Исследования Марса

Реклама
Песок сухой. В нём воронки и без ветра ярко выраженными быть не могут.
 
Угу. Может, внутри песок чуть влажноватый, и пока такие отвесные склоны ямки держатся. А потом подсохнет и осыпется.
Вряд ли он спёкся от струи?
 
Роскосмос:
02.07.2021 15:12
Первые успешные высотные испытания парашютной системы миссии ExoMars 2022
После нескольких недель ожидания из-за плохой погоды и сильного ветра в шведском городе Кируна состоялись высотные испытания парашютной системы миссии ExoMars. В рамках испытаний 15-метровый основной парашют первой ступени отработал без замечаний на сверхзвуковой скорости, 35-метровый парашют второй ступени получил небольшое повреждение, однако штатно снизил скорость макета посадочной платформы.

Для торможения в атмосфере аппарат оснащен тепловым экраном, двумя основными парашютами (каждый со своим вытяжным парашютом) и тормозными реактивными двигателями, которые включаются за 20 секунд до посадки. 15-метровый парашют первой ступени раскрывается на сверхзвуковой скорости, 35-метровый — на дозвуковой скорости.

Испытания и доработка парашютов миссии ExoMars являются приоритетным направлением деятельности после ряда неудачных высотных испытаний в 2019 и в 2020 годах. Специалистам удалось улучшить конструкцию парашютов при помощи наземных тестов на базе компании Jet Propulsion Laboratory в прошлом году в Калифорнии. Для снижения рисков перед началом нынешних испытаний Европейское космическое агентство заказало резервный комплект парашютов у американского производителя Airborne Systems, компании, которая поставила парашютную систему для марсохода Perseverance.

Испытания проводились 24-25 июня 2021 года на базе полигона Эсрейндж в Швеции. В ходе каждого из испытаний макет посадочного модуля при помощи стратостата поднимался на высоту 29 км. После сброса раскрывался вытяжной парашют, затем происходило контролируемое вытягивание основных парашютов из тороидальных сумок.

Первый этап испытаний касался подтверждения надежности запасного сверхзвукового парашюта производства компании Airborne Systems, в ходе второго этапа проверялся доработанный дозвуковой парашют и сумка производства итальянской компании Arescosmo. В ходе каждого этапа были воспроизведены расчетные нагрузки с дополнительным запасом по прочности, которые будут действовать во время вхождения в атмосферу Марса, снижения и посадки.

«Мы рады сообщить, что основной парашют первой ступени отработал „на отлично“. У нас есть готовый сверхзвуковой парашют, который можно отправлять на Марс», — говорит руководитель программы ExoMars Тьерри Бланкер. Он отметил, что предстоит еще как минимум два этапа испытаний этого парашюта, чтобы дополнительно убедиться в его надежности.

«Результаты испытаний основного парашюта второй ступени неидеальны, но они показали значительное улучшение после доработок парашютной сумки и купола. После плавного вытягивания из сумки мы наблюдали внезапное отделение вытяжного парашюта во время окончательного раскрытия. Скорее всего это означает, что купол основного парашюта испытал повышенное давление в определенных частях. В результате ткань купола порвалась, но повреждение было ограничено кевларовым усиливающим кольцом. Несмотря на это, парашют выполнил свою функцию, снизив скорость до штатных значений, и посадочный модуль приземлился штатно», — добавил он.

Специалисты будут изучать обнаруженные отклонения перед окончательным утверждением сценария двух следующих испытаний, которые планируются на октябрь-ноябрь 2021 года в Орегоне, США. Ранее обнаруженные недостатки, связанные с трением купола о парашютную сумку ныне устранены.

Проведение высотных испытаний связано со сложнейшей логистикой и требует строгого соблюдения погодных условий — в связи с этим их сложно запланировать, а из-за смены погоды их проведение часто отменяется в последний момент. Для плавного подъема стратостата и последующего поиска и возвращения аппарата после посадки необходимо учитывать скорость ветра и его направление на разной высоте, так как зона посадки доступна только с вертолета. Испытываемая система может передавать телеметрию на наземный центр управления в реальном времени, что позволяет оценивать динамику снижения скорости. Однако реальная оценка результатов испытаний возможна только после изучения парашютов и их сумок, жестких дисков и камер высокого разрешения.

Анализ телеметрии поможет соотнести реальное раскрытие основных парашютов и модель их раскрытия. Специалисты продолжат изучать причины отрыва второго вытяжного парашюта и работать над решением этой проблемы до начала следующих высотных испытаний.

ekzomars-2022.jpg


 
Последнее редактирование:

Умные люди пишут, что в ближайшие недели воронка, скорее всего, осыпется внутрь и станет менее заметной. Правда, я так и не смог понять – почему :)

Я тоже не пойму. Разумеется когда-то она осыпется, но в ближайшие недели... Умные люди обычно мотивируют утверждения.
 
5 июля вертолёт Ingenuity должен совершить очередной, девятый по счёту, полёт. И это будет самым рискованным испытанием коптера за все время его работы на Марсе.

Марсоход Perseverance сейчас направляется к югу, чтобы изучить область Сеита, некогда бывшую дном глубокого озера. Это местечко с пересечённым рельефом, где немало песчаных дюн, поэтому Perseverance не может проехать по ней напрямую. Вместо этого марсоход медленно огибает Сеиту с востока, чтобы оказаться на южной границе дюн к концу августа.

Предыдущие полеты Ingenuity проходили вдоль маршрута марсохода, однако на сей раз операторы миссии хотят отправить вертолёт вперёд и пролететь через Сеиту напрямую. Ingenuity поднимется на высоту 5 метров и проследует 625 метров к южной оконечности песчаных дюн и камней Сеиты. Это будет самым долгим перемещением вертолёта – дистанцию нужно преодолеть за один раз: для промежуточной посадки нет подходящего места. Аппарат будет двигаться со скоростью до 5 м/с, а длительность полёта составит почти 3 минуты. Во время движения Ingenuity проведёт фотосъемку Сеиты с воздуха, используя цветную камеру. Так ученые получат возможность изучить с высоты те участки поверхности, до которых не сможет доехать Perseverance.

Однако навигационная система Ingenuity была изначально рассчитана на полеты над более-менее ровной поверхностью, и при пролёте пересечённой местности Сеиты в ее работе вполне возможны кратковременные сбои. В результате них вертолёт может потерять до нескольких метров высоты или отклониться в сторону. Впрочем, операторы миссии рассчитывают, что в случае «проседания» Ingenuity должно хватить запаса высоты, а курс движения был специально выбран так, чтобы при его небольшом отклонении аппарат не наткнулся на совершенно не подходящую для приземления территорию. Вдобавок, когда аппарат будет пролетать над наиболее неровными участками местности, он будет сбрасывать скорость.

Другая сложность состоит в том, что после посадки Ingenuity окажется рекордно далеко от марсохода. Этот факт, в сочетании с возможными препятствиями на пути радиосигнала (в виде тех же банальных крупных камней или высокой кучи песка) могут затруднить связь между двумя аппаратами. Тем не менее, ученые надеются, что полёт пройдёт успешно, и фотографии с Ingenuity удастся скачать за несколько дней.

Анализируя их, ученые определятся с тем, сколько времени уделить Сеите в планах для марсохода – есть ли там интересные объекты, ради которых стоит осторожно ехать неделями, или же стоит покончить с этой неровной местностью поскорее, взяв по пути парочку проб, и отправиться к высохшей дельте реки на северо-западе.

 
Последнее редактирование:
Реклама
Из JPL передают, что Ingenuity свой пережил 9-й полет (и он длился 166 секунд, как и предполагалось).

Теперь ждем новостей насчет того, насколько близко к расчетной точке удалось приземлиться, и получилось ли отфотографировать местность.

UPD. Траектория полета на карте – ссылка.
 
Последнее редактирование:
на сегодня «Индженьюити» работает на Марсе дольше расчетного времени в 2 раза. Сейчас НАСА продлило его работу до конца августа в режиме зонда-разведчика. Вертолет преодолел над поверхностью Марса в 9 полетах 1605 метров и провел в режиме полета в атмосфере планеты 842,9 секунд (14 минут).
68baeec17863.jpg
 
Начали поступать фотографии с цветной камеры Ingenuity, сделанные во время полета на дюнами Сеиты 5 июля.
(Любителям поспорить о цвете марсианского неба :ROFLMAO: оно кажется синим только потому, что камера неоткалибрована по белому цвету
В реальности оно казалось бы нам рыжевато-серым).

twitter_E5yqRkXXIAIkO8z.jpg

twitter_E5yqToQWYAI_CTH.jpg

twitter_E5yqTo0WYAIpLyD.jpg

twitter_E5yqQO9WUA465_i.jpg

twitter_E5yrhbOWYA4jWvy.jpg

twitter_E5yrhcOXsAI3WVg.jpg

 
Последнее редактирование:
Начали поступать фотографии с цветной камеры Ingenuity, сделанные во время полета на дюнами Сеиты 5 июля.
(Любителям поспорить о цвете марсианского неба :ROFLMAO: оно кажется синим только потому, что камера неоткалибрована по белому цвету
В реальности оно казалось бы нам рыжевато-серым).

Посмотреть вложение 775729
Посмотреть вложение 775730
Посмотреть вложение 775731
Посмотреть вложение 775733
Посмотреть вложение 775734
Посмотреть вложение 775735

Ну по факту Марсу - пздц настал уже давно. Тупо камень, который уже не вернуть в прежние лучшие времена.
 
Реклама
Тупо камень, который уже не вернуть в прежние лучшие времена.
Лучших времен там особо-то и не было.
В лучшем случае, небольшая порция «первичного бульона» одновременно с Землей на заре зарождения жизни.
...Но с другой стороны, вокруг Земли есть много планет гораздо хуже :D

Древний Марс в представлении художника:

1twitter_E1lu15pXEAEfW39.jpg

2twitter_E1lu5BPX0AojnB-.jpg

3twitter_E1lvD4xWEAMa4MN.jpg
4twitter_E1lvHimWEAgJLEf.jpg

 
Назад