И как ты не крути ,стрелочки на УШДБ, при настройке обоих компасов на одну частоту, всегда показывали "вилку" и ничего с этим нельзя было поделать
На Ту-134А не было УШДБ, он был на других самолетах, например, на Ту-154.
Как штурман, считаю УШ-1 на Ту-134 гораздо удобнее. Он по центру приборной доски и чуть выше, перед глазами, как и авиагоризонт у пилотов. И еще не нужно было вручную крутить кремальеру курса, как на УШДБ. Курс и без этого глупого занятия как на Ту-154 всегда был от основного гироагрегата КС-8.
Большой диаметр и большие стрелочки позволяли при делении шкалы 1 градус удобно и точно определять сразу КУР, МПР, МПС.
Конечно, погрешность была и по курсу до 1,5 градусов (это из РЛЭ) и радиодевиация и методические погрешности у АРК.
Но все же это было обычно в пределах пары градусов на исполнительном старте, вилка пару градусов + / -.
Точность СВЖ вполне приемлемая при полете в коридорах с шириной до 2 мили при работе штурмана и внесении периодически поправок на условное магнитное склонение. Для этого я периодически подкручивал кремальеру "Склонение", а на картах нанес предрасчитанные эти "дельта Му", чтобы можно было оценивать уход курсовой системы. Иногда уход корректировал задатчиком широты, тоже удобно.
Фотка из инета "неправильная", установлен на ПУ КС-8 режим "МК". Им никогда не пользовался, всегда был режим "ГПК".
В этом режиме на УШ-1 и НКП-4 передается курс от основного гироагрегата, а на КППМ у штурмана и ИКУ-1 у пилотов от запасного гироагрегата текущий магнитный курс, который этот запасной гироагрегат и осреднял. Поэтому на широте Норильска он уходил до градусов 10 по сравнению с основным гироагрегатом, который от датчика магнитного курса не зависел.
При отказе основного гироагрегата легко можно перейти на запасной, при этом они на курсовых приборах менялись своими функциями.
Кнопочка "Согласование" хороша перед выруливанием и на исполнительном старте, она обеспечивает быстрое согласование гироагрегатов по текущему магнитному курсу от датчика магнитного курса, с коррекцией на КМ-4, это еще один курсовой прибор правее колена штурмана, если он развернулся в кресле на приборную доску.
Вот с этой кнопкой "Согласование" нужно быть внимательнее. В полете я ей не пользовался, чтобы не напортачить.
Был случай, что один штурман в наборе высоты по недомыслию решил согласовать гироагрегаты, а они у него убежали на десятки градусов.
У меня был случай, что на исполнительном я доложил "курсовая согласована, курс 262", а сам вижу, что у КППМ курс отличается градусов на 10, решил согласовать, держу кнопку "Согласование", а командир в это время отпустил тормоза и побежали. Кнопку-то я отпустил и начал отсчитывать скорость на разбеге, потом уборка закрылков, разворот на курс выхода, командир спрашивает "что у нас компаса показывают?". Смотрю, вилка градусов 50
. Но за несколько секунд разобрался, что это основной ГА убежал, а запасной показывает правильно. Кремальерой "Склонение" быстро ввел склонение 50 градусов, потом через минуту еще подкорректировал.
Но запомнилось )) Как в анекдоте, "Штурман, курс?" - "200 или 250!"
Еще один анекдот, в честь майских праздников.
- Штурман, где мы?
- В вытрезвителе...
- Нахрена такая точность! В каком городе?
Песня про штурманов