Кто сильнее: кит или слон?
Практически каждому родителю приходилось изворачиваться, отвечая на такой детский вопрос. А вот ровно 70 лет назад, 18 июля 1943 года практический ответ на него искали взрослые дяденьки - из Германии и США. В тот день произошёл единственный за Вторую мировую войну бой дирижабля с подводной лодкой. У берегов Флориды американский дирижабль K-74 атаковал немецкую подводную лодку U-134.
Вечером 18 июля 1943 дирижабли К-74 и К-32 патрулировали маршрут у берегов Флориды, по которому должны были пройти танкер и грузовое судно. Дирижабль типа "К" представлял собой мягкую оболочку длиной 76,5 метров, диаметром 17,6 метров с подвешенной гондолой. Экипаж 10 человек. Вооружение - глубинные бомбы, пулемёт .50 калибра, радиостанция, радар и сонар.
В это же время подводная лодка кригсмарине U-134 класса VII-C, находилась в надводном положении для вентиляции отсеков.
В 23:30 радар K-74 обнаружил неизвестную цель. Дирижабль вышел из облаков, и его экипаж увидел подводную лодку.
Несмотря на то, что приказ требовал от дирижабля оставаться выше по ветру и вызватьпомощь по радио, командир дирижабля лейтенант Нельсон Гриллс решил нарушить приказ и атаковать подводную лодку. В 23:50 он пошел на лодку с высоты 500 футов и на скорости 47 узлов, расстреливая ее из пулемёта калибра 0.50. Лодка изменила курс, и ответила огнем из пулемёта калибра 20 мм и возможно (хотя это точно не установлено) выстрелом-двумя из палубного орудия.
К-74 прошёл прямо над лодкой, но его механизм сброса бомб заклинило. Огонь из лодки повредил оба двигателя дирижабля и пробил оболочку с газом. Дирижабль начал терять высоту, и в 23:55 (другой источник утверждает, что 23:57) его хвост коснулся воды. Дирижабль успел подать сигнал SOS. Этот сигнал принял K-32 и передал на базу.
Члены экипажа надели спасательные жилеты и провели ночь в воде. Девять из десяти остались возле тонущего дирижабля, но командира унесло течением. В 7:49 утра 19 июля вылетел спасательный самолёт и нашёл их. К этому месту подошёл эсминец "Далгрен" и спас их всех, кроме одного механика-бомбардира, которого съела акула. В 8:15 утра дирижабль затонул. Унесённого течением командира заметил дирижабль K-32, и его тоже спасли после того, как он провёл 19 часов в воде.
А подлодка U-134 получила повреждения двух цистерн. Уже после двух других атак на её борт пришёл приказ вернуться в док, во Францию для ремонта.
Но это ещё не конец сей истории. 21 августа лодка была атакована самолётами типов «Уайлдкет» и «Эвенджер» из авиагруппы эскортного авианосца USS Croatan, защищавшего конвой UGS-14. Подводником в тот раз повезло, лодка смогла уйти от преследования. Но не далеко и не надолго. Она была потоплена уже 24 августа в Северной Атлантике близ Виго, Испания шестью глубинными бомбами с британского самолёта типа Vickers Wellington. На дно ушёл весь её экипаж - 48 подводников.
... А что же с американцами? Поначалу, командира воздушного судна К-74 лейтенанта Гриллза осудили - за нарушение приказа. Но много лет уже после войны, в 1961-м немецкие документы о бое были проанализированы, и флотская бюрократия решила, что нарушение приказа было оправдано: Нельсон Гриллз пожертвовал дирижаблем, но спас танкер и грузовое судно. Через 20 лет после боя Гриллза наградили Крестом лётных заслуг.
В заключение скажу, что данные случай сражения подлодки и дирижабля - всё же не был единственным. Ещё в первую мировую войну экипаж английской лодки Е-31, обнаружил над собой немецкий цепппелин. Обстреляв и сбив его, англичанам удалось пленить команду дирижабля.
Так что пока подлодки ведут, со счётом 2 - 0.
Практически каждому родителю приходилось изворачиваться, отвечая на такой детский вопрос. А вот ровно 70 лет назад, 18 июля 1943 года практический ответ на него искали взрослые дяденьки - из Германии и США. В тот день произошёл единственный за Вторую мировую войну бой дирижабля с подводной лодкой. У берегов Флориды американский дирижабль K-74 атаковал немецкую подводную лодку U-134.
Вечером 18 июля 1943 дирижабли К-74 и К-32 патрулировали маршрут у берегов Флориды, по которому должны были пройти танкер и грузовое судно. Дирижабль типа "К" представлял собой мягкую оболочку длиной 76,5 метров, диаметром 17,6 метров с подвешенной гондолой. Экипаж 10 человек. Вооружение - глубинные бомбы, пулемёт .50 калибра, радиостанция, радар и сонар.
В это же время подводная лодка кригсмарине U-134 класса VII-C, находилась в надводном положении для вентиляции отсеков.
В 23:30 радар K-74 обнаружил неизвестную цель. Дирижабль вышел из облаков, и его экипаж увидел подводную лодку.
Несмотря на то, что приказ требовал от дирижабля оставаться выше по ветру и вызватьпомощь по радио, командир дирижабля лейтенант Нельсон Гриллс решил нарушить приказ и атаковать подводную лодку. В 23:50 он пошел на лодку с высоты 500 футов и на скорости 47 узлов, расстреливая ее из пулемёта калибра 0.50. Лодка изменила курс, и ответила огнем из пулемёта калибра 20 мм и возможно (хотя это точно не установлено) выстрелом-двумя из палубного орудия.
К-74 прошёл прямо над лодкой, но его механизм сброса бомб заклинило. Огонь из лодки повредил оба двигателя дирижабля и пробил оболочку с газом. Дирижабль начал терять высоту, и в 23:55 (другой источник утверждает, что 23:57) его хвост коснулся воды. Дирижабль успел подать сигнал SOS. Этот сигнал принял K-32 и передал на базу.
Члены экипажа надели спасательные жилеты и провели ночь в воде. Девять из десяти остались возле тонущего дирижабля, но командира унесло течением. В 7:49 утра 19 июля вылетел спасательный самолёт и нашёл их. К этому месту подошёл эсминец "Далгрен" и спас их всех, кроме одного механика-бомбардира, которого съела акула. В 8:15 утра дирижабль затонул. Унесённого течением командира заметил дирижабль K-32, и его тоже спасли после того, как он провёл 19 часов в воде.
А подлодка U-134 получила повреждения двух цистерн. Уже после двух других атак на её борт пришёл приказ вернуться в док, во Францию для ремонта.
Но это ещё не конец сей истории. 21 августа лодка была атакована самолётами типов «Уайлдкет» и «Эвенджер» из авиагруппы эскортного авианосца USS Croatan, защищавшего конвой UGS-14. Подводником в тот раз повезло, лодка смогла уйти от преследования. Но не далеко и не надолго. Она была потоплена уже 24 августа в Северной Атлантике близ Виго, Испания шестью глубинными бомбами с британского самолёта типа Vickers Wellington. На дно ушёл весь её экипаж - 48 подводников.
... А что же с американцами? Поначалу, командира воздушного судна К-74 лейтенанта Гриллза осудили - за нарушение приказа. Но много лет уже после войны, в 1961-м немецкие документы о бое были проанализированы, и флотская бюрократия решила, что нарушение приказа было оправдано: Нельсон Гриллз пожертвовал дирижаблем, но спас танкер и грузовое судно. Через 20 лет после боя Гриллза наградили Крестом лётных заслуг.
В заключение скажу, что данные случай сражения подлодки и дирижабля - всё же не был единственным. Ещё в первую мировую войну экипаж английской лодки Е-31, обнаружил над собой немецкий цепппелин. Обстреляв и сбив его, англичанам удалось пленить команду дирижабля.
Так что пока подлодки ведут, со счётом 2 - 0.