Этот день в истории

Кто сильнее: кит или слон?
Практически каждому родителю приходилось изворачиваться, отвечая на такой детский вопрос. А вот ровно 70 лет назад, 18 июля 1943 года практический ответ на него искали взрослые дяденьки - из Германии и США. В тот день произошёл единственный за Вторую мировую войну бой дирижабля с подводной лодкой. У берегов Флориды американский дирижабль K-74 атаковал немецкую подводную лодку U-134.

640.jpg

U-134_Bomben.jpg


Вечером 18 июля 1943 дирижабли К-74 и К-32 патрулировали маршрут у берегов Флориды, по которому должны были пройти танкер и грузовое судно. Дирижабль типа "К" представлял собой мягкую оболочку длиной 76,5 метров, диаметром 17,6 метров с подвешенной гондолой. Экипаж 10 человек. Вооружение - глубинные бомбы, пулемёт .50 калибра, радиостанция, радар и сонар.
В это же время подводная лодка кригсмарине U-134 класса VII-C, находилась в надводном положении для вентиляции отсеков.

640.jpg


В 23:30 радар K-74 обнаружил неизвестную цель. Дирижабль вышел из облаков, и его экипаж увидел подводную лодку.
Несмотря на то, что приказ требовал от дирижабля оставаться выше по ветру и вызватьпомощь по радио, командир дирижабля лейтенант Нельсон Гриллс решил нарушить приказ и атаковать подводную лодку. В 23:50 он пошел на лодку с высоты 500 футов и на скорости 47 узлов, расстреливая ее из пулемёта калибра 0.50. Лодка изменила курс, и ответила огнем из пулемёта калибра 20 мм и возможно (хотя это точно не установлено) выстрелом-двумя из палубного орудия.

original.jpg


К-74 прошёл прямо над лодкой, но его механизм сброса бомб заклинило. Огонь из лодки повредил оба двигателя дирижабля и пробил оболочку с газом. Дирижабль начал терять высоту, и в 23:55 (другой источник утверждает, что 23:57) его хвост коснулся воды. Дирижабль успел подать сигнал SOS. Этот сигнал принял K-32 и передал на базу.
Члены экипажа надели спасательные жилеты и провели ночь в воде. Девять из десяти остались возле тонущего дирижабля, но командира унесло течением. В 7:49 утра 19 июля вылетел спасательный самолёт и нашёл их. К этому месту подошёл эсминец "Далгрен" и спас их всех, кроме одного механика-бомбардира, которого съела акула. В 8:15 утра дирижабль затонул. Унесённого течением командира заметил дирижабль K-32, и его тоже спасли после того, как он провёл 19 часов в воде.
А подлодка U-134 получила повреждения двух цистерн. Уже после двух других атак на её борт пришёл приказ вернуться в док, во Францию для ремонта.

welltn-10.jpg


Но это ещё не конец сей истории. 21 августа лодка была атакована самолётами типов «Уайлдкет» и «Эвенджер» из авиагруппы эскортного авианосца USS Croatan, защищавшего конвой UGS-14. Подводником в тот раз повезло, лодка смогла уйти от преследования. Но не далеко и не надолго. Она была потоплена уже 24 августа в Северной Атлантике близ Виго, Испания шестью глубинными бомбами с британского самолёта типа Vickers Wellington. На дно ушёл весь её экипаж - 48 подводников.
... А что же с американцами? Поначалу, командира воздушного судна К-74 лейтенанта Гриллза осудили - за нарушение приказа. Но много лет уже после войны, в 1961-м немецкие документы о бое были проанализированы, и флотская бюрократия решила, что нарушение приказа было оправдано: Нельсон Гриллз пожертвовал дирижаблем, но спас танкер и грузовое судно. Через 20 лет после боя Гриллза наградили Крестом лётных заслуг.

В заключение скажу, что данные случай сражения подлодки и дирижабля - всё же не был единственным. Ещё в первую мировую войну экипаж английской лодки Е-31, обнаружил над собой немецкий цепппелин. Обстреляв и сбив его, англичанам удалось пленить команду дирижабля.
Так что пока подлодки ведут, со счётом 2 - 0.
 
Реклама
Четверть века назад "Буран" совершил свой полёт - первый и последний
270px-Buran.jpg

Свой первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988-го. Космический корабль был запущен с Байконура при помощи ракеты-носителя «Энергия».
Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы).
Данный факт - полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошёл в книгу рекордов Гиннесса. Над акваторией Тихого океана «Буран» сопровождал корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».
В 1990-м работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993-м программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос «Буран» был разрушен в 2002-м при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике.
Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии.
 
07 декабря 2013 года- крайний, точнее уже последний, пассажирский рейс ДС-10. Еще одна страница авиаистории перевернута
Bangladesh Biman Airlines
 
07 декабря 2013 года- крайний, точнее уже последний, пассажирский рейс ДС-10. Еще одна страница авиаистории перевернута
Bangladesh Biman Airlines
Бляха! Собирался, но не успел. Жаль! В Дакку или Читтагонг я бы всегда с удовольствием, а вот в банальные Гонконг или Абу-Даби не хотелось. Вот и протянул. :|
 
45-ть - Света ягодка опять!

svatlana_copanina_3.jpg


Сегодня отмечает День рождения Свелана Владимировна КАПАНИНА - многократная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого..
nagrad1.jpg

Перечислять её награды - дело неблагодарное. В чемпионатах мира и ВВИ (Всемирных воздушных играх) завоевала 39 золотых медалей. Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из её коллег. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх, абсолютный чемпион среди женщин в 1997-м и 2001-м.
Награждена именной медалью FAI, как лучший пилот 100-летия!
Долгих лет, новых успехов и всего наилучшего - на земле и в небе!!!
 
27декабря 2013 года в Израиле отмечалось 100-летие Израильской авиации!:pivo:
 
Kazbek, а подробнее? Что такого случилось на земле Палестины 27 декабря 1913 г.?
 
27 декабря 1913 года на пляже города Яффо приземлился первый самолёт в Эрец-Исраэль. Французский самолёт "Блерио" принадлежал Жюлю Вердину, участвовавшему в авиаперелёте из Парижа в Каир, а в Яффо он приземлился из-за аварийной ситуации. Первоначально планировалось, что самолёт совершит посадку на територии "Миквэ-Исраэль", но из-за повреждённого колеса посадка произошла около моря. Вердин был одним из 5 пилотов, которые совершали перелёт по инициативе Французского авиаклуба. Их целью было попасть в новые города, находящиеся на трёх континентах - в Европе, Азии и в Африке. Ещё один самолёт приземлился 31 декабря 1913 года в Эмек-Рефаим в Иерусалиме, а его пилоты Марк Боннье и Иосиф Барнье были названы "первыми воздушными паломниками". Этот перелёт вызвал бурный интерес в газетах,выходивших в то время в Эрец-Исраэль, окрестивших пилотов "рыцарями неба" и "героями своего времини". и хотя в Иерусалиме первые самолёты называли "птицами дьявола", развитие авиации в Эрец-Исраэль было бурным и быстрым, несмотря на то, что многие отзывались о возможности полётов и исподьзования авиации скептически.
Именно с этой даты, 27 декабря 1913 года, по мнению Рахель Бонфил - куратора выставки "Предвиденье полёта - ранние годы авиации в Эрец-Исраэль в 1913-1948гг." - повествующей, показывающей, расказывающей и симулирующей (с помощью приборов-симуляторов) историю становления Израильской военной и гражданской авиации в период между 1913-м и 1948-м годами, прошедшей в музее Эрец-Исраэль, началась эра воздухоплавания в Эрец-Исраэль.
 
Последнее редактирование:
Дети и внуки первых пилотов "дьявольских птиц" откликнулись на просьбу куратора выставки Рахель Бонфил и передали музею множество документов и фотографий.
Кстати центральным экстонатом выставки является тот самый самолёт "Блерио" в натуральную величину, точтее модель из ткани, дерева и фанеры, изготовленная школьниками авиационной школы " Гольц" в Тель-Авиве под руководством историка Израильской авиации Дани Шалома. Детали для этой модели, к примеру крепёжные винты самолёта, были изготовлены по технологиям начала 20-ого века. Саму модель строили 2 года.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Он поднялся чуть выше и сел там...(с) 30 лет со дня гибели летчика-испытателя А.В. Федотова

4 апреля 1984 года на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым погиб
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов.
0_d7091_17f57d8a_XL.jpg

Герой Советского Союза (22.07.1966), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969), генерал-майор авиации (02.1983), заслуженный тренер СССР (1976), мастер спорта международного класса (1975) Александр Васильевич Федотов родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград (Волгоград).
В 1950 окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.
В 1952 окончил АВВАКУЛ и был оставлен в училище летчиком-инструктором.
Экипаж лётчика-инструктора Роберта Мамкина. Во-втором ряду в центре курсант Александр Федотов:
0_d7092_b9fe2c06_XL.jpg

Из воспоминаний лётчика-инструктора Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков подполковника в отставке Роберат Семёновича Мамкина:
"Я держу в руках только что прочитанную книгу военного журналиста, бывшего летчика-истребителя Станислава Грибанова. Книга называется “ Время лётчика Федотова” она вышла в Москве в 2004 году и посвящена выпускнику Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков Александру Васильевичу Федотову, известность и слава которого давно перешагнули границы нашей великой авиационной державы. Его имя стало символом мужества и высочайшего профессионализма. В авиационном мире лётчик А.В. Федотов по-праву считается одним из самых выдающихся пилотов 20 столетия.
Еще, будучи курсантом, в те самые годы, когда по неписаным мальчишеским законам нам всем суждено было “переболеть” любовью к авиации, услышал я одну, запавшую в память историю. На испытания новейшего истребителя в Англии был приглашён известный советский лётчик. После показательного полёта английский генерал поинтересовался у советского гостя, какое впечатление произвела на него боевая машина.
- Я лётчик – улыбнулся тот. О самолёте могу говорить, когда попробую его в деле. Если позволите, прошу 10 минут на ознакомление с системой управления.
- Вы берётесь взлететь через 10 минут на впервые увиденной машине – не скрывая своего удивления, переспросил английский генерал. Секундомеры в руках англичан щелчок за щелчком отсчитывают время. Семь, восемь, десять минут. Русский поднял руку над головой – знак, что известен лётчикам всего мира: “ Прошу взлёт ”.
Через минуту после того, как самолёт был уже в воздухе, к генералу подбежал представитель фирмы. – Как Вы могли позволить русскому полететь на секретном самолёте?
- Я был уверен, что он никогда не взлетит – сконфужено пожал тот плечами.
Та давняя история с советским пилотом вспомнилась не случайно. Ведь А.В. Федотов вполне мог быть на месте того самого советского пилота, сумевшего, подобно легендарному Левше “ укротить “ очередную “ аглицкую блоху “.
Сам факт этот в комментариях не нуждается, но вот обстоятельства, при которых я его вспомнил, заставили меня вернуться в своё далёкое прошлое, в пятидесятые годы уже ушедшего в историю 20 века. В то время я, лейтенант Роберт Мамкин служил в Армавирском военном авиационном училище лётчиком-инструктором, а курсант Саша Федотов был в моей лётной группе. Хорошо помню этого рослого, симпатичного юношу, помню, как мужал он от полёта к полёту, как одним из первых в моей группе вылетел самостоятельно на самолёте МиГ-15. После окончания училища он был оставлен в нём лётчиком-инструктором и в течение 5 лет уже сам учил курсантов".

В 1958 Александр Федотов окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 – МАИ.
С августа 1958 – на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. С 1962 он – старший летчик-испытатель ОКБ, сменив на посту шеф-пилота фирмы Г.К.Мосолова. Поднял в небо и провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13) (октябрь 1959), Е-150 (8.07.1960), Е-8/2 (13.07.1962), Е-155Р (МиГ-25Р) (6.03.1964), МиГ-23 («23-11») (10.06.1967), МиГ-23С (28.05.1969), МиГ-25РУ (25.12.1969), МиГ-23М (июнь 1972), Е-155МП (МиГ-31) (16.09.1975), МиГ-29 («9-12») (6.10.1977).
Участвовал в испытаниях МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, Е-152А, СМ-12; провел испытания МиГ-23 на критических режимах полета. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей М=3.
Установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 рекорда – абсолютные).
28 апреля 1973 катапультировался из МиГ-23. 31 октября 1980 г при катапультировании из МиГ-29 Федотов получил травмы, лежал в госпитале. 21 июля 1983 г. он вновь катапультировался с самолета МиГ-23УБ на малой высоте и максимальной скорости.
Фото из архива К.К.Васильченко: с А.В.Федотовым и П.М Остапенко, тоже выпускником АВВАКУЛ
0_d7094_2d706f90_XXL.jpg

Из книги Токарева В.С.:"АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВ – лучший в мире летчик второй половины ХХ века
(Заметки инженера-испытателя)"
"За 26 лет испытательной работы во второй половине ХХ века он дал «путевку в жизнь» прак-тически всем современным самолетам прославленного опытно-конструкторского бюро имени Артема Ивановича Микояна. Многие из этих самолетов или их модернизированные образцы и сейчас являются основой боевой мощи Военно-Воздушных Сил не только России, но и разных стран мира (Индии, Китая, Ливии, Сирии, Ирака и других).
Он установил 18 мировых авиационных рекордов скорости, высоты, скороподъемности, ряд из которых не превзойден до настоящего времени (по количеству мировых рекордов на сверх-звуковых самолетах с турбореактивными двигателями ему нет равных в мире). За выдающийся вклад в развитие авиации Международная авиационная Федерация (ФАИ) наградила его высшей наградой – Большой Золотой медалью. Он воспитал блистательную плеяду летчиков-испытателей ОКБ им. А.И.Микояна и серийных авиазаводов, которые прославили в последние 15 лет лучшие достижения отечественной науки и техники на всевозможных авиасалонах и по-казах от Ле Бурже (Париж), Фарнборо (Лондон) до Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмира-ты), Куаллы-Лумпура (Малайзия) и других.
При проведении летных испытаний и исследований Александр Васильевич проявлял высокое летное мастерство, хладнокровие, мужество, удивительную способность предвидеть развитие аварийной ситуации в воздухе, умение найти единственно правильный выход из нее. Это позволяло специалистам потом выявить причину отказов техники или условия попадания опытного самолета за пределы ограничений, установленных для него.
А.В. Федотов обладал глубокими инженерными знаниями, разработал ряд методов летных испытаний, сокративших сроки создания самолетов. Проводил большую работу в строевых час-тях ВВС и ПВО по передаче опыта при освоении ими новейших образцов авиатехники.
Убежден, что А.В. Федотов достоин написания целой книги о нем: вклад его в развитие авиации России огромен. О нем же написано очень мало, только отдельные статьи в некоторых газетах. Во многом это можно объяснить тем, что его работа была связана с опытной боевой техникой, имеющей, как известно, высокие грифы секретности. А между тем, он был интересной личностью, имел замечательные человеческие качества.
Был художником – любителем, работы которого ценили известные московские художники, коллекционировал записи Владимира Высоцкого, слыл завсегдатаем московских театров. Буду-чи инженером-механиком по второму диплому, любил повозиться со всякими «электронными премудростями», чтобы смонтировать их собственными руками в свой автомобиль «Волга».

После переучивания полков на Миг-23, полковник Федотов с группой конструкторов из ОКБ МиГ
летал по частям с целью получения информации от строевых летчиков по замечаниям для доработок самолета
Лодейное поле: К-н Яблонцев, к-н Копан, п\п-к Костиневич, п-к Федотов, п\п-к Минаков, п-к Адамайтис,
к-н Телин, к-н Шекуров, м-р Гегомян, п-к Школин, м-р Сухинин, к-н Сафаев. (Архив АВВАКУЛ)
0_d7095_b603d59f_XXL.jpg

"Небольшое перечисление некоторых испытаний, в которых он участвовал, говорит даже не специалисту в авиации о многообразии тематики, а значит о всесторонности познаний и подготовки его как летчика-испытателя:
• определение характеристик штопора на разных типах самолетов ОКБ;
• определение психофизиологических возможностей летчика на различных режимах управления при выполнении перехватов ночью;
• испытания систем жизнеобеспечения летчика в разгерметизированной кабине на больших высотах;
• испытания опытных самолетов на прочность, устойчивость и управляемость на пре-дельных режимах полета.

После полета.
М-р Гегомян, п\п-к Минаков, п\п-к Костиневич, п-к Федотов, к-н Яблонцев, п-к Адамайтис, к-н Копан.
(Архив АВВАКУЛ)
0_d7090_ed5e6fcd_XXL.jpg

...4 апреля 1984 г. А.В.Федотов и В.С.Зайцев выполняли полет на отработку топливной системы МиГ-31 №202. Для точности эксперимента измерительная часть топливомера была отключена. При разгоне на заданную скорость (М=2,5 H=20 км) преждевременно сработала сигнализация выработки одной группы баков, затем – другой. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех баков. Стрелка расходомера скакнула на «0»;. Тут же загорелась лампочка аварийного остатка. На самом же деле топлива оставалось около 12,5 т.
Федотов принимает решение садиться с ходу. Он сделал вираж для захода на посадку по крутой глиссаде, готовясь к посадке без двигателей и вышел крутой «спиралью»; на дальний привод. Предполагая, что самолет пустой вследствие утечки топлива, он энергично довернул на посадочный курс.
И неожиданно попал в режим сваливания.
МиГ-31 с полными баками падал почти в отвесном пикировании.
Федотов попытался катапультироваться, когда самолет уже столкнулся землей…
...Александр Васильевич Федотов жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в городе Жуковский, на Быковском кладбище.
Его высотный костюм хранится в музее АВВАКУЛ
Его именем названа Школа летчиков-испытателей и улица в городе Жуковский.
Лауреат Ленинской премии (1981). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Удостоен Золотой медали ФАИ (1974) и 3 медалей де Лаво (1961, 1973, 1977)
По материалам сайта testpilot.ru, avvakul.ru, воспоминаниям Мамкина Р.С. и Токарева В.С.

Светлая память великому лётчику-испытателю...
Рекомендую посмотреть замечательный фильм студии "Крылья России", посвященный А.В. Федотову.
Это наша история и нам есть чем гордиться.
https://www.youtube.com/watch?v=gk572JonUFM
 
6 мая 1907 г. родился Николай Гастелло (1907 — 1941), легендарный летчик, Герой Советского Союза

23.jpg
 
Вспомним о Герое Росси, родившемся в День России

Ю.М. Ващук - заслуженный лётчик-испытатель (2010), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу. Герой Российской Федерации(2003).
Родился 12 июня 1963-го в Барнауле. Детские и школьные годы прошли в Нижневартовске, где в 1977-м окончил "Клуб юнных лётчиков". В 1982-м окончил Кинель-Черкасский авиационный центр ДОСААФ в звании «младший лейтенант». В 1989 году окончил МАИ по специальности «инженер-механик».
1989-1990-х - инженер-конструктор ЛИИ им. Громова. 1990 - 1992-х - лётчик-инструктор Центрального аэроклуба России им. Чкалова, член сборной команды СССР и России по высшему пилотажу. С 1992-го - лётчик-испытатель ОАО «ОКБ Сухого», в 1993-м окончил Школу лётчиков-испытателей им. Федотова.

Юрий Ващук является ведущим лётчиком истребителя Су-35 (модификация самолета Су-27), оборудованного экспериментальной системой дистанционного управления, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманевренности, совершать фигуры высшего пилотажа, не выполняемые в мире ни одним самолётом, кроме модификаций Су-27.

В 2001-м поднял в небо опытный грузопассажирский среднемагистральный С-80 ГП в качестве второго пилота (командир экипажа - Герой Российской Федерации И. Вотинцев).

В аварийной ситуации в ходе испытательного полёта на Су-35 18 декабря 2002 года, профессионализм и мужество Юрия Ващука дали возможность не покидать обречённый Су-35 до тех пор, пока он не убедился, что в направлении падения самолёта нет населенных пунктов, что информация в блоках контрольно-записывающей аппаратуры будет сохранена. Технические выводы, сделанные в ходе расследования причин аварии, позволили определить причины неполадки разработать комплекс мер по увеличению ресурса боевых самолётов.

Ранее, 15 апреля 2002 года, при выполнении испытательного полёта на территории аэродрома ЛИИ им. Громова потерпел аварию на учебно-тренировочном Су-29. В этом полёте проводилось исследование возможности полёта со снятым элероном (имитировался его отрыв). Самолёт упал с левым креном на траву возле полосы. Левое крыло полностью отлетело, самолёт скапотировал. Лётчик получил травмы рук и ноги, однако вскоре вернулся к лётной работе.

Как лётчик–испытатель принимает участие в создании новых образцов военной техники, как на этапе проектирования, и так на этапе доводки её в процессе лётных испытаний. На его счету десятки типов самолётов и их модификаций, в том числе МиГ-21 и МиГ-23, спортивные Су-29 и Су-31.

Освоил, в частности, одноместный и двухместный варианты палубного Су-33 и самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 "Беркут".

Летает на всех типах самолётов «ОКБ Сухого» в том числе и на экспериментальном Т-50.
Выполнил большое количество испытательных полётов на флаттер, большие углы атаки, режимы сверхманёвренности без УВТ, «сваливание» и штопор. Впервые поднял в небо и провёл испытания Су-35УБ, Су-80ГП, двух летающих лабораторий Су-27М с опытным оборудованием для самолётов пятого поколения.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента РФ от 27 ноября 2003 года Юрию Михайловичу Ващуку присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
Продолжает лётно-испытательную работу в "ОКБ Сухого". Проживает в Жуковском.

Выступал с показательными программами на международных авиасалонах – МАКС, Ле–Бурже, Берлин, Джухай и других. Представлял Су-35 в Южной Корее.
 
Последнее редактирование:
Сегодня 91 год со дня первого полёта самолёта китайской конструкции - Rosamonde.
За эти годы авиация Китая прошла большой путь.

rosa_1.jpg
 
100 лет со дня рождения академика В.Н. ЧЕЛОМЕЯ
chelomei.jpg

В.Н. Челомей - гениальный отечественный учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
Родился ровно 100 лет назад, 17/30 июня 1914-го, в семье учителей народной школы губернского городка Седльце Привислинского края Российской империи (ныне Польша).
В 1937-м окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем. В 1941-м начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве. С 1944-го возглавлял Объединённое конструкторское бюро 51, ранее возглавлявшееся Н.Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО машиностроения». В 1952-м стал профессором МГТУ им. Баумана.
270px-Proton_Zvezda_crop.jpg

Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор, уже полсотни лет!), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Алмаз», пилотируемый корабль ТКС (транспортный корабль снабжения), крылатые ракеты и т. п.
2098_1_2.jpg

В.Н. Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита».
Основные труды - по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.
ChelomeyVNMon_ND.jpg

0_db083_c8205334_orig.jpg

Умер 8 декабря 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве, Киеве и Байконуре открыты памятники ему. Именем Челомея назван А-320 (б/н VQ-BCN) Аэрофлота. В его честь названы улицы в Москве, Реутове и Чебоксарах. Выпущена почтовые марки Украины и России, посвящённые Челомею. Имя Челомея носит астероид 8608, открытый Крымской обсерваторией. В Байконуре открыта Международная космическая школа имени академика В.Н. Челомея
Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).
 
0_91602_3e1080d2_L.jpeg.jpg

М.П. Чечнева - лётчица, Герой Советского Союза, во время Великой Отечественной командовала эскадрильей 46-го Таманского гвардейского ночного легкобомбардировочного полка, гвардии майор.
Родилась 15 августа 1922-го в с. Протасово (Малоархангельский р-н Орловской обл.). Вскоре вместе с отцом перебралась в Москву.
В 1938-1939-х обучалась в аэроклубе Ленинградского района Москвы. Окончила среднюю школу № 144, некоторое время работала в ней пионервожатой.
С началом Великой Отечественной добивалась призыва в РККА и отправки на фронт. В итоге была направлена в качестве лётчика-инструктора в Центральный аэроклуб им. Чкалова, перебазированный из Москвы под Сталинград.
1_4.jpg

В начале 1942-го - в составе 588-го авиаполка ночных бомбардировщиков (полк был оснащён самолётами У-2).
23 мая 1942-го полк переведён в состав 218-й ночной бомбардировочной дивизии Южного фронта (дислоцировался на аэродроме в пос. Труд Горняка под Ворошиловградом). В августе 1942-го Марина Чечнева стала командиром звена. Участвовала в обороне Кавказа.
8 февраля 1943-го 588-й авиаполк получил звание гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский, а чуть позже получил почётное наименование «Таманский».
В конце лета 1943-го Марина Чечнева стала командиром 4 эскадрильи полка. Эскадрилья являлась учебно-боевой и сочетала боевую и учебно-тренировочную работу. Участвовала в освобождении Крымского полуострова. С 15 мая 1944-го - в составе 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии 4-й ВА 2-го Белорусского фронта принимала участие в освобождении Белоруссии, боях за Восточную Пруссию. Победу она встретила близ города Свинемюнде (Свиноуйсьце).
В ноябре 1945-го, после расформирования авиаполка, Марина Чечнева осталась служить в штурмовом полку на территории Польши.
Всего за годы войны Марина Чечнева совершила 810 боевых вылетов, провела в воздухе более тысячи боевых часов, сбросила на противника свыше 115 тонн боевого груза, уничтожила 6 складов, 5 переправ, 1 железнодорожный эшелон, 1 самолёт, 4 прожектора, 4 зенитные батареи. Кроме того, она подготовила 40 лётчиц и штурманов.

15 мая 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Марине Чечневой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2.jpg

В конце ноября 1945 года Марина Чечнева вышла замуж за лётчика Константина Давыдова (18 августа 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза).
В 1946-м у них родилась дочь Валентина. С 1948-го, после переезда на Родину, вместе с мужем работала в ДОСААФ. В октябре 1949 года Константин Давыдов, муж Марины, перегоняя новые самолёты для авиаклуба из Ленинграда в Калинин, погиб.
yak18-c2.jpg

В 1949 году Марина Чечнева установила рекорд скорости на спортивном Як-18. В течение длительного времени она являлась ведущей женской пилотажной группы на воздушных парадах. Летала на многих типах самолётов, в том числе Як-3, Як-9, Як-11, Як-18Т. Имела почётное звание заслуженного мастера спорта (1949).
В конце 1956 года Марина Чечнева была отстранена от полётов по состоянию здоровья, закончив, таким образом, спортивную лётную карьеру.

В 1963 году окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Занимала ряд постов: являлась заместителем председателя Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, членом президиума ЦК ДОСААФ, членом президиума Советского комитета ветеранов войны, членом Комитета советских женщин.

Кандидат исторических наук. Автор нескольких книг - мемуаров об однополчанках.

Умерла в Москве 12 января 1984 года. Похоронена на Кунцевском кладбище.
Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта»; медалями.
Именем Героини названы улица в Орле и в одном из посёлков Темрюкского района Краснодарского края.
 
Последнее редактирование:
Сегодня, 14.08

1915 Первый полёт B.E.9
1922 Первый полёт Dewoitine P-2
1931 Первый полёт АНТ-14 "Правда" URSS-N1001, пилот Громов М.М.
1935 Первый полёт Z.1010 I-ABLB, пилот Stoppani M.
1936 Detre G. на Potez 506 установил рекорд высоты 14843 м
1937 Первый полёт RWD-17, пилот Przysiecki E.
1940 Первый полёт Ca.316 MM.27193, пилот Bernardi M.
1952 Подписан первый серийный контракт на производство бомбардировщиков Vulcan B Mk.1 (25 самолётов)
1954 Последний B-36 (B-36J 52-2827) поставлен ВВС США
1958 Первый полёт знаменитого Gulfstream I
1974 Первый полёт Tornado GR Mk.1, построен MBB, полёт в г.Manching, Бавария
1980 Первый полёт T67A (RF6B-120)
1992 Первый полёт Ту-204-120
2001 Первый полёт BD-100 Challenger 300 C-GJCJ
2007 Первый полёт Ил-96-400Т RA-96102
 
Августовское обострение... День явно для Илов не задался

il18_1-1.jpg

17 августа, 1946 год. Первый полёт пассажирского Ил-18 (ПЕРВОГО) с ПД АШ-73; экипаж: В.К. Коккинаки, К.К. Коккинаки и П.К. Коккинаки.
Ил-18 (ПЕРВЫЙ) - опытный, многоместный, дальний, четырёхмоторный авиалайнер с гермокабиной большого объёма. Спроектирован ОКБ Ильюшина и построен после Великой Отечественной, в течение 1945-го. Новый самолёт должен был обеспечить перевозку 60 - 65 пассажиров до 5000 км, с крейсерской скоростью 450 км/час и эксплуатироваться совместно с парком Ли-2 и Ил-12. Первоначально планировалось установить четыре мощных авиационных дизеля АЧ-72 Чаромского. Фактически же были установлены двигатели АШ-73, без наддува. Хотя сам самолёт получился удачным, его двигатели Швецова ещё не были доведены, ввиду беспрецедентной сложности системы наддува и были недостаточно надёжными для использования в ГА. В итоге эти двигатели были применены для бомбардировщика Ту-4, а работы по самолёту Ил-18 были временно приостановлены в 1948-м. В дальнейшем эта машина эксплуатировалась до 1950-го, но в серию не пошла.
Опыт проектирования, постройки и лётных испытаний поршневого Ил-18 был использован при создании одноимённого самолёта Ил-18 с турбовинтовыми двигателями.


221_2134579609.jpg

221_402172261.jpg

17 августа, 1957 год. Столкновение двух Ил-14 над Киевом, погибли 15 человек. Один из самолётов рухнул на жилой район. Оба Ил-14 были из 86 авиаотряда Украинского транспортного управления ГВФ и были выпущены в этом же году. Выводы комиссии, расследовавшей АП: Полное отсутствие осмотрительности в полёте со стороны обоих экипажей. Преступно-халатное отношение со стороны дежурного по полётам к своим служебным обязанностям. Отсутствие чёткого порядка в службе движения аэропорта Киев. Нарушение со стороны лётной службы 86-го авиаотряда. Допуск обоих командиров экипажей к самостоятельной работе производился с грубыми нарушениями...
В катастрофе погибли все 9 членов экипажа обоих самолётов, а также 6 человек на земле. Ещё 23 человека на земле получили ранения, из них 11 – тяжёлые.

33897048_Ayeroflot_IL18_.jpg

17 августа, 1960 год. Первая катастрофа Ил-18Б; погибли 34 человека. Лайнер выполнял специальный рейс SU 036 Шереметьево - Каир, разбился в Киевской области.
Причины крушения – отказ техники, недостатки конструкции. Разрушенный и горящий самолёт был обнаружен на опушке леса недалеко от юго-восточной окраины села Тарасовичи в 41 км севернее а/п Жуляны. На борту находилось 27 пассажиров, на борту погибли все. Главная причина катастрофы – негерметичность топливной форсунки в двигателе № 4, приведшая к прогару камеры сгорания, кожуха масляной полости двигателя и пожару внутри двигателя. В результате пожара произошёл отрыв двигателя № 4 и взрыв топливных баков в районе него. В результате взрыва правая плоскость разрушилась. Самолёт потерял управляемость, упал на землю, взорвался и сгорел. При неуправляемом падении оторвался двигатель № 1. Действия экипажа были признаны правильными.
 
Сегодня исполняется сто лет с момента первого полёта на самолёте за Полярный круг
12930.jpg

21 августа 1914 года Ян Иосифович Нагурский совершил первый полёт в Арктике над водами Баренцева моря и западным побережьем Новой Земли. Цель полёта - поиск пропавших полярных экспедиций Седова, Брусилова и Русанова.
______________________-f402022d32c5dc6b79dd8305d5a4f5a0.jpg

Вместе с механиком Евгением Кузнецовым на самолёте «Морис Фарман» Ян Нагурский преодолел расстояние в 448 км. за 4 часа 20 мин. Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внёс существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения, то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.
Это героическое событие имело судьбоносные для страны последствия, так как положило начало развитию всей полярной авиации России. Именно благодаря полярной авиации удалось существенно расширить территории проживания населения, построить новые населенные пункты за полярным кругом, установить дрейфующие полярные станции, начать масштабные научные исследования в Арктике и обнаружить полезные ископаемые в этом регионе.
Именно Арктика сегодня стала приоритетным направлением в политике нашего государства, а её освоение по-прежнему невозможно без полярной авиации.
 
Реклама
Сегодня, 21 августа

1879 - родился британский пионер авиации Claude Grahame-White
1909 - первый самолёт поставлен Армии США. Wright A Military Flyer 2 стал первым в мире военным самолётом.
1910 - первый публичный полёт первого российского серийного самолёта отечественной конструкции (Россия-А)
1918 - первый полёт французского истребителя Ni-D.29 C1, на модификациях которого установлено множество мировых рекордов.
1923 - первый полёт успешной британской авиетки ANEC I
1924 - первый полёт истребителя Fokker D.XII (PW-7), принятого на вооружение Армии США. С этого самолёта началась успешная деятельность компании Fokker в США.
1929 - Mamer N. и Walker A. (на фото) на лёгком самолёте CA-6 Airsedan установили рекорд дальности без посадки с дозаправками в воздухе - 11580 км пройдено за 120 ч 1 мин 40 с. При этом они не крутились над аэродромом, а пересекли территорию континентальных США с запада на восток и обратно (Spokane - New York - Spokane).
1931 - de Havilland G. Jr. начал испытания самолёта D.H.81 Swallow Moth
1936 - Коккинаки В.К. на ЦКБ-26 установил рекорд высоты с нагрузкой 1т: он поднялся на 12101 м.
1936 - погиб авиаконструктор C.W. Hall. Он врезался в дерево на самолёте своей конструкции Monoped NX777N.
1941 - первый полёт крупносерийного самолёта общего назначения Anson Mk.II
1947 - первый полёт опытного реактивного истребителя Як-19
1951 - Carl M. на Douglas D-558-II установил абсолютный рекорд высоты, поднявшись на 25370 м.
1957 - прекращена разработка трёхмахового перехватчика Republic F-103 Thunderwarrior
1958 - первый полёт крупносерийного палубного штурмовика A-4C (тогда ещё A4D-2N) №145062
1965 - Япония вышла на рынок самолётов общего назначения. Первый полёт серийного 4-местного Fuji FA-200-160 JA3241
1967 - первый полёт Ан-24ФК, прототипа Ан-30.
1967 - первый полёт Caravelle 11-R
1970 - первый полёт 4-местного Grumman AA-5 Traveler. Построено почти 3300 экземпляров.
1973 - Woods H.L. испытал лёгкий самолёт Scamp. До 1993 г. продано 1050 комплектов чертежей.
1979 - первый полёт Van's RV-4. Позднее любители собрали из наборов почти 2500 таких лёгких самолётов.
1982 - первый взлёт МиГ-29К с трамплина комплекса "Нитка"
2000 - Boeing 767-400ER получил сертификат типа
2009 - первый полёт серийного Як-130

walker_mamer.jpg
 
Последнее редактирование:
Назад