Какая радиация на высоте?

Реклама
Мерил. Где-то в конце 80-х годов. На Як-40. Тогда на излете единого Союза и Аэрофлота, кому-то (по-моему это была Лен Академия ГА) вздумалось провести такие исследования. Раздали счетчики. Были в виде авторучек и более крупные, карманные с дисплейчиком. Пилоты записывали в специальные бланки уровни радиации в зависимости от времени суток и высоты полета. Уровни оказались различными. Например на 3000 метров было пимерно то же, что и у земли, на высоте 6000 в два раза выше на высоте 8100 (выше Як не летал) почти в три раза. Днем облучение сильнее, чем ночью.
Около полугода все это продолжалось. Потом весь пар ушел в гудок. И надежды пилотов, что будут платить "за радиацию" не оправдались.
К сожалению, конкретных цифирей в памяти не осталось.
 
Последнее редактирование:
Ниже 16-18 км заморачиваться смысла нет - если летать даже целый год (что ест-но нереально) - то не получишь превышение допустимой годовой дозы (я как-то давно считал - есть уровни по эшелонам - даже по-моему на этом форуме года 2-3 назад публиковали). Поэтому в РПП это должно быть - но в реальности написано - Not Applicable
 
Последнее редактирование:
Я к чему, попалась книжка где обмусоливается вопрос космических лучей. Там есть глава посвященная воздействию космических лучей на аппараты и людей. Конечно доза будет в пределах норм радиационной безопасности, т.к все летаем под покрывалом радиационных поясов Земли, включая космонавтов. Просто хотелось уточнить цифры. :) Кстати в приполярных районах, радиация на высотах значительно больше, т.к. там ослаблены радиационные пояса, благодаря чему мы и видим полярные сияния.
 
Аудиторы IOSЫ говорили, что это положение разрабатывалось ещё когда летали Конкорды и Ту-144 - типо для них актуально.
Сопственна:
 

Вложения

  • A.8.3.17.pdf
    196,9 КБ · Просмотры: 230
На Ту-144, если не изменяет память, стояла сигнализация "Космос". Дескать при резком повышении фона должна была срабатывать и самолёт должен был снизиться.
 
Бурундук, да, чтой-то я ниасилил сразу написать, - на странице РПП, что выше во вложении - там просто заголовок пункта РПП и надпись "Зарезервирован", т.е. текста там нет. Хотел проиллюстрировать сообщение blck, но получается пропалил людям по 200 кбайт трафика... :oops: Извините!
 
Это не совсем так

То, что показывает этот дозиметр, нельзя считать действительным значением мощности дозы космического излучения. Дозиметр считает импульсы от актов ионизации внутри счетчика, при этом он "думает", что эту ионизацию вызвали гамма-кванты (он так прокалиброван). На уровне земли большой погрешности не будет, так как излучение радионуклидов земной коры (уран, торий и продукты их распада, а также калий-40) на порядок больше космического. На больших высотах это не так. Также само космическое излучение по составу различается на разных высотах (виды частиц, их энергии...). Поэтому используют расчетные модели, которые проверяют по результатам измерений, но сами измерения делают достаточно сложными приборами. Более подробно см. здесь: http://aviaforum.ru/threads/21446
 
Реклама
На высоте 7800 мощность дозы примерно 0,8 микроЗивертов /час.
Берём для примера саннорму 80 часов/месяц, получаем 64 микроЗиверта/месяц или 0,76 милиЗивертов в год. Ну и добавим к этому средний фон получаемый на земле (из расчёта 0,12 мкЗв/ч). Это ещё около 80 мкЗв/мес. или примерно 1 мЗв/год.
Итого получаем 0,76+1=1,76 мЗв/год.
А норма для персонала не работающего с источниками, но находящегося под воздействием не больше 5мЗв/год. Вот вам и вся арифметика.

p.s. выше не летаем, поэтому данных нет.
 
Добавлю, что мощность излучения будет зависеть от близости к магнитному полюсу.
 
p.s. выше не летаем, поэтому данных нет.
А мне помнится попадались хронические жалобы пилотов дальнобойных биз-джетов - вот для них проблема вроде как актуальна и чуть ли не приплата "за вредность" дополнительная идёт.
 
В учебном пособии " Проектирование и компоновка сверхзвуковых пассажирских самолетов", автор Пухов А.А., МАТИ 2006 г. , выделены следующие проблемы связанные с радиацией, цитирую дословно:
" Радиация
Рекомендации международной группы 8-ми по СПС-2:
- для члена экипажа максимальный годовой налет - 600 час/год;
- требуется служба слежения за дозой радиационного облучения экипажа;
- требуется система предупреждения, чтобы избежать облучения при солнечной активности;
- требуются популярные образовательные программы для часто летающих пассажиров (годовая допустимая доза облучения, допустимые дозы для беременных и т.д.).
 
Василий Васильевич Ершов в своих книгах часто упоминает рак, как один из закономерных исходов жизни линейного пилота. Это напрямую связано с радиацией?
 
Новое по теме радиации на обычных эшелонах не попадалось кому-нибудь? Цифры, исследования, названия, фамилии?

По Ту-144 тоже интересно, про кнопку "Космос". Где-то про нее написано?

Вопросы летной документации без изменений в этой части?
 
Говорят что АФЛ стараются выше 10000 не летать именно из-за радиации, а Уралы, Юты и S7 (ранее и Авианова) наоборот в целях экономии по возможности забираются под 12000, так ли это?
 
Еще что интересно, на рейсах из Сибири (Новосиб, Красноярск, Иркутск, Братск и т.д) АФЛ обычно идет севером, а S7 обычно югом через Ебург или Челябинск.
 
overdriver, я в мае летел на А380 Emirates на 12000. Тоже экономят?

АФЛ севером... ШРМ на севере... не то?

P1040030.JPG
 
Реклама
Дмитрий Горчаков
30 мая 2016 г. ·
Сегодня впервые на практике проверил то, что давно знал в теории. Померял радиационный фон во время полета в Москву. На фото картинка слева на земле в Екб - 0,12 мкЗв/ч (12 мкР/ч, кому так привычней), и на высоте около 9 км - 3,5 мкЗв/ч. Итак, наверху фон более чем в 20 раз выше "обычного". Почему так, надеюсь, все знают? Если коротко - космическое гамма-излучение, которое падает на землю, ослабляется многокилометровым слоем атмосферы, а наверху такой защиты нет - вот там фон и выше. Это не так страшно, даже если вы часто летаете. По нашим нормам радиационной безопасности, допустимая дополнительная (сверх тех 12 мкР/ч на земле) годовая доза облучения для населения составляет 1 мЗв (или 1000 мкЗв). Чтобы получить эту дозу надо в течение года каждую неделю по 2-3 раза летать туда-обратно между Екб и Москвой. Для летчиков и экипажей самолетов это, конечно, дополнительный вредный фактор на работе, но если вы реально так мотаетесь по командировкам, то я бы беспокоился не о радиации, а о том, что вы редко бываете с семьей. Это сказывается на здоровье и нервах посильнее радиации:)

https://www.facebook.com/dmgormail/...=1174570285910135&comment_tracking={"tn":"R"}
https://www.facebook.com/dmgormail/...=1174570285910135&comment_tracking={"tn":"R"}
Via


13342911_1174285185938645_3226669942668804066_n.jpg
 
Назад