Из истории авиации Казахстана

Астана. 27 октября. КазТАГ – Казахстан и Россия могут изменить статус воздушного пространства над полигоном «Сары-Шаган», передает корреспондент агентства.

«Сторонам проработать возможность внесения изменений и дополнений в действующее соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона «Сары-Шаган» и обеспечения жизнедеятельности города Приозерска, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) министерства обороны Российской Федерации и соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 4 государственного центрального межвидового полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) министерства обороны Российской Федерации от 20 января 1995 года, в части: (…) перевода статуса воздушного пространства над полигоном «Сары-Шаган» из «запретной зоны» в «зону ограничения полетов», - говорится в протоколе 25-го заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном, копия которого есть в распоряжении агентства КазТАГ.

Отметим, что протокол еще не подписан и отдельные его пункты находятся на согласовании сторон.
 
Министерством транспорта Республики Казахстан на постоянной основе продолжается работа по открытию новых международных маршрутов и увеличению количества рейсов по действующим направлениям, в том числе иностранными авиакомпаниями.

Так, в рамках данной работы, делегация Республики Казахстан во главе с Вице-министром транспорта Республики Казахстан Ластаевым Т.Т. приняла участие на мероприятии ИКАО по переговорам о воздушном сообщении (ICAN-2024), которое проходило в г. Куала-Лумпур (Малайзия).

ICAN-2024 проходил в 16-ый раз и является одним из самых важных мероприятий ИКАО, который проводится в целях организации встреч стран членов организации по расширению правовой базы для выполнения международных рейсов.

В рамках данного мероприятия казахстанская делегация провела переговоры с авиационными властями Российской Федерации, Сингапура, Малайзии, Великобритании, Королевства Саудовская Аравия, Вьетнама, Грузии, Марокко, Эфиопии и Руанды, по итогам которых, со странами достигнута договоренность по расширению правовой базы для выполнения регулярных рейсов.

Казахстанской делегацией также проведена встреча с Заместителем министра транспорта Российской Федерации Потешкиным В.В., во время которой была достигнута договоренность по установлению авиасообщения из Казахстана и России в г. Байконур в целях развития туризма на космическую станцию.
 
Вице-министр транспорта Талгат Ластаев сегодня на региональном семинаре в Алматы прокомментировал сделку по покупке авиакомпании Qazaq Air вьетнамским перевозчиком, передает корреспондент NUR.KZ. По словам Ластаева, сделка будет закрыта до конца года.

Он также рассказал, что казахстанское воздушное пространство привлекательно для транзитных полетов, в том числе тех авиакомпаний, которые летают в облет России. "У нас количество транзитных полетов увеличивается. Для этого вся инфраструктура имеется. Сейчас мы над этим работаем, чтобы ее улучшать. Проводим соответствующую реконструкцию. И в этом контексте Казахстан очень привлекательный, потому что над нами проходят основные транзитные пути между Европой и Азией", - сообщил Ластаев. Он добавил, что с 2022 года транзитный авиапоток увеличился в два раза.
 
Одним из гостей проходящего в эти дни в Алматы семинара Green Airports стал директор Международного совета аэропортов Европы (ACI Europe) Оливье Янковец. Он отметил заметный прогресс в авиационной отрасли Казахстана. Но при этом указал и на проблемы, которые мешают её развитию. На какие именно, рассказывает Orda.kz.

Одной из главных проблем казахстанской авиаотрасли Оливье Янковец назвал её государственное регулирование. Речь шла, в частности, про аэропорты. По мнению Янковеца, то, что они работают в рамках регулирования, — это очень большой минус для авиационной индустрии Казахстана.

«Регулирование — это достаточно устаревший инструмент. Регуляторные рамки — это наследие прошлого. И сейчас они не позволяют аэропортам финансировать свою модернизацию. Это чётко видно по очень низким сборам аэропортов Казахстана. Они низкие даже в сравнении с соседними странами Центральной Азии, не говоря о Европе. Низкие настолько, что не позволяют окупить собственные затраты», — говорит Оливье Янковец.
Под сборами директор ACI Europe имеет в виду плату, которую аэропорты получают от авиакомпаний за право использовать инфраструктуру. Позиция ACI и Международной организации гражданской авиации по этому вопросу такая: сборы нужно повышать.

«Это позволит аэропортам быть более устойчивыми в финансовом плане, а значит, даст возможность заниматься долгосрочным планированием. Я имею в виду модернизацию, цифровизацию, планомерное развитие», — считает Янковец.
 
«Цена на билет — это скорее следствие конкуренции между авиакомпаниями. Мы проводили собственное исследование, где смотрели, что случилось бы, если бы сборы в аэропортах по всему миру стали равны нулю. И мы не увидели никакой корреляции между этим фактором и ценами на билеты», — говорит президент ACI Europe.
Зато, по мнению Янковеца, в случае роста тарифов последовательность может быть такая: повышение сборов — улучшение благоприятной среды в аэропортах — интерес со стороны других авиакомпаний — рост конкуренции. Последний фактор, как считает он, и скорректирует цены на билеты, даже если те изначально вырастут.

«Цены на билеты растут, когда у аэропорта недостаточная пропускная способность. Потому что в этом случае ограниченное количество игроков действует на ограниченном рынке. Тогда у авиалиний появляется власть, пользуясь которой они взвинчивают цены», — объясняет Оливье Янковец.
При этом, по мнению президента ACI Europe, каждый аэропорт нужно рассматривать как отдельный кейс с учётом его потребностей, а не поднимать размеры сборов всем и сразу.

Ещё одна проблема, на которую указал Янковец, также в некоторой степени связана с государственным регулированием. Речь о закупке авиатоплива стандарта Jet A1 — горючего, использование которого постепенно требует Евросоюз. В Казахстане оно пока не производится. Вице-министр транспорта Талгат Ластаев на том же семинаре сказал, что начать его выпуск планируется в 2028 году. Доставка же Jet A1 в Казахстан, как отмечает Оливье Янковец, довольно сложная.

«Чтобы закупить это топливо, нужно иметь дело с государственной платформой. А там возникают сложности и с поставщиками, и с доступностью самого топлива. И, как следствие, — сложности с ценой», — считает Янковец.
По словам эксперта, проблемы с закупкой топлива Jet A1 есть как в Алматы, так и в Астане. И это повод для того, чтобы на ситуацию обратил внимание Комитет гражданской авиации:

«Я считаю, что в Казахстане нужно полностью перезапустить систему закупки авиатоплива».
 
По-видимому запад решил угробить авиацию Казахстана. Примерно такие же "добрые" советы они давали 30 лет назад россиянам, в результате количество аэропортов снизилось с 1100 до 200, а количество рейсов уменьшилось раз в 5.

С Казахстаном ещё проще: сейчас около 20 аэропортов, а при либерализации выживут штук 6 (Астана, Алматы, Актау, Шымкент, возможно Караганда и Актобе).
 
Министерство обороны Казахстана 9 ноября 2024 года распространило второе официальное сообщение по авиационному происшествию в Актюбинской области, передает корреспондент Zakon.kz.
Из него следует, что по поручению министра обороны РК на место происшествия прибыла специальная комиссия во главе с заместителем министра обороны – главнокомандующим Силами воздушной обороны, генерал-лейтенантом авиации Дауреном Косановым.

"Вертолеты Ми-8 стоят на вооружении Сил воздушной обороны Республики Казахстан. Этот тип техники используется более чем в 50 странах мира и благодаря своей многофункциональности и надежности является одним из самых востребованных вертолетов. На данном вертолете последний капитальный ремонт был выполнен в 2023 году на базе "Авиационно-ремонтного завода 405" в Алматы".

В оборонном ведомстве заявили, что "все регламентные работы, включая предполетную подготовку, были выполнены в полном соответствии с установленными нормативами".

"Экипаж вертолета имел значительный опыт и был профессионально подготовлен для выполнения задач в сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью, включая действия в экстренных ситуациях".

По предварительным данным, причиной авиационного инцидента могла стать техническая неисправность.

"Окончательные выводы будут сделаны по результатам следственных мероприятий. Пострадавшие члены экипажа обеспечены всей необходимой медицинской помощью и находятся под наблюдением специалистов. Родственникам погибшего военнослужащего будет оказана материальная помощь и всесторонняя поддержка", – добавили в пресс-службе Минобороны РК.

По данным МЧС, авиационный инцидент произошел 9 ноября 2024 года в селе Сарыжар Мартукского района. На борту Ми-8 (принадлежит Минобороны) было три человека: один из них погиб, двоих госпитализировали. По факту падения вертолета возбуждено уголовное дело.

"В результате авиационного происшествия при учебно-тренировочном полете в Актюбинской области трагически погиб офицер-инструктор авиационной эскадрильи Военного института Сил воздушной обороны, майор Уразымбетов Батыр Кайратович, 1988 года рождения", – говорится в официальном сообщении министерства.

Майор Уразымбетов окончил военный институт Сил воздушной обороны в 2009 году по специальности самолеты, вертолеты и авиационные двигатели. Службу проходил на различных должностях в Силах воздушной обороны, имел значительный опыт эксплуатации вертолета Ми-8 с общим налетом более 500 часов.

"За время службы проявил высокий профессионализм и преданность делу, принимал участие в противопаводковых мероприятиях весной этого года. Награжден юбилейными медалями и за выслугу лет. Был женат, воспитывал двоих детей", – отметили в Минобороны.

Также во время жесткой посадки пострадали командир авиационной эскадрильи Военного института СВО майор Бибарыс Ибраев и старший летчик-инструктор учебно-тренировочного авиационного центра Военного института СВО старший лейтенант Рустем Нигметов.

Сейчас они находятся в областной больнице. Их состояние оценивается как стабильно тяжелое, им оказывается вся необходимая медицинская помощь.



 
Подробности

"Сообщение о падении вертолета в селе поступило в службу 103 в 11:36 часов. На месте двое пациентов были обслужены бригадами неотложной скорой помощи Мартукской районной больницы. Один пострадавший скончался до приезда 103", - говорится в сообщении управления здравоохранения Актюбинской области.

В Актобе пациентов на аэродроме встретили две реанимационные бригады. Двоих пациентов с ожогами доставили в МОБ. Сейчас пострадавшие находятся в отделении ОРИТ, проводится диагностика.
 
Почему выпускники казахстанской академии авиации не могут найти работу при дефиците лётчиков
Одна из причин – в высоких стандартах международной авиационной организации.

Нехватка лётчиков в Казахстане составляет до 50 человек в год на самолёты и 30 – на вертолёты, сообщает "31 канал" со ссылкой на данные Академии гражданской авиации.
Кроме того, не хватает бортинженеров. Как выяснил канал, выпускникам единственного в стране вуза по подготовке кадров для авиации приходится получать дополнительные сертификаты, чтобы работать.

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития пояснили, что ситуация связана со стандартами Международной организации гражданской авиации, поэтому систему подготовки кадров в стране постепенно приближают к европейским стандартам.

"Внутри Казахстана имеется достаточно обширный разрыв по внутренним, скажем так, сотрудникам, внутренние ресурсы, которые либо не используются, либо используются неэффективно", – отметил экономист Ануар Нуртазин.
Но пока авиакомпании часто восполняют дефицит кадров за счёт иностранных специалистов. По мнению эксперта, это не самая разумная практика хотя бы потому, что приводит к оттоку валюты из страны.
Авиационный эксперт Серик Мухтыбаев указал и на другую проблему – недостаточное взаимодействие профильных ведомств.
"Два профильных министерства – транспорта и образования – к сожалению, между собой плотно не работают. А подготовка специалистов требует совместных усилий двух министерств и субъектов отрасли", – сказал он.