История авиации Таджикистана

Приветствую! Есть идея. 100 летие , даже горы Памира не остановят. yakubov-dim@mail.ru
Столетие авиации на территории Таджикистана дело хорошее (если правильно помню историю 3 сентября 1924 года первый самолёт прилетел), но радостных поводов пока не видно. Национальный перевозчик - банкрот, местные воздушные линии не работают, историю освоения таджикского неба сильно позабыли, да и не наблюдается интереса особенного к ней.
 
Реакции: Serg
Ан-28 авиакомпании "TAJIK AIR" выполняет заход на посадку в а/п Душанбе. Курс довольно необычный - 270, обычно с обратным заходят. Хорошо видно бывшие стоянки вертолётов 23-го ОВП ФПС РФ, где сейчас базируются вертолёты ГКНБ и нацгвардии РТ. Примерно 2012-й год
 
Аэропорт Хорог, расположенный в Горно-Бадахшанской АО Республики Таджикистан. Самолёт Ан-28 авиакомпании "TAJIK AIR" б/н EY-28736 или EY-28921 (их два летающих было, сейчас у забора в Душанбе стоят), фото примерно 2009 года.
 
Пограничный наряд выполняет проверку документов у пассажиров, прибывших из Душанбе. Аэропорт Хорог Горно-Бадахшанская АО Таджикской ССР, вторая половина 80-х
 
У каждого своя история. Интересно, они все советские или какие-то появились уже при новой власти.

аэропорт Пянджского района - это Хорог? Или какой?
_______________

...Кроме того, оборонному ведомству передают еще 18 аэропортов.

- аэропорт Пянджского района;
- аэропорт района Шамсиддин Шохин;
- аэропорт Даштиджум;
- аэропорт Иол;
- аэропорт Айнинского района;
- аэропорт города Истаравшан;
- аэропорт Аштского района;
- аэропорт города Канибадам;
- аэропорт города Пенджикент;
- аэропорт Ишкашимского района;
- аэропорт Рушанского района;
- аэропорт Ванджского района;
- аэропорт Калаи Хумба
- аэропорт Сагирдашт;
- аэропорт Ляхшского района;
- аэропорт Ляхш;
- аэропорт Таджикабадского района;
- аэропорт Раштского района

Российский Ил-76 загорелся на военном аэродроме в пригороде Душанбе | Новости Таджикистана ASIA-Plus
 
аэропорт Пянджского района - это Хорог? Или какой?
Пяндж и Хорог - совершенно в разных местах находятся. Пяндж - это Хатлонская область, то есть южная часть страны, а Хорог всегда был и остаётся центром Горно-Бадахшанской АО. Аэропорт в Пяндже был с давних пор с довольно длинной ВПП, если правильно помню - она асфальтовая была.
 
Реакции: avro
Видеоролик о проведении демонстрационного полёта по маршруту Душанбе - Хорог самолёта L-410NG 28 февраля 2023 года в рамках попытки заключения контракта на поставку данных ВС в авиакомпанию "SOMON AIR". Увы, но сделка не состоялась.
 
ER-1973, почему не "аэропорт Пянджа", а района? Там такая своя лексика? У нас так не говорят.
 
Да, лексика там всегда была своеобразной. В данном случае - " аэропорт района " предполагает понятие "аэропорта райцентра", вот и вся загадка
А вообще - всё это довольно странная затея, поскольку перечисленные а/д на данный момент малопригодны для работы, а некоторые из них, например Рушан попросту прекратили своё существование.
 
Последнее редактирование:
Реакции: avro
Жил в Таджикистане, в Курган-Тюбе до 11-12 лет, уехали в 2003 году. Видел зимой того года как в Айни садятся военные вертолёты, когда ехали в Шахринау мимо аэродрома по дороге от кафирниганского моста до г. Гиссар, свернули на неё, чтобы не заезжать в Душанбе.
Тогда в 2002-2003 гг очень много интересного можно было увидеть в небе Таджикистана и в его международных аэропортах. Винтовые Геркулесы стандартной длины и C-17 ВВС США, длинный C-130H-30 и два-три C-160 "Трансаль" ВВС Франции практически ежедневно оглашали гулом своих винтов душанбинский аэропорт: французы базировались там, а американцы использовали как аэродром подскока. Ещё были белые длинные Геркулесы, предположительно гражданской версии L-100-20 или L-100-30 в окраске ООН, какие-то маленькие двухмоторные низкопланы типа Beech 1900D с логотипом ООН и Красного креста, грузовые Ан-26 и Ан-12 постоянно мотались в Афганистан: какие-то Ан-26 шли на большой высоте над Душанбе в южную сторону, либо обратным курсом на север, по 10-20 и более раз в день, подчас каждые 15-30 минут. Над Курган-Тюбе тоже можно было наблюдать такие самолёты, хоть и не так часто, но в отдельные периоды несколько раз в день пролетали примерно тем же курсом. А в 15 км восточнее Курган-Тюбе, над г. Сарбанд близ Головной ГЭС, каждый день что-то интересное летали и часто явно с не нашим звуком АИ-20 и АИ-24, гул винтов иногда раздавался по несколько раз за час, то в южном направлении, то в северном. Судя по звуку, гудели Трансали и Геркулес, шли обычно на большой высоте и скорости, близко к зениту и из-за слепящего солнца их не было видно, но иногда шли медленно и заметно ниже и удавалось разглядеть: очень прямые крылья, двигатели на крыле, тёмно-серая или коричневая окраска фюзеляжа, стабилизатор ниже киля, фюзеляж характерный для транспортного ВС. Сейчас очень не хватает чего-то подобного над головой здесь в станице Старовеличковской, в 65 км северо-западнее Краснодара. Часто мечтаю, чтобы Россия стала не только ракетно-истребительной, но и военно-транспортной державой, чтобы вновь сама производила в большом количестве ВТС разных типоразмеров, не только реактивные типа Ил-76МД-90А, но и турбовинтовые
 
Последнее редактирование модератором:
Таганрог, офф - я из Курган-Тюбе вылетал год назад. С фотоаппаратом. Там и сейчас интересное есть/было. Типа перелетевших, спасаясь от талибана, афганских бортах.
 
Добрый день, спасибо. Не был в тех краях с сентября 2007 года, когда крайний раз улетели оттуда, продав последнюю квартиру. Улетал именно из Курган-Тюбе на Як-42Д RA-42356 а/к Авиапрад, новым рейсом до Челябинска, взлетали ночью, около 4 утра и ничего не было видно, но тогда в Курган-Тюбе, кроме нашего самолёта, только таджикские военные L-39 стояли на дальней северной стоянке и один Як-40 справа от аэровокзала, где они они обычно всегда стояли. А теперь там должны быть один-два Ан-12 на приколе, пара захваченных в 2011 году Ан-72 а/к Rolkan Investment, а также бежавшие два года назад из Афганистана: около 15 одномоторных военных самолётов типа Cessna 208 и Tucano, минимум один Pilatus, Боинги 737 а/к Норд Винд из Шереметьево, А320 Сибири из Новосибирска. Если есть возможность, пришлите пожалуйста фото или видео на мою почту: f25-35@yandex.ru
 
Реакции: avro
В а/п Курган-Тюбе единственный Ан-12 асфальт продавливает с давних пор. Если правильно помню - это наследие а/к "ASIA AIRWAIS". Судя по всему, ресурс у самолёта закончился, продлевать дорого, вот и остался бедолага в Курган-Тюбе. Про парочку Ан-72 всё так - они с 2011 года там.
А вообще ситуация с а/п Курган-Тюбе и Куляб довольно интересная. Туда практически никогда не выполняют рейсы местная а/к "SOMON AIR", зато российские "NORD WIND" постоянно в Курган-Тюбе, а "URAL AIRLINES" в Куляб летают. Впору здания аэропортов данных таджикских городов в корпоративные цвета этих а/к окрашивать
 
Реакции: avro
Вертолёт Ми-8МТВ-1 на "поляне Москвина", август 2021 года. Здесь находится базовый лагерь для альпинистов, которые совершают восхождение на пик Коммунизма (теперь пик Исмоила Сомони) и другие вершины, расположенные неподалёку. Этот вертолёт - один из первых, которые были поставлены в Таджикское УГА в 1990-м году для освоения авиаторами новой техники.
VKontakte | VK

 
а кто нибудь ходил душанбе хорог на як 40 (за штурвалом)
 
Вертолёт Ми-8АМТ б/н EY-500 а/к "SOMON AIR" на в/п рядом с "поляной Москвина", август 2022 года. Здесь находится базовый лагерь для альпинистов, которые совершают восхождение на пик Коммунизма (теперь пик Исмоила Сомони) и другие вершины, расположенные неподалёку.
VKontakte | VK
 
Вертолёт Ми-26 из состава 23-го ОВП ФПС РФ выполняет руление по РД а/п Душанбе, лето 1995 года
VKontakte | VK