Гастарбайтеры за штурвалом

ML

Старожил
Российских пилотов хотят заменить на немцев, французов и американцев

Авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой разрешить брать на работу иностранных пилотов. Чиновники пока думают, а летчики-россияне начинают паниковать. Если на работу станут брать иностранных специалистов, российским авиаторам придется уйти из профессии.

Уже сейчас за счет сокращений на авиационном рынке труда избыток кадров. Однако компании-авиаперевозчики четко обозначили проблему: от эксплуатации отечественных самолетов все отказываются, а российские пилоты в большинстве своем умеют управлять только нашими судами. С введением зарубежных машин они остаются не у дел. По действующему законодательству находиться в кабине самолета может только гражданин России.

Переобучением компании заниматься не хотят. Во-первых, это дорого. «Авиакомпании из-за кризиса вынуждены сокращать издержки. Разумеется, им было бы выгоднее брать уже готовых иностранных специалистов. Потому что на переподготовку российского пилота нужно порядка 15 тысяч евро», — комментирует генеральный директор компании «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко.

Во-вторых, даже если компания возьмется переобучать пилота на управление зарубежным самолетом, она столкнется с рядом проблем. «Большинству российских пилотов около 40 лет — это предпенсионный возраст. К тому же все инструкции идут только на английском. Пилоты плохо знают английский язык, и это усложняет обучение», — объясняет руководитель отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин.

Дорого и небезопасно

Идея брать на работу пилотов-иностранцев таит в себе массу опасностей. В первую очередь речь идет о перенасыщении рынка труда. «С одной стороны, это будет стимулировать наших соотечественников развиваться, совершенствовать свои навыки, чтобы выдержать конкуренцию, — объясняет Анастасия Мирошниченко. — Но вместе с тем у нас уже сейчас огромное количество безработных летчиков, и мы не знаем, куда их трудоустраивать». Эксперт отмечает: если пилоты не найдут работу, они пойдут в другую сферу, а те, чей возраст близок к пенсионному, вообще уйдут с рынка труда.

Другой нюанс, который должен насторожить идейных вдохновителей новой инициативы, — безопасность полетов. Трудно представить, как будут общаться между собой пилот-немец и диспетчер в аэропорту, скажем, на Крайнем Севере. Ещё неизвестно, какая задача сложнее — найти диспетчера, в совершенстве владеющего английским, или пилота-иностранца, говорящего на русском, как на родном.

«По сравнению с Европой у нас не такие высокие социальные стандарты, чтобы переманивать оттуда лучших пилотов. Наши авиакомпании не смогут предложить им зарплату, сравнимую с европейской. Значит, это будут второсортные специалисты. Зачем они нам, когда полно своих высококлассных работников? Деньги нужно вкладывать в их переобучение, а не в оплату труда иностранцев», — возмущается президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук. К тому же профсоюзный лидер обращает внимание, что в Евросоюзе, на который мы равняемся, действуют те же правила — работать на судне может только гражданин страны ЕС.

Наших научат летать

Необходимость переподготовки отечественных пилотов понимают и сами авиакомпании. «Если поправка будет принята, это даст нам возможность привлекать квалифицированных специалистов, которые будут работать инструкторами и смогут переобучить наших, российских сотрудников», — считает генеральный директор авиакомпании «Регион Авиа» Денис Павшинский.

Топ-менеджер объясняет: средний возраст летного состава сейчас в районе 50 лет. Многих совсем скоро спишут. Молодых пилотов тоже много, и все они стремятся попасть на работу на иностранное судно, потому что там больше платят. А чтобы летать на зарубежном самолете, необходима переподготовка. По мнению эксперта, привлекать нужно специалистов из США и Европы.

На работу не возьмут

В Министерстве транспорта РФ по авиации «Труду» рассказали, что идею привлечения иностранной рабочей силы авиакомпании высказывали ещё несколько лет назад, когда рынок рос и квалифицированных кадров не хватало. Сейчас у чиновников свои представления о том, как нужно решать проблему. Во-первых, они обсуждают возможность сократить время обучения в вузах и ссузах, которые готовят летчиков. Сейчас в большинстве из них курсанты учатся четыре года, тогда как в других странах — два. Сокращать собираются за счет непрофильных предметов, таких, например, как этика и эстетика.

Также Минтранспорта собирается поставить авиакомпаниям условие: иностранная техника не будет сертифицироваться до тех пор, пока не будут поставлены тренажеры, на которых пилоты смогут овладеть управлением зарубежного самолета. Иными словами, если авиаперевозчик хочет заменить Ту-134 на «Боинг-737», сначала он должен приобрести тренажер — муляж, точную копию кабины управления, где и будут обучаться пилоты. Сейчас для этого работника нужно отправлять за границу.

Если инициативу авиаперевозчиков поддержат в министерстве, российским летчикам придется туго. На то, что их станут переобучать, можно и не надеяться. Выхода два: тратить на переподготовку собственные деньги, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, либо искать новую сферу, где можно приложить себя, например преподавать в летном учебном заведении, которых, кстати говоря, в России не так уж и много — 13 средних специальных и 3 высших.

Кадры 200 пилотов приблизительно нужно для работы на иностранных авиалайнерах 250 курсантов будет выпущено из учебных заведений России в 2010 году 15 тысяч евро стоит переподготовка одного пилота 41 год составляет средний возраст пилота в России

Источник: данные компаний, данные профсоюза летного состава России
http://news.mail.ru/economics/2964490/
 
Реклама
По действующему законодательству находиться в кабине самолета может только гражданин России.

Неужели действительно так ??? Если да, то это ж полный ппц...
 
По действующему законодательству находиться в кабине самолета может только гражданин России.

А почему кстати? Такого же вроде нигде в мире нет? Разрешение на работу спросят и все.
 
Ну рынок труда для пилотов это точно обвалит. Не будет никакого смысла переучивать второго пилота с ми-8 на боинг.

да и приедут думаю не французы с англичанами - а китайцы.
 
Lukas, я понимаю что по Кодексу, но это регламентирующий документ. А откуда ноги-то растут?
 
российским авиаторам придется уйти из профессии
Мне нравится эта фраза. То есть по сути говорится, что наши пилоты не конкурентноспособны и их вытеснят с рынка труда? Пусть занимаются самообразованием, английский подтягивают, деньги на обучение копят. Конкуренция на рынке труда должна быть, чтобы у людей был стимул развиваться.
 
Много бреда в статье
Таких, как "работать только гражданин ЕС" - это не так.
"Приобрести тренажер" - на компанию из 2 боингов - один тренажер - бредятина. Да и не в отсутствии тренажеров беда, а в отсутствии подготовленных и умеющих обучать инструкторов - все равно стоимость часа тренажера сильно не будет меньше (а то и больше) если один тренажер - в собственности а/к, чем послать экипаж за границу. Билет в тот-же Берлин стоит около сотни евро в одну сторону, проживание - дешевое. При стоимости одного часа тренажера под четыре сотни евро, а сессия - 4 часа - это не те деньги.
ну и т.д.
а открыть границу - поедут штрейбрехеры и гастарбайтеры, либо начинающие 2П с целью получить рейтинг, а нужны квалифицированные КВС и КВС-иснтрукторы.
Было бы полезно привлекать на контрактную работу КВС и КВС-инструкторов - вот это уже другой разговор, вот только денег они уже получают куда больше, чем наши а/к хотят платить.

Но и это не корень всех бед. Скажу иносказательно - после Пермской катастрофы, которая была вызвана в том числе в значительной мере техсостоянием и грубыми нарушениями рабочего времени кого конкретно посадили ? Фамилию в студию !

Пока система управления в отрасли, в авиакомпаниях не будет выстроена, никакие суперзамечательные КВС-инструктора не помогут. Они просто не нужны, их труд пропадет всуе, вся безопасная техника пилотирования и выполнение процедур расшибется вдребезги о боязнь расшифровок и инспекции, которой пилоты боятся больше, чем угробиться или начальства, которого послать на йух боятся больше, чем уснуть ночью за штурвалом из-за тотального нарушения норм рабочего времени и режима труда и отдыха.
 
Последнее редактирование:
Kwispel, ноги растут из пожеланий авиакомпаний.

Пилотов реально НЕТ. Из тех, кто пришел в авиацию между 1990 и 2000, мало кто смог пробиться до получения квалификации (закрытие училищ, нехватка топлива, отсутствие работы, перенасыщенность рынка дешевыми пилотами 1го класса, готовыми работать в любой помойке за копейки и т.д.), да и из тех, кто добился корочки, мало кто остался именно за штурвалом. Могу сказать по себе - из тех 6-7 десятков ребят, с кем приходилось начинать летать в 1991, профессионально за штурвалом осталось 4 - один уже летчик-испытатель у Камова, трое подлетывают в СЛА. Все, остальные кто где. Кто манагерит помаленьку, кто вообще не в авиации.

В результате самое активное поколение 35+, которым сейчас вот как раз нужно садится за штурвал ВС 1го класса, отсутствует в принципе. Сажать совсем зеленых - сами понимаете, чем закончится. Тех, кому сейчас 50+, мало, и получают они в большинстве своем совсем не по рыночному - зачастую чувствительно больше, чем их коллеги. Могу сказать, что до прошлогоднего кризиса (который, естественно, стал и кризисом в перевозках) КВСы в моей прошлой компании получали больше, чем их коллеги на таком же 747 в США. Просто потому, что возможности посадить других на замену этим не было. Знаю очень многих, кому этот оклад был, прямо скажем, "не по Сеньке шапка".

Все, кого можно было перетащить из штурманов, бортинженеров и пр. уже окучены, обучены и введены, но соотношение убытие/прибытие кадров все равно отрицательное. Сейчас это поколение 50+ уйдет/будет списано, и кто за штурвал сядет? 20-летние пацаны с 40-часами налета, вчера из училища? Вторых пилотом еще потенциально много, и толковые ребята есть, но кого сажать КВСами?

Что касается смены поколений, то и сегодняшнее состояние дел в училищах оставляет желать, прямо скажем, лучшего. Ребята к полетам по МВЛ не готовы в принципе, технологий и принципов работы в кабинах иномарок просто не знают, ибо здесь их готовят так. как будто на дворе все еще 70ые. В то время как есть много (в том числе наших же) молодых ребят, которые проходят много более качественную первоначалку за рубежом, доходят до CPL, multi-engine etc - но потом там же за рубежом и остаются, ибо там их корочки применимы, тут не валидируются в принципе. А по квалификации ребята вполне годны, чтобы вводить их вторыми на какие-нибудь региональные commuter-ы

Смотрю сейчас на списки пилотов на переподготовку в разных а\к, рыдать хочется. Кто с Мига пересаживается, кто с правой чашки Ан-24 сразу на широкофюзеляжник с MTOW на порядок больше. Ни навыков пилотирования, ни, что главное, понимания как вообще по МВЛ летается.

Так что это не враги родины очередную подлянку пилотам кинуть хотят, а просто жизнь заставляет.
 
Lukas, это все понятно, я спрашивал вроде про "откуда ноги растут" насчет запрета на пилотирование негражданами
 
Реклама
Так что это не враги родины очередную подлянку пилотам кинуть хотят, а просто жизнь заставляет.
Не совсем так. Есть множество грамотных спецов (в том числе по заграницам) которые не хотят возвращаться в казарменный мир Российской авиации.

Есть огромная толпа на переучивание из штурманов, в том числе многие уже с пилотскими (около 2-3х тысяч человек) - их везде футболят. Они даже за свой счет тайпрейт получить готовы - так и тут палки в колеса ставятся. Есть совершенно чудовищная неспособность готовить КВС в т.ч. из грамотных 2П в Российских компаниях и полнейшее их нежелание и неспособность привлечь для этой цели оутсорс и учебные центры (если сами не могут - ведь проблема имеет решение и даже не одно).

Lukas, это все понятно, я спрашивал вроде про "откуда ноги растут" насчет запрета на пилотирование негражданами
из воздушного кодекса РФ. В частности, потому что ГА - мобилизационный резерв ВВС
 
Последнее редактирование:
Я посмотрел ради интереса - в нормальных странах средняя зарплата КВС около 10 тыс. евро в месяц. Аэрофлот на своем сайте предлагает 220 тыс. рублей, что в 2 раза меньше. Поэтому несколько странно как наши будут нанимать англичан, французов и т.п. Мне кажется что расчет сделан на пилотов из ex-USSR, которые в своих странах получают еще меньше и поедут в Россию на заработки.

Черный юмор:
Лечу Аэрофлотом из Москвы в Прагу. Представляется КВС и говорит фамилию второго пилота. Первая фамилия татарская, а вторая какая-то совсем восточная. Диалог двух тетушек сзади:
- О, смотри, и в пилоты теперь таджиков нанимать начали !
- Ну... они хотя бы не пьют...
 
AndyM,

Поэтому несколько странно как наши будут нанимать англичан, французов и т.п
Лехко! Зарплата оговривается при подписании индивидуального контракта. Будет больше европейской на поправку за условия проживания
ex-USSR, которые в своих странах получают еще меньше и поедут в Россию на заработки
Таких, похоже, не осталось. Исчерпался и этот стратегический резерв росавиации. Люди там (в СНГ) устроены, получают в целом не хуже, условия труда и жизни зачастую лучше. Остается романтика... Попрбуйте найти ее в сочетании "чернож..ая чур..а", коим наградили моего товарища реально очень опытного КВС за цвет глаз и смуглость кожи. Станет совсем понятно, что из СНГ вряд ли кто подтянется.
 
Лехко! Зарплата оговривается при подписании индивидуального контракта. Будет больше европейской на поправку за условия проживания

Это возможно, но... где здесь деньги ? Чем выгоднее нанять европейца на зарплату в 2 раза больше ? Или переучивание пилотов на новые типы стоит еще дороже ?
 
по-моему, статью надо разграничить на две части - чО хотят авиакомпании и чО они получат от министерства... поэтому рассуждать о гастарбайтерах на данном этапе очень и очень рано. Идея не нова, просто статья свежая ))
 
российским авиаторам придется уйти из профессии
Quote: Originally Posted by ML

Мне нравится эта фраза. То есть по сути говорится, что наши пилоты не конкурентноспособны и их вытеснят с рынка труда? Пусть занимаются самообразованием, английский подтягивают, деньги на обучение копят. Конкуренция на рынке труда должна быть, чтобы у людей был стимул развиваться.

Мне тоже эта фраза не нравиться.
Я летал в России и сейчас летаю в США. Пилоты в России не чуть не хуже Американских.
Мне совсем не понятно почему кто-то имеет противоположное мнение.

И отношение Американских пилотов к Русским вообще и ко мне в частности очень уважительное. Да и не только к Русским. В США летают сотни национальностей, без необходимости Гражданства.
 
Я посмотрел ради интереса - в нормальных странах средняя зарплата КВС около 10 тыс. евро в месяц. Аэрофлот на своем сайте предлагает 220 тыс. рублей, что в 2 раза меньше. Поэтому несколько странно как наши будут нанимать англичан, французов и т.п.

Конечно за что платим то и получим..

НО..
Все будет зависить от общего пакета.

Оплата это одно и не часто главное.
Какие будут условия работы - сколько летать, сколько выходных, возможность летать и получить больше или меньше, "качество рейсов" - разворотные или с ночевками - тогда где, какие отели и сколько ночевки. Возможность на все это влиять.
Ввод в Капитанство
Мед пакет
Отпуска
Бесплатный проезд на компании

И самое главное - будут ли переучивать и на каких условиях?
Можно будет "высосать" толковых пилотов с CRJ-ев из мелких Европейских а/компаний и за скромную оплату.
Ну а если попытаться выдернуть уже готовых пилотов скажем А320 или 737 - то тут оплата и все остальное должны быть выше Европейского уровня.

IMHO
 
Всем Хай.
Тема Гуд и весьма кстати как глазунья к завтраку.

...Да, за что боролись на то и напоролись.

А что же сейчас так всех это задело, ведь патриотами россиян не назвать, компанейство потерялось, каждый живет только для себя любимого, вот ирезультат... Свой авиапром неподдерживали, вот и потеряли, профсоюзы стали визитной карточкой руководителей, национального авиапервозчика скоро вообще Люфтганза замениит поэтому неудивительно, что в 2025 году не то что российских пилотов, России то самой не будет....

С чем и поздравляю..

Всем Бай...

За общество нужно бороться, а не за личное благополучие...
 
Мне тоже эта фраза не нравиться.
Я летал в России и сейчас летаю в США. Пилоты в России не чуть не хуже Американских.
Мне совсем не понятно почему кто-то имеет противоположное мнение.

А я вот полностью согласен с мнением Lukas'а.

В общем-то, педалировать - несложно. А летать по правилам и уметь взаимодействовать в кабине - гораздо сложнее.

Поддерживаю закон о разрешении приема на работу иностранцев, так как, возможно это позволит нам перенять передовой опыт, да и заставит наших пилотов работать над собой в условиях конкуренции.
 
Реклама
Мне давно уже непонятно было: из России пилоты уезжают в другие страны, а наоборот - нельзя. В результате вдобавок к естественной убыли пилотов получаем заведомо отрицательное сальдо между притоком и оттоком за рубеж.

Зарплаты у пилотов, работающих в России, может, номинально и поменьше (хотя даже это не факт), но где ещё найдешь на такую зарплату подоходный налог 13%? Вон, Аршавин уехал в "Арсенал" на бОльшую зарплату, а потом уже в Англии подсчитал свой доход после уплаты налогов - и прослезился: "я в "Зените" больше зарабатывал".

Так что пусть пилоты сами решают, где им лучше - без законодательных запретов со стороны России.
 
Назад