Историография сельскохозяйственной авиации

А можно в двух словах, что не так с Ан-2? Книжку эту я читать буду вряд ли.

А Т-500, к сожалению, до серии не дошёл.
Как-то смелое заявление, для самолета совершившего первый полет только в 2014м. Или вы имели ввиду "пока не дошел"? Я понимаю, что вики это так себе источник, но за не имением других:


 
И тем не менее, получается никакой уникальности у M-18, в лучшем случае на каком этапе в восточной Европе он остался единственным с более-менее подходящими характеристиками для СХ и это не считая вертолетов. M-18 не уникален, не нов, не создан полностью ПНР/Польшей, большой его выпуск обеспечен в основном прежними годами, так как он выпускается с середины 70х. Все современное польское авиастроение это участие в производственных цепочках европейского и американского и то больше не из экономической, а из политической целесообразности. Это повод для гонора( по-польски гордости)?
 
Да, несомненно - моё. На 146%. Ну и где тут приписываемый мне Вами "уход от вопроса"? Я здесь - ППКС. И вполне конкретно ответил.
Что же касается Ваших вопросов - то вынужден немного задержать выполнение своего обещания - ибо сегодняшней ночью сильно пьян.
Однако уже сейчас могу сказать, что:
1. М18 не мог совершить первый полет 27.08.1978 г. По той простой причине, что еще в конце 1976 г. - были уже выпущены первые серийные самолеты этого типа.
2. "роквелловский" S-2R это на самом деле Snow Aeronautical S-2 1955 г. когда Rockwell была на рынке АТ "никем и ничем" - даже в ЛМА.
 
К чему этот поток информации? Ваше утверждение "разработанный у нас до последнего конструктивного элемента M18 DROMADER" не стыкуется с данными, приведенными мною. Конкретно, с тем, что М18 является прямым развитием Роквелловской машины и, таким образом, не может являться стопроцентно польской разработкой. Вы либо опровергаете это, либо соглашаетесь с тем, что ваше заявление не соответствует действительности.
Более вопросов у меня нет. Вы мне ничего не обещали.
 
"данные" - я отдельно разберу в ближайшие дни (когда протрезвею ). Но никакой "роквелловской машины" - не существовало в СХА и не существует. Существует Leland Snow S-2, сформировавший в 1950-е "архетип" (ОАэДС и ОККС) легкого специализированного СХС (вплоть до компоновки так запавшей Вам в душу пилотской кабины). Которому с тех пор почти все (кроме бывш. СССР) подражали и подражают. Точно также, как Ту-144 - подражал (спасибо ПГУ КГБ!) "Конкорду", а Ил-62 - британскому VC-10.
P.S. И Вы так и не ответили: где я "уходил от ответа"??
 
"данные" - я отдельно разберу в ближайшие дни (когда протрезвею ).
Да не торопитесь.
Да ну? Лиланд Сноу продал свою Snow Aeronautical Роквеллу, Роквелл, в свою очередь, "помогал" PZL в разработке Дромадера, PZL использовал в конструкции M18 узлы от Trush Commander.
Существует Leland Snow S-2, сформировавший в 1950-е "архетип" (ОАэДС и ОККС)
Ваша страсть к специфическим аббревиатурам уже известна. Расшифровывайте, не выпендривайтесь.
Вы меня с кем-то путаете.
Которому с тех пор почти все (кроме бывш. СССР) подражали и подражают.
С этим, как раз, я не спорю.
Хотите об этом поговорить? Без меня.
P.S. И Вы так и не ответили: где я "уходил от ответа"??
А вы этим и продолжаете заниматься. Хорошо, третий раз. Вы сказали - Дромадер 100% польская разработка. Я привел данные, что нет. Согласны с ними? Да/нет?
 
Да не торопитесь.
ОК.
Вы меня, кАнеШнА, очень и очень извините - но я в авиации - в первую очередь ее историк. А у историков авиации принято, как правило, машину именовать и причислять по обозначению и компании, с которым и от которой она пошла в продажи. Т.е. для рассматриваемого нами СХС - Leland Snow/Snow Aeronautical S-2. А сейчас эта машина (до сих пор, кстати, выпускаемая) -вообще, пройдя через 101-во-102-е руки Ayres Thrush называеЦЦО. И?? Для меня и DC-3 - это Douglas Aircraft Company DST, а не Basler Turbo Conversions BT-67 aka Turbo 67 - как они почти все (кроме "мемориальных") сейчас называюЦЦО - причем совершенно законно-юридически. Далее ШтА??
ОАэДС и ОККС - это общеизвестные в авиационных кругах СССР абры на самом деле. Общая АэроДинамическая Схема и Общая Конструктивно-Компоновочная Схема.
Вы меня с кем-то путаете.
ОК, прошу меня извинить. Однако же - про [якобы] "роквелловскую кабину (точнее - фонарь) М18" - изначально упомянули именно Вы.
С этим, как раз, я не спорю.
Ну - хоть это, Слава Могущественным Солнечным Богам! - и то ладно!
Хотите об этом поговорить? Без меня.
Да говорить тут не о чем. Вопрос достаточно детально (и реально по делу-существу) разжевывался еще в брежневском СССР в книжках для пионЭров. Если короткО: "подражать (тем более только общим решениям - тем же ОАэДС и ОККС) - не значит копировать". А то так ну очень далеко можно зайти.
???? В 101-й раз - где (продолжаю заниматься)??
М18 - естественно не на 100% наш польский. И движки у него (оба варианта комплектации) американские по происхождению (на версию M-18/T45 Turbine Dromader - P&W Canada вообще прямо готовые поставляет) и авионику импортную пользуем еще со времен ПНР. Но да - машина полностью нашей разработки. И с Вашими "данными" - нет, я не согласен. Что не отменяет того бесспорно-очевидного факта, что "инженерным ориентиром" для М18 служил Leland Snow/Snow Aeronautical S-2. Как и для наиболее популярного сейчас легкого СХС (и не только СХС) Air Tractor Inc. AT-802 Air Tractor, и для множества др. машин аналогичного функционального предназначения и хотя бы приблизительно схожих МГХ (МГХ - это "массо-габаритные хар-ки" - ежели что ).
 
Последнее редактирование:
Спаси господи от историка, так коверкающего язык.
Да хоть аппаратом братьев Райт обзовите. Роквелл сотрудничал с PZL? Да/нет?
Не говорите за все авиационные круги, не надо.
Про кабину упомянул сайт samolotypolskie.pl, на материалы которого я ссылался.
И с Вашими "данными" - нет, я не согласен.
Я привел ссылки на Вики и samolotypolskie.pl, эти источники врут?
 

На мой взгляд, архетип правильного сельхозсамолёта сформировал не Snow, а, на несколько лет раньше, Hugh DeHaven и Fred Weick (Texas Ag-1, будущий Piper PA-25)



А до "верблюда" и до начала контактов с Rockwell поляки построили ещё сельскохозяйственный PZL-106 Kruk, выпущено около 250 машин.
 
Последнее редактирование:
Бурундук, вас спрошу: в какой мере проходила "кооперация" Роквелла и PZL при создании M18? Почему все источники, что мне удалось без углубления в вопрос отыскать в сети, говорят об использовании в той или иной мере узлов Trush Commander при проектировании Дромадера? В упомянутом вами новом выпуске "Легенды и мифы авиации" можно ли найти ответы на эти вопросы?
 
Yustas, в упомянутой мной статье эта история детально не разбиралась. Моё мнение: то, что написано на Samoloty Polskie - в целом правильно.

Вместе с тем, я считаю, Rockwell пошла на контакт именно потому, что поляки до этого создали свой "правильный" сельхозсамолёт PZL-106 Kruk, который был построен весьма приличной серией.

И то, что Rockwell согласилась на существенную переделку своей конструкции ("Коммандеры" выпускались много где, в других странах такого не было, а без согласия Rockwell фиг бы поляки M-18 в США продавали) говорит о репутации польских авиастроителей.
 
А можно в двух словах, что не так с Ан-2?
nkz13, вот кусок текста из статьи:
 
nkz13, вот кусок текста из статьи:
В целом разумно и тем не менее это больше пожелания, чем жесткие требования того, что можно считать СХ-самолетом, а что нет. Ан-2 безуловно не все эти требования выполняет, например он биплан, а не низкоплан и тем не менее вполне себе отлично применялся и применяется при сельхоз работах. Хуже-лучше это отдельный вопрос, но тезис Сергея Гончарова, что ни СССР, ни Россия так и не сумели создать самолет для сх-нужд по мне так ошибочен.

А за приведенный отрывок вам спасибо.
 
Я никогда не говорил ни о какой "уникальности" М18. Я утверждал, что:
- это исключительно удачный самолет, выпущенный очень крупной по меркам Польши серией и имевший большой экспортный успех (причем в несоциалистических странах - вплоть до США включительно)
- вам аналогичной машину сделать пока так и не удалось, несмотря даже на нашу помощь (тут я немного ошибся: Т-500 у вас появился таки; но в эксплуатации его пока нет и возможно - вообще никогда не будет - правда по причинам, с ТЭХ машины никак не связанными).
А СХВ и СХС - вообще не конкуренты. У них совершенно разные ниши на рынках СХАР.

Что кооперация нашего авиапрома с Эйрбас, ATR и Агуста-Уэстленд - существует "больше по "политической целесообразности" - это просто путстотреп, который Вы никак не доказали. И доказать не сможете. Вот в кооперации с "Сикорский" - политическая целесообразность роль играет, да. Ну так и в кооперации авиапрома ПНР с СССР - та самая "политическая целесообразность" была главенствующей. И собственное производство истребителей в Польше - тов. Хрущев уничтожил в связи с именно политическими (и внешнеэкономическими кстати тоже - это к вопросу о "советской "бескорыстной помощи") интересами СССР. Но вот это - для вас "почему-то" норм. А политическая мотивация производственного сотрудничества в рамках ЕС и НАТО - это конечно ужОс-ужОс!

И да - отраслью, дающей под миллиард баксов выручки в год - страна с экономикой размером с нашу - может вполне законно гордится. Вот мы и гордимся.
 
Последнее редактирование модератором:
Уф-ф-ф...

А теперь посмотрим, что я утверждал о применении Ан-2 и Ан-3 на СХАР на самом деле:
 
Последнее редактирование модератором:
Ну вот - наконец-то собрался ответить по существу основного вопроса.

1. Контакт с North American Rockwell действительно был установлен, FF-лицензия у нее (с единственными ограничениями: поставки на американский рынок и поставки, финансируемые Правительством Соединенных Штатов или кредитуемые U.S. Ex-Im Bank - не могли осуществляться без согласия North American Rockwell) на S-2R Thrush Commander действительно была приобретена. Но углубленное изучение машины показало, что ее целесообразно полностью (сохраняя общую аэродинамическую схему и общие конструктивно-компоновочные решения разумеется) переработать под возможности, даваемые ASz-62IR. Единственное, что было прямо позаимствовано почти без изменений (да - это я из виду упустил, посыпаю голову пеплОмЪ ) - это топливный бак.

2. Сравним ОТХ S-2 (версии Thrush Commander 600) и М18:

Thrush Commander 600:
М18:
  • Уже простое сравнение этих параметров - ни на какие мыслемысли не наводит, а?
 
Бурундук, PZL-106 Kruk/Turbo Kruk - это изделие PZL-Warszava-Okiece - фактически конкурировавшее с М18 (хоть оба они и создавались на госпредприятиях в стране с централизованной плановой экономикой и размерности имеют заметно разные). И в серию обе машины пошли практически одновременно.
 
Последнее редактирование:

а вы другой свой комментарий превидите за одно:


Ни СССР, ни РФ ничего подобного создать не смогли и речь о СХС. Про латифундии вы уже после накинули, чтобы как-то отгородить M-18 от Ан-2.
Поймали меня так поймали, Сергей.