К Луне!

Реклама
вот прям сейчас в Рио-Таганейро на улице минус 13 и всё вокруг чОрнобледное.
Не Таганрогом единым. Во-первых, теплая зона (субтропики, тропики и прочие приятные места) занимает половину площади земной поверхности. Во-вторых, океаны не покрываются льдом, за исключением относительной небольших полярных областей (поэтому Земля поэтически называется "голубая планета", а не "зелёная"), в-третьих, зима в ноябре только в северном полушарии...
 
Кому интересно, как мобильная платформа, тягающая SLS (а ранее – шаттлы), выглядит снизу:

20230110-crowler.jpeg

 
NASA и Advanced Space опубликовали небольшой отчет о том, как проходит миссия CAPSTONE.

Если коротко и по пунктам:
  • аппарат находится на окололунной орбите в течение 85 земных суток, сделав за это время 12 витков вокруг Луны.
  • для коррекции орбиты двигательную установку пришлось включать только 2 раза (в то время как изначально закладывалась возможность небольшой коррекции на каждом витке). То есть корректировали сильнее, но реже.
  • это хорошая новость, так как это подтверждает относительную стабильность и предсказуемость параметров почти прямолинейной гало-орбиты вокруг Луны, которую планируется использовать для станции Lunar Gateway.
  • таким образом, задачу проверки орбиты уже можно считать выполненной. а значит, настало время для второстепенных испытаний.
  • одним из них стала отработка связи на окололунной орбите. Операторы CAPSTONE пытаются заставить свой аппарат наладить связь с другой окололунной миссией НАСА – Lunar Reconnaissance Orbiter, вращающейся вокруг Луны с 2009 года, но пока с переменным успехом. Наличие канала связи необходимо для тестирования технологии автономной навигации в окололунном пространстве, которая позволяла бы получать информацию о текущем расположении аппарата, не полагаясь на сигнал с Земли. Попытки будут продолжены.
  • Кстати, в связи с этими экспериментами или нет, но в конце января CAPSTONE перестал отвечать на команды с Земли, при этом в остальном он функционировал штатно. Связь была восстановлена после перезагрузки аппарата при срабатывании сторожевого таймера. Сейчас с CAPSTONE все в порядке.
  • остаток топлива на борту составляет 56%, что позволяет надеяться на плодотворное продолжение миссии в ближайшие месяцы
 
В космическом центре имени Джона Стенниса в Миссисипи прошла вторая серия испытаний нового двигателя RS-25E. Речь идет именно о новом, вновь построенном двигателе серии RS-25, а не об оставшемся со времен «шаттлов». Его серийный номер – 10001.


.

В отличие от первого теста 14 декабря 2022 г., когда испытания были прерваны на 210-й секунде, на этот раз инженерам удалось провести включение двигателя на полную продолжительность (600 секунд, в т. ч. 360 секунд на максимальной тяге – 111%).

Если все пройдет по плану, двигатели RS-25E предназначены для Artemis V и последующих миссий.

На космодроме имени Кеннеди, тем временем, ремонтируют стартовый стол Mobile Launcher-1. С него в ноябре прошлого года взлетала Artemis-1, с него же в будущем должна отправиться в полет вокруг Луны миссия Artemis-2 с астронавтами на борту. Их имена, кстати, должны стать известны уже этой весной.

20230223-ml1.jpeg

 
В космическом центре имени Джона Стенниса в Миссисипи прошла вторая серия испытаний нового двигателя RS-25E. Речь идет именно о новом, вновь построенном двигателе серии RS-25, а не об оставшемся со времен «шаттлов». Его серийный номер – 10001.


.

В отличие от первого теста 14 декабря 2022 г., когда испытания были прерваны на 210-й секунде, на этот раз инженерам удалось провести включение двигателя на полную продолжительность (600 секунд, в т. ч. 360 секунд на максимальной тяге – 111%).

Если все пройдет по плану, двигатели RS-25E предназначены для Artemis V и последующих миссий.

На космодроме имени Кеннеди, тем временем, ремонтируют стартовый стол Mobile Launcher-1. С него в ноябре прошлого года взлетала Artemis-1, с него же в будущем должна отправиться в полет вокруг Луны миссия Artemis-2 с астронавтами на борту. Их имена, кстати, должны стать известны уже этой весной.

20230223-ml1.jpeg


Мне показалось, или сопло с наружи покрылось инеем от стекающих сверху газов?
Оно не греется в процессе работы? 8()
 
Мне показалось, или сопло с наружи покрылось инеем от стекающих сверху газов?
Оно не греется в процессе работы?
Там же в стенках сопла – трубки с жидким водородом (т.н. регенеративное охлаждение).
Вполне может быть, что на внешней стенке сопла при этом может появляться иней.
Маска, наверно, может ответить точнее.
 
Там же в стенках сопла – трубки с жидким водородом (т.н. регенеративное охлаждение).
Вполне может быть, что на внешней стенке сопла при этом может появляться иней.
Маска наверное, может ответить точнее.
Разве, назначение трубок -- охлаждение сопла?
Я думал, что это слелано для подогрева газа.
У меня примус так устроен: газ греется перед подачей на горелку.
Холодный газ плохо горит.
В горах на холоде воду греть долго приходится (
 
Реклама
Разве, назначение трубок -- охлаждение сопла?
Я думал, что это слелано для подогрева газа.
Да не, вся эта штуковина – в первую очередь, для охлаждения сопла.

Тем временем, в сборочном цехе SLS в Мишуде продолжается изготовление ракеты, которой предстоит запустить пилотируемую миссию «Артемис–2». Скоро начнется соединение двигательного отсека с остальной частью первой ступени:

20230225-a2_sls_engine_section.jpeg

 
Разве, назначение трубок -- охлаждение сопла?
Я думал, что это слелано для подогрева газа.
Да, в первую очередь - чтобы сопло не поплавилось. Ибо температура газов - 3000+ градусов, при такой температуре хоть и есть вещества что не плавятся - но всё равно теряют прочность радикально и сопло из них делать нельзя.
А так - берут обычную медяшку и охлаждают.
 
Да, в первую очередь - чтобы сопло не поплавилось. Ибо температура газов - 3000+ градусов, при такой температуре хоть и есть вещества что не плавятся - но всё равно теряют прочность радикально и сопло из них делать нельзя.
А так - берут обычную медяшку и охлаждают.
почему у СпейсХа на второй ступени сопло раскалено, аж светится насквозь, и теплообменников там не видно.
 
почему у СпейсХа на второй ступени сопло раскалено, аж светится насквозь, и теплообменников там не видно.
Потому, что сопло Merlin Vacuum не охлаждается. Точное, охлаждается только излучением. Там ниобиевое сопло, оно рабочую температуру выдерживает. Камера сгорания охлаждается жидким кислородом.
 
почему у СпейсХа на второй ступени сопло раскалено, аж светится насквозь, и теплообменников там не видно.
Только нижняя часть сопла раскалена, и в общем не слишком сильно - можно определить по цвету. Потому как там выхлоп уже разреженный и не может сильно нагреть.
А выше - как раз охлаждаемая часть сопла и камеры - там такая труба подвода их разделяет, на которой ещё ледышки скапливаются.
 
На вчерашнем пресс-колле в НАСА подтвердили, что по-прежнему рассчитывают на запуск пилотируемой миссии Artemis-2 в ноябре 2024 года.
Также была упомянута «пара незначительных проблем», вскрывшихся по результатам Artemis-1, в том числе обугливание теплозащитного экрана спускаемой капсулы, которое не было предсказано при моделировании, но при этом не является угрозой для безопасности корабля и его экипажа.

Повторно используемая авионика с капсулы Artemis-1 уже установлена на «Орионе», предназначенном для миссии Artemis-2. Его командный модуль сейчас находится на стадии испытаний и, как ожидается, будет состыкован со служебным модулем в течение этого года.

Оптимистичный вариант подготовки миссии выглядит так:
  • середина мая 2023 г. – завершение подготовки сервисного модуля корабля «Орион»
  • середина июня 2023 г. – завершение подготовки командного модуля корабля «Орион»
  • середине июня - начало июля 2023 г. – стыковка модулей «Ориона»
  • июнь-июль 2023 г. – доставка на космодром первой ступени SLS
  • конец августа 2023 г. – доставка на космодром твердотопливных ускорителей
  • первый квартал 2024 г. – сборка SLS в Здании вертикальной сборки
    затем – тест заправки на LC-39B (где вместо «Ориона» будет его габаритно-массовый макет)
  • июнь-июль 2024 г. – установка на ракету корабля «Орион»
  • ноябрь 2024 г. – запуск Artemis-2
 
Пара важных анонсов по программе Artemis.

15 марта в Космическом центре Хьюстона состоится первая публичная демонстрация прототипа лунного скафандра для миссии Artemis 3, созданного компанией Axiom Space.

3 апреля на аэродроме Эллингтон глава НАСА объявит имена 4-х астронавтов (среди которых будет трое американцев и один гражданин Канады), которые в конце 2024 года должны будут отправиться в полет вокруг Луны с миссией Artemis 2.
 
Пара важных анонсов по программе Artemis.

15 марта в Космическом центре Хьюстона состоится первая публичная демонстрация прототипа лунного скафандра для миссии Artemis 3, созданного компанией Axiom Space.

3 апреля на аэродроме Эллингтон глава НАСА объявит имена 4-х астронавтов (среди которых будет трое американцев и один гражданин Канады), которые в конце 2024 года должны будут отправиться в полет вокруг Луны с миссией Artemis 2.

делаем ставки на рассовый и гендерный состав экипажа? ;)
 
Реклама
Доступный состав корпуса астронавтов таков, что в дайверсити особо не поиграешь.

Американцы:

20230310-us-astronauts.jpeg


Канадцы:

20230310-can-astronauts.jpeg


Вот кто-то из них, как я понимаю, и полетит.
 
Назад