К Луне!

Не Таганрогом единым. Во-первых, теплая зона (субтропики, тропики и прочие приятные места) занимает половину площади земной поверхности. Во-вторых, океаны не покрываются льдом, за исключением относительной небольших полярных областей (поэтому Земля поэтически называется "голубая планета", а не "зелёная"), в-третьих, зима в ноябре только в северном полушарии...
 
NASA и Advanced Space опубликовали небольшой отчет о том, как проходит миссия CAPSTONE.

Если коротко и по пунктам:
  • аппарат находится на окололунной орбите в течение 85 земных суток, сделав за это время 12 витков вокруг Луны.
  • для коррекции орбиты двигательную установку пришлось включать только 2 раза (в то время как изначально закладывалась возможность небольшой коррекции на каждом витке). То есть корректировали сильнее, но реже.
  • это хорошая новость, так как это подтверждает относительную стабильность и предсказуемость параметров почти прямолинейной гало-орбиты вокруг Луны, которую планируется использовать для станции Lunar Gateway.
  • таким образом, задачу проверки орбиты уже можно считать выполненной. а значит, настало время для второстепенных испытаний.
  • одним из них стала отработка связи на окололунной орбите. Операторы CAPSTONE пытаются заставить свой аппарат наладить связь с другой окололунной миссией НАСА – Lunar Reconnaissance Orbiter, вращающейся вокруг Луны с 2009 года, но пока с переменным успехом. Наличие канала связи необходимо для тестирования технологии автономной навигации в окололунном пространстве, которая позволяла бы получать информацию о текущем расположении аппарата, не полагаясь на сигнал с Земли. Попытки будут продолжены.
  • Кстати, в связи с этими экспериментами или нет, но в конце января CAPSTONE перестал отвечать на команды с Земли, при этом в остальном он функционировал штатно. Связь была восстановлена после перезагрузки аппарата при срабатывании сторожевого таймера. Сейчас с CAPSTONE все в порядке.
  • остаток топлива на борту составляет 56%, что позволяет надеяться на плодотворное продолжение миссии в ближайшие месяцы
 
В космическом центре имени Джона Стенниса в Миссисипи прошла вторая серия испытаний нового двигателя RS-25E. Речь идет именно о новом, вновь построенном двигателе серии RS-25, а не об оставшемся со времен «шаттлов». Его серийный номер – 10001.

.

В отличие от первого теста 14 декабря 2022 г., когда испытания были прерваны на 210-й секунде, на этот раз инженерам удалось провести включение двигателя на полную продолжительность (600 секунд, в т. ч. 360 секунд на максимальной тяге – 111%).
Если все пройдет по плану, двигатели RS-25E предназначены для Artemis V и последующих миссий.

На космодроме имени Кеннеди, тем временем, ремонтируют стартовый стол Mobile Launcher-1. С него в ноябре прошлого года взлетала Artemis-1, с него же в будущем должна отправиться в полет вокруг Луны миссия Artemis-2 с астронавтами на борту. Их имена, кстати, должны стать известны уже этой весной.


 
Мне показалось, или сопло с наружи покрылось инеем от стекающих сверху газов?
Оно не греется в процессе работы? 8()
 
Там же в стенках сопла – трубки с жидким водородом (т.н. регенеративное охлаждение).
Вполне может быть, что на внешней стенке сопла при этом может появляться иней.
Маска, наверно, может ответить точнее.
 
Разве, назначение трубок -- охлаждение сопла?
Я думал, что это слелано для подогрева газа.
У меня примус так устроен: газ греется перед подачей на горелку.
Холодный газ плохо горит.
В горах на холоде воду греть долго приходится (
 
Да не, вся эта штуковина – в первую очередь, для охлаждения сопла.

Тем временем, в сборочном цехе SLS в Мишуде продолжается изготовление ракеты, которой предстоит запустить пилотируемую миссию «Артемис–2». Скоро начнется соединение двигательного отсека с остальной частью первой ступени:


 
Да, в первую очередь - чтобы сопло не поплавилось. Ибо температура газов - 3000+ градусов, при такой температуре хоть и есть вещества что не плавятся - но всё равно теряют прочность радикально и сопло из них делать нельзя.
А так - берут обычную медяшку и охлаждают.
 
почему у СпейсХа на второй ступени сопло раскалено, аж светится насквозь, и теплообменников там не видно.
 
Потому, что сопло Merlin Vacuum не охлаждается. Точное, охлаждается только излучением. Там ниобиевое сопло, оно рабочую температуру выдерживает. Камера сгорания охлаждается жидким кислородом.
 
Только нижняя часть сопла раскалена, и в общем не слишком сильно - можно определить по цвету. Потому как там выхлоп уже разреженный и не может сильно нагреть.
А выше - как раз охлаждаемая часть сопла и камеры - там такая труба подвода их разделяет, на которой ещё ледышки скапливаются.
 
Реакции: SDA
На вчерашнем пресс-колле в НАСА подтвердили, что по-прежнему рассчитывают на запуск пилотируемой миссии Artemis-2 в ноябре 2024 года.
Также была упомянута «пара незначительных проблем», вскрывшихся по результатам Artemis-1, в том числе обугливание теплозащитного экрана спускаемой капсулы, которое не было предсказано при моделировании, но при этом не является угрозой для безопасности корабля и его экипажа.
Повторно используемая авионика с капсулы Artemis-1 уже установлена на «Орионе», предназначенном для миссии Artemis-2. Его командный модуль сейчас находится на стадии испытаний и, как ожидается, будет состыкован со служебным модулем в течение этого года.
Оптимистичный вариант подготовки миссии выглядит так:
  • середина мая 2023 г. – завершение подготовки сервисного модуля корабля «Орион»
  • середина июня 2023 г. – завершение подготовки командного модуля корабля «Орион»
  • середине июня - начало июля 2023 г. – стыковка модулей «Ориона»
  • июнь-июль 2023 г. – доставка на космодром первой ступени SLS
  • конец августа 2023 г. – доставка на космодром твердотопливных ускорителей
  • первый квартал 2024 г. – сборка SLS в Здании вертикальной сборки
    затем – тест заправки на LC-39B (где вместо «Ориона» будет его габаритно-массовый макет)
  • июнь-июль 2024 г. – установка на ракету корабля «Орион»
  • ноябрь 2024 г. – запуск Artemis-2
 
Пара важных анонсов по программе Artemis.

15 марта в Космическом центре Хьюстона состоится первая публичная демонстрация прототипа лунного скафандра для миссии Artemis 3, созданного компанией Axiom Space.
3 апреля на аэродроме Эллингтон глава НАСА объявит имена 4-х астронавтов (среди которых будет трое американцев и один гражданин Канады), которые в конце 2024 года должны будут отправиться в полет вокруг Луны с миссией Artemis 2.
 
делаем ставки на рассовый и гендерный состав экипажа?
 
Доступный состав корпуса астронавтов таков, что в дайверсити особо не поиграешь.

Американцы:



Канадцы:



Вот кто-то из них, как я понимаю, и полетит.