной советские лётчики совершили более 600 воздушных таранов, точное их количество, увы, неизвестно – оно регулярно увеличивается. Более двух третей таранов приходится на 1941-1942-й – самый тяжёлый период войны. Осенью 1941-го в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к нашим самолётам ближе, чем на 100 метров - во избежание воздушного тарана.
 
Последнее редактирование: