Гидравлика vs электроприводы

Надобно сказать, что если штатный режим управления спойлерами описан чётко и понятно, то вот нештатный (для меня) полон загадок.

Что означает Move freely around the neutral position?
Какая-такая "нейтральная позиция" может быть у спойлера? У элерона - понимаю, у РВ/РН - понимаю, но у спойлера?..

Загадочны и слова Move in relation to a backdrive from the trailing edge flaps.
Здесь без пол-литры точно не разберёшься.

Ну и, наконец, ключевое: Spoilers 4, 5, 10, and 11 do not move to a droop position in this condition.
При отказах спойлеры могут "остаться торчать".
Это означает, что та самая задача "как обезопасить электромеханический привод при отказе?" до сих пор не решена.

Что, собственно, объясняет и "смесь" электромеханических и гидравлических приводов спойлеров.
Спойлеры 4,5,10,11 либо работают только симметрично (используются как воздушные тормоза и/или гасители подъёмной силы - но не для управления по крену), либо их воздействие в полностью выпущенном положении без особых проблем парируется отклонением других управляющих поверхностей.
Полностью оснастить спойлеры э/м приводами "Боинг" не рискнул. То, что есть - не более, чем "полевые испытания".
На 787 спойлеры кроме обычного использования применяются для закрытия зазора между ними и выпущеными закрылками,это функция droop, то есть отклоняются еще и вниз. Соответственно позиция когда спойлер не отклонен ни вниз ни вверх будет neutral position.Они не остаются торчать,всего лишь не отклоняются вниз.
"Загадочны и слова Move in relation to a backdrive from the trailing edge flaps." означает насколько я понимаю работу спойлера вышеописанную по датчикам от закрылок.
 
Реклама
mishk, спасибо за разъяснения. Сам бы я ни в жисть не догадался, что щель над закрылком нужно прикрывать.

Тем не менее, вопрос остаётся (до некоторой степени) открытым.
During a loss of electrical power, the brake releases to let the spoilers operate in these conditions:
● Move freely around the neutral position
● Move in relation to a backdrive from the trailing edge flaps

1. Каким образом при отключении электропитания шток привода уходит в нейтральное положение? Если говорить об отказе в отклонённом положении.
2. Вторая строка какбэ намекает, что помимо "собственного" привода, спойлер может перемещаться вместе с закрылком. Там стоит ещё и механическая тяга к закрылку (электропитания-то нет)? Если это так, то каким образом спойлер "свободно колеблется в окрестностях нейтрали"?

Традиционно в таких приводах стоит ШВП (шарико-винтовая передача). Обеспечишь уход под нагрузкой - будет мало передаточное число. А при большом передаточном числе такая передача имеет свойство самоторможения.
Неужели там всё же привод устроен таким образом, что при потере электропитания спойлер отсоединяется от штока привода?
Будет время, попробую порыться и найти поболее информации о конструкции самого привода.
В любом случае, спасибо за "наводку" на интересный агрегат и объяснения.
 
mishk, спасибо за разъяснения. Сам бы я ни в жисть не догадался, что щель над закрылком нужно прикрывать.

Тем не менее, вопрос остаётся (до некоторой степени) открытым.
During a loss of electrical power, the brake releases to let the spoilers operate in these conditions:
● Move freely around the neutral position
● Move in relation to a backdrive from the trailing edge flaps

1. Каким образом при отключении электропитания шток привода уходит в нейтральное положение? Если говорить об отказе в отклонённом положении.
2. Вторая строка какбэ намекает, что помимо "собственного" привода, спойлер может перемещаться вместе с закрылком. Там стоит ещё и механическая тяга к закрылку (электропитания-то нет)? Если это так, то каким образом спойлер "свободно колеблется в окрестностях нейтрали"?

Традиционно в таких приводах стоит ШВП (шарико-винтовая передача). Обеспечишь уход под нагрузкой - будет мало передаточное число. А при большом передаточном числе такая передача имеет свойство самоторможения.
Неужели там всё же привод устроен таким образом, что при потере электропитания спойлер отсоединяется от штока привода?
Будет время, попробую порыться и найти поболее информации о конструкции самого привода.
В любом случае, спасибо за "наводку" на интересный агрегат и объяснения.
По первому вопросу я понимаю,что при потере электропитания тормоз (сцепка) рассоеденятся и спойлер уходит вниз под действием тяжести и набегающего потока.
Со вторым пунктом не ясно, механической связи там точно нет. Может имелось в виду, что при потере управляещего сигнала от компьютера флайт контроля спойлер перемещается по сигналам от датчиков флепс что бы при их уборке-выпуске не было повреждений.
 
По первому вопросу я понимаю,что при потере электропитания тормоз (сцепка) рассоеденятся и спойлер уходит вниз под действием тяжести и набегающего потока.
То, что в приводе стоит "дополнительный" тормоз, понятно. Это всегда делается, даже если привод никуда дёрнуться не может. Так, на всяк случай. В гидроцилиндрах то же самое: гидрозамок, да плюс ещё механический (цанговый) замок.

Тогда получается, что там действительно стоит "нетормозная" ШВП - и в этом хотелось бы убедиться.
Однако же "Муг" традиционно никакой информации, акромя биения пяткой в грудь, не выдаёт.


Может имелось в виду, что при потере управляещего сигнала...
Нет.
В описании "строчки с точками" стоят именно после слов During a loss of electrical power - и, соответственно, объясняют логику работы привода именно при потере электропитания.
 
То, что в приводе стоит "дополнительный" тормоз, понятно. Это всегда делается, даже если привод никуда дёрнуться не может. Так, на всяк случай. В гидроцилиндрах то же самое: гидрозамок, да плюс ещё механический (цанговый) замок.

Тогда получается, что там действительно стоит "нетормозная" ШВП - и в этом хотелось бы убедиться.
Однако же "Муг" традиционно никакой информации, акромя биения пяткой в грудь, не выдаёт.



Нет.
В описании "строчки с точками" стоят именно после слов During a loss of electrical power - и, соответственно, объясняют логику работы привода именно при потере электропитания.
Ответа про внутренне устройство привода у меня нет а про второе.... дядя Б мог не точно выразиться или мы что то не понимаем, ошибки в документации я уже отлавливал.
 
Интерцепторы всё же не являются - в общем случае - "первичными" органами управления самолётом.

В общем случае, да, но MOOG, например, считает их первичными.

Полностью оснастить спойлеры э/м приводами "Боинг" не рискнул. То, что есть - не более, чем "полевые испытания".

Которые проходят под легендой "Unique failure considerations":

670227


Казалось бы, с чего всем трём гидросистемам одновременно отказать?
 
Назад