Исследования Марса

Реклама
Кстати, на одной из первых переданных фотографий Perseverance, кажется, виден столб пыли от упавшей неподалеку ракетной платформы:

twitter_Eu-HPrNUcAAEk7Q.png


(Прямо по центру кадра. Снимок сделан в первые минуты после посадки).
 
Или вот еще: марсианский закат (пока только черно-белый, но уже очевидно, насколько лучше камеры по сравнению с Curiosity – где они, в общем-то, тоже ничего). Фото, конечно, с увеличением — из-за этого Солнце кажется столь большим.

Белое солнце пустыни?

martian sunset.jpg
 
Они сказали, что за время посадки аплоуднулось 20гиг.
Пока, к сожалению, нет... Это общий объем отснятого материала, и он еще не передан на Землю целиком.

Поспамлю еще фотками Персика. Вот здесь подписали основные приборы на верхней поверхности марсохода:
(можно нажать на картинку, чтобы ее увеличить)

 
Во! Нормальную бормашинку на борт поставили, а не то недоразумение с кабелем типа "лапша"
 
Тем временем, космическое агентство Китая подтвердило успешный выход зонда Tianwen-1 на «парковочную орбиту» вокруг Марса. После ряда маневров, последний из которых был произведен прошлой ночью, Tianwen-1 оказался на орбите с параметрами 280 x 59,000 км, делая оборот вокруг Марса примерно каждые два дня.

Теперь аппарат начнет развертывание камер для изучения места спуска марсохода через несколько месяцев.

Любопытно, что «решающий маневр» был выполнен вне зоны связи с китайскими наземными станциями. Инженеры полностью полагались на антенны европейских партнеров.

 
Роскосмос:
27.02.2021 17:45
Гигантские смерчи на Марсе
Гигантские смерчи — пылевые вихри постоянное явление на поверхности Марса. На этих двух фотографиях, сделанных с разницей в 45 секунд 27 февраля 2019 года камерой CaSSIS на борту аппарата Trace Gas Orbiter российско-европейской миссии ExoMars-2016, видны два движущихся смерча.

Яркие пятна двигаются по дну 70-километрового кратера в южном полушарии Марса, оставляя после себя темную полосу. Также видны движущиеся тени двух пылевых столбов. Вихрь в левой части кадра движется со скоростью около 4 метров в секунду, правый вихрь — со скоростью 8 метров в секунду.

mars_dust_devils_in_action.gif


Темное пятно в левой части изображения — это огромное базальтовое поле дюн
Частые пылевые смерчи сдувают верхний слой пыли, оставляя на поверхности своеобразную паутину следов. Марсианские пылевые вихри формируются во многом так же, как и на Земле: когда поверхность становится горячее воздуха над ней, потоки горячего воздуха перемещаются в более холодном и плотном воздухе, создавая восходящее течение. Холодный воздух при этом опускается, создавая вертикальную циркуляцию. Раскручивается же этот поток в результате горизонтального порыва ветра. Набрав достаточную скорость, вихрь может втягивать пыль и переносить ее по поверхности.

Марсианские смерчи, однако, гораздо крупнее своих земных «собратьев» — на Красной планете они могут достигать восьми километров в высоту, оставляя после себя следы шириной от десятков до сотен километров. Их огромные размеры позволяют крайне эффективно поднимать пыль высоко в марсианскую атмосферу. Изучение смерчей на Марсе крайне важно и интересно с тем, чтобы понять, как они могли влиять на климат на планете с течением времени.
***
Проект ExoMars — совместный проект Госкорпорации «Роскосмос» и Европейского космического агентства. Он реализуется в два этапа. Первая миссия была выведена в космос в 2016 году. Она включала два космических аппарата. Первый орбитальный Trace Gas Orbiter для наблюдений атмосферы и поверхности планеты с весны 2018 года находится на рабочей орбите около Марса. Второй — посадочный модуль «Скиапарелли» для отработки технологий посадки, его миссия завершилась нештатно.
 
Интервью с разработчиком марсианского вертолёта
🚀
😱


– Что вы можете рассказать об оборудовании Ingenuity?

Так как Ingenuity классифицируется как технологическая демонстрация, JPL готова идти на больший риск. Основные проекты, такие как роверы и АМС – это так называемые миссии класса B, в которых многие люди работают над аппаратным и программным обеспечением на протяжении многих лет. С помощью технологической демонстрации, JPL готова протестировать новые решения. Поэтому мы могли использовать много готового потребительского оборудования.

Есть некоторые компоненты авионики, которые очень прочны и устойчивы к радиации, но большая часть технологий – коммерческого класса. Процессорная плата, которую мы использовали – это Snapdragon 801, которая производится компанией Qualcomm. По сути, это процессор класса сотовых телефонов, а плата очень маленькая. По иронии судьбы, так как это относительно современная технология, она намного мощнее, чем процессоры, которые стоят на Perseverance. На самом деле у нас на пару порядков больше вычислительной мощности, чем у марсохода. Наши контуры наведения работают на частоте 500 Гц для поддержания контроля атмосферы, в которой мы летаем. И вдобавок ко всему, мы захватываем изображения, анализируем возможности и отслеживаем их от кадра к кадру на частоте 30 Гц, так что для этого нужна довольно серьёзная вычислительная мощность. И ничего из того, с чем сейчас работает НАСА , не обладает достаточной мощностью. В некоторых случаях мы буквально заказывали детали у SparkFun [Electronics]. Наша философия заключалась в том, что это коммерческое оборудование, но мы его протестируем, и если оно будет работать хорошо, мы его используем.

– Можете ли вы описать, какие сенсоры Ingenuity используют для навигации?

Мы используем IMU сотового телефона, лазерный высотомер (от SparkFun) и VGA камеру для отслеживания монокулярных особенностей. Несколько десятков функций сравнивают кадр с кадром для отслеживания относительного положения, чтобы определить направление и скорость движения вертолёта. Все это делается путём оценки положения, в отличие от запоминания функций или создания карты.

У нас также есть инклинометр, с помощью которого мы устанавливаем наклон земли непосредственно во время взлёта, а также 13-мегапиксельная цветная камера от телефона, которая не используется для навигации, но с её помощью мы попробуем сделать несколько красивых снимков во время полёта. Она называется RTE, потому что всё должно иметь аббревиатуру. Была идея поместить обнаружение опасностей в систему на ранней стадии, но у нас не было времени.

– Насколько вертолёт автономен?

В каком-то смысле о вертолёте можно думать как о традиционном космическом корабле JPL. На борту есть движок секвенирования, и мы пишем набор последовательностей, серию команд, мы загружаем этот файл в вертолёт, и он выполняет эти команды. Когда мы хотим, чтобы вертолёт летал, мы говорим ему, и программное обеспечение наведения берёт всё на себя и выполняет взлёты, переходы к различным путевым точкам, а затем посадку.

Это означает, что полёты заранее спланированы очень точно. Это не настоящая автономия, в том смысле, что мы не ставим перед ней целей и правил, и она не делает никаких рассуждений на борту на высоком уровне. Не было времени разработать детальную автономию на вертолёте, поэтому мы рассказываем ему план полёта заранее, и он выполняет заранее спланированную траекторию. Пока он летает, он самостоятельно пытается удостовериться, что он останется на этой траектории в присутствии порывов ветра или других вещей, которые могут произойти в этой среде. Но он действительно спроектирован так, чтобы следовать траектории, которую мы планируем на земле до того, как он полетит.

– Есть ли ситуация, когда что-то может заставить вертолёт принять решение отклониться от заранее запланированной траектории?

Программное обеспечение наведения всегда следит за тем, чтобы все датчики выдавали хорошие данные. Если сенсор выходит из строя, у вертолёта действительно есть одна реакция, которая заключается в том, чтобы взять последнее состояние и просто попытаться приземлиться, а затем рассказать нам, что случилось, и подождать, пока мы с этим разберёмся. Вертолёт не будет пытаться продолжать свой полёт, если сенсор выйдет из строя. Все три датчика, которые мы используем во время полёта, необходимы для его завершения из-за того, что эти данные сплавлены вместе.

– Сколько полётов вы надеетесь совершить?

Мы испытываем вертолёт впервые, у нас запланировано три основных рейса. Существует ограниченное 30-дневное окно, и если у нас будет время, то мы можем попробовать посадить его в другом месте, которое выглядит безопасным. Но первые три полёта – это взлёт, зависание, а затем возвращение и посадка в одном и том же месте.

– Что-нибудь ещё, что может быть особенно интересно инженерам?

В первый раз мы будем летать с Linux на Марсе. Программный фреймворк, который мы используем – это фреймворк, который мы разработали в JPL для кубсатов, мы открыли его исходный код несколько лет назад. Таким образом, вы можете получить программный фреймворк, который используется на марсианском вертолёте, и использовать его в своём собственном проекте. Это своего рода победа для опенсорса, потому что мы летаем на операционной системе с открытым исходным кодом и таком же фреймворке летного ПО, а также используем коммерческие запчасти, которые вы можете свободно купить, если когда-нибудь захотите сделать подобное сами.
9-BVVHcUIYM.jpg
VHxEMgjKxcs.jpg
Ms9xqaiJPWM.jpg
DNS_o_zigB4.jpg
 
Реклама
Поставить в барокамеру весы, на весы вертолет, откачать воздух до 35 км высоты, включить двигатель и испытать модель. Это всё не так сильно дорого и, скорее всего, было сделано. Но сам по себе полет вертолета на Марсе - большое техническое достижение. Учитывая то, что текущий рекорд для вертолета 12,44 км.
 
Поставить в барокамеру весы, на весы вертолет, откачать воздух до 35 км высоты, включить двигатель и испытать модель. Это всё не так сильно дорого и, скорее всего, было сделано.
Даже полёты в барокамере, с соотвествующей коррекцией веса, были сделаны.
Но всё равно это не точное соответствие марсианским условиям. Потому что там боковые маневры будут, например.
 
Не совсем тем же. По ссылке пишут, это специальный процессор за $ 200000 , и в марсоходе их три, и в других КА он используется. Этакая микро серия. А что функционально идентичен старому доброму, так это удобно для программистов.
 
Реклама
Назад