Катастрофа ЕЭВС самолета Sky Wolf (Як-52) RA-0454G в Московской области 25.06.2023

Реклама
А как он себя будет вести в перевернутом полёте? Я такие длинные линии вверх ногами делать не пробовал, а на 3/4 петли линейка совсем короткая.
Я думаю что так же - чтобы держать прямую нужно выбирать на себя ручку по мере роста скорости. На фигурах спортсмена что я летаю перевернутые прямые короткие - от силы секунда, потом полу переворот вмнормальное положение иногда с остановкой если там 2/4 требуется, потом еще полсекунды, и вывод. Но так как сила на стабилизаторе растет а для выдерживания линии нужна подъемная сила на перевернутом крыле, то ручка отдана от себя за нейтральную перегрузку, и если ее не прибирать то линия искривится вверх а на видео она идеально прямая до начала вращения.
 
Стандартная штука.
Хмм. А как другие летают? У нас зону открывают рядом и то куча ограничений в нотаме. Но правда тут нет диспетчеров или там РП.

А фигуры - почему бы и нет, петлю, баллистическую бочку, можно если хочет показать перевернутый полет, но все на высоте. Штопор тут же укачает, что либо сложнее тоже.
 
stranger267, для подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях пилотажная зона прямо над полосой (и полоса как линейный ориентир). На тренировках за пилотажником смотрит с земли тренер с "мартышкой", на соревнованиях - судейская бригада.

Про покатушки ознакомительные полёты на акробатику. Вот на удивление девчонки лучше мужиков выдерживают и штопора, и круглые фигуры с перегрузками до +5, не говоря уже о бочках. Открутить целиком комплекс - уже тяжелее для пассажира.

Про хватание пассажира за что попало: наиболее вероятно хватание ручки на себя или перемещение РУДа на малый газ (на нём кнопка СПУ, чтобы нажимать было удобнее).
 
stranger267, для подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях пилотажная зона прямо над полосой (и полоса как линейный ориентир). На тренировках за пилотажником смотрит с земли тренер с "мартышкой", на соревнованиях - судейская бригада.

Про покатушки ознакомительные полёты на акробатику. Вот на удивление девчонки лучше мужиков выдерживают и штопора, и круглые фигуры с перегрузками до +5, не говоря уже о бочках. Открутить целиком комплекс - уже тяжелее для пассажира.

Про хватание пассажира за что попало: наиболее вероятно хватание ручки на себя или перемещение РУДа на малый газ (на нём кнопка СПУ, чтобы нажимать было удобнее).
У нас аэродромы работают во время соревнования или тренировок, поэтому никаких _над полосой_ не бывает. По крайней мере я такого чуда не видал. Обычно за аэропортом, где то рядом с ним (чтобы не надо было судей на машине возить, а то тоже бывает и такое). И скажем в Трейси меняли направление коробочек и закрыввали одну из полос для обычного трафика на время соревнований (и периодически гоняли туда залетающих, так как сколько в АСОС и НОТАМ не диктуй, все одно кто нибудь да залетит - поэтому все время кто то на старте с рацией наблюдал и или гонял или прерывал соревнования).
Но если он над полосой крутился значит он формально тренировался (так как иначе кто полосу то закрывал на это время?) а девчонка просто напросилась покататься.
По укачиванию, это да. Но все равно, если перенести Prime и Sportsman несложно (ну штопор, ну всякие там cuban eight и прочие) то уже в Intermediate есть перевернутые полеты типа вираж или прямой участок, и их без превычки пассажиры переносят плохо. А дальше... у меня приятель только что перешел в advanced, говорит что укачало на первой же попытке так как там много знакопеременных вращений и вот они укачивают очень шустро.
Перегрузки положительные - я вообще не очень понимаю кто их плохо переносит, они же короткие. А отрицательные если самолет не адвансед то не очень и привезешь. Я на супер д от +5 до -2 где то привозил, на питтсах народ привозит повыше но не намного, и уже на экстрах может быть что угодно. Хотя у меня инструктор на питтсе выпендривался, я вообще не понимал в каком мы положении крутимся (он что то вроде воронки скрутил).
С хватанием - ну вряд ли. Все таки уж очень странно на видео - сначала ровное идеальное снижение под 45 (как правила прописали) а потом вдруг вращение и изменение тангажа то есть ручка на себя и до упора в сторону взята. Если там что то заклинилось то как он такое ровное снижение выдержал? Больше похоже на просер высоты ввода в фигуру.

PS, все забываю что на яках СПУ не автоматическое. У нас оно автоматическое везде уже давно, я вообще кнопку СПУ видел лишь на Як-18
 
stranger267, отечественная особенность: на соревнованиях аэродром закрывают под соревнования (поскольку обычно это площадка ДОСААФ, то всё просто).
Ради тренировок над полосой аэродром не закрывают (весь пилотаж на Як-52 крутят не ниже 500 м., а круг максимум 300). И в данном случае скорее всего не закрывали.

Бессмертный действительно выступал (и успешно) в 2021 г. в классе с ограничениями уровень 3-й (бывшая третья лига - для начинающих). В этом классе только штопора в один виток, круглые фигуры и элеронные бочки без фиксаций (и ещё с "лётчиком безопасности" в задней кабине). 2022 год он пропустил.
Если он на что-то тренировался, то скорее всего на 2-й уровень (добавляются штопора 1,1/4 - 1,5 - 2 витка, кругляши с вращениями, вертикальные фигуры, штопорные и фиксированные бочки), где отрицательных перегрузок тоже не предусмотрено. При этом на 2-й уровень (бывшую 2-ю лигу) тренируются с пустой задней кабиной (усилия на рулях и штопора существенно отличаются из-за центровки). Иначе говоря, смысл тренировки с пассажиром в задней кабине теряется.

Может оказаться и очередное "небо в подарок" (катание баб кверху жопой в целях наживы). Но, к сожалению, в отечественных условиях это чуть ли не единственный источник финансирования частной авиации.
 
stranger267, отечественная особенность: на соревнованиях аэродром закрывают под соревнования (поскольку обычно это площадка ДОСААФ, то всё просто).
Ради тренировок над полосой аэродром не закрывают (весь пилотаж на Як-52 крутят не ниже 500 м., а круг максимум 300). И в данном случае скорее всего не закрывали.

Бессмертный действительно выступал (и успешно) в 2021 г. в классе с ограничениями уровень 3-й (бывшая третья лига - для начинающих). В этом классе только штопора в один виток, круглые фигуры и элеронные бочки без фиксаций (и ещё с "лётчиком безопасности" в задней кабине). 2022 год он пропустил.
Если он на что-то тренировался, то скорее всего на 2-й уровень (добавляются штопора 1,1/4 - 1,5 - 2 витка, кругляши с вращениями, вертикальные фигуры, штопорные и фиксированные бочки), где отрицательных перегрузок тоже не предусмотрено. При этом на 2-й уровень (бывшую 2-ю лигу) тренируются с пустой задней кабиной (усилия на рулях и штопора существенно отличаются из-за центровки). Иначе говоря, смысл тренировки с пассажиром в задней кабине теряется.

Может оказаться и очередное "небо в подарок" (катание баб кверху жопой в целях наживы). Но, к сожалению, в отечественных условиях это чуть ли не единственный источник финансирования частной авиации.
Ну то есть он летал или на 1 (PRIME) или на 2 (SPORTSMAN) уровнях? Тогда для его возраста понятно. Но у нас видимо иначе уровни разрисованны. Кстати штопор с грузом в задней кабине летать проще чем без него (от самолета конечно зависит) - легче входит (а то завести в штопор не так уж и просто, когда хочешь).
Но это многое объясняет. Реально опыт был никаким, а амбиций как у молодежи до фига. Он когда нибудь летал комплекс этого уровня с пассажиром? Там же все высоты надо поднимать, если груз добавляешь.
Насчет закрытия - ну идут же взлеты посадки раз в 5 минут. Как ты его закроешь, я не представляю. У нас делали в прошлом году три зоны набора высоты в Боррего, в этом в Треси одной зоны набора не хватало постоянно. И при том что зона не над аэродромом (в Боррего она сразу за забором, очень удобно. В Треси тоже за забором но между как раз двух полос, и на направлении обычной коробочки из за чего залетные пилоты путались время от времени. )
не думаю что он за деньги катал. Скорее сделать девчонке приятное да и самому повыпендриваться. И видимо после перерыва. ЧТо многое объясняет.
По нашим уровням - их пять PRIMARY | SPORTSMAN | INTERMEDIATE | ADVANCED | UNLIMITED (и сбоку FreeStyle с музыкой лежит).

PRIMARY - штопор петля разворот восьмерка бочка. Летают в основном с сейфети пилотов во второй кабине. Что то вроде этого (не знаю какого года, но там обычно много не меняется). Но тогда минимальная высота на этих уровнях 500 метров а высота ввода обычно около полутора километров. С 500 метров времени вывести если что довольно много. Да и не будет никто начинать пикирование на такой высоте.
image038.gif

SPORTSMAN - нет штопорных бочек нет обязательных отрицаловок (все можно отлетать на самолете без обратной топливной системы, хотя это и неудобно) - вот спортсмен комплекс 2023 года. Кстати подлянку на фигуре 5 нам таки подсунули... есть там тонкости...

Flying%20the%202023%20Sportsman%20-%20sequence.jpg

А вот следующий уровень уже с отрицаловками. В принципе я знаю девчонку которая во втором своем соревновании уже этот уровень летала. Но на Экстре.И тренировать его с пассажиром - по мне, не самое умное занятие. И опять таки там нижняя высота 500 метров (1500 футов).

Intermediate%20Default%20Free%202007%20-%20Form%20B.png
 
Последнее редактирование:
stranger267, всё верно. Бачок-суфлёр на Як-52 имеется. Однако на уровни advanced и unlimited он не тянет, поэтому придумана отдельная Лига Як-52. В ней предусмотрены обратные кругляши, вертикали с вводом/выводом в перевернутый полёт, виражи с вписанными бочками и ещё что-то по мелочи.
И это явно не уровень Бессмертного.
 
stranger267, всё верно. Бачок-суфлёр на Як-52 имеется. Однако на уровни advanced и unlimited он не тянет, поэтому придумана отдельная Лига Як-52. В ней предусмотрены обратные кругляши, вертикали с вводом/выводом в перевернутый полёт, виражи с вписанными бочками и ещё что-то по мелочи.
И это явно не уровень Бессмертного.
В Боррего аж три яка летало. Летали прайм, спортсмен, не помню был ли интермедиейт, но и все. В общем понятно, что оный _чемпион_ просто начинающий спортсмен, получивший первое место в первой (самой простой) категории и тренирующийся на следующую. По мне самый опасный переход, кстати.

 
Реклама
stranger267, вопрос: а что будет происходить при обрыве троса РВ на перевернутой фигуре? Например, на первой линейке 3/4 петли?
 
stranger267, вопрос: а что будет происходить при обрыве троса РВ на перевернутой фигуре? Например, на первой линейке 3/4 петли?
Зависит от того куда выставлен триммер. Скорее всего он выставлен на нормальный а не перевернутый полет, то есть стабилизатор тянет хвост вниз (в нормальном положении) то есть вверх (в перевернутом) а значит самолет начнет менять тангаж вниз. Ручку то отдают от себя сильно за стриммированное положение для перевернутого полета особенно в горизонте. И при обрыве троса РВ самолет будет делать полупетлю вниз. Понятно что кончится это скорее всего в земле если пилот не успеет самолет перевернуть (вообще говоря вращаются акробаты очень быстро, экстра за четвертьсекунды перевернется после чего у пилота возникнет масса времени разобраться и сесть управляя триммером и тягой) но то что пикирований под ровно 45 градусов не выйдет - факт.
А с чего ему там особо обрываться? В этом месте особых нагрузок на тросы нет. Они там возникают при выводах из петель и вертикалок в нижних участках траектории. А на пикировании или перевернутом полете нагрузки там в общем то невелики. Да и у пилота будет шанс или триммером резко двинуть (убрав опускание перевернутого в этот момент носа) или (если это самолет с быстрым вращением) крутнуть в нормальное положение. Вообще говоря во всех рекомендациях по выводу из _непонятно чего_ в акробатике рекомендуются именно крутить а не _тянуть толкать_ (я сам в эту ловушку попадал, когда запутался и выводил _на себя_ через полупетлю - почти в Vne влетел, и это на медленном SD, больше такие глупости не повторял.).
Вот тут хорошо видно насколько сильно вперед ручку надо давать на SuperD для перевернутого полета. А у него еще и крыло симметричное. Если на Як-52 оно несимметричное то давать надо еще больше. Иначе никакого перевернутого полета не выйдет

 
Последнее редактирование:
stranger267, это если пилот готов к событию (что вряд ли). На Як-52 в перевернутом ход ручки от себя поменьше (только прижми).

Почему мог оборваться? Тросу 40 лет, например. И не везде к нему подлезешь для инспекции. Плюс году в 14-м вышел бюллетень по замене силуминовых качалок РВ на стальные, об которые трос быстрее снашивается. Порваться могло на штопорной бочке (подрыв).
 
stranger267, это если пилот готов к событию (что вряд ли). На Як-52 в перевернутом ход ручки от себя поменьше (только прижми).

Почему мог оборваться? Тросу 40 лет, например. И не везде к нему подлезешь для инспекции. Плюс году в 14-м вышел бюллетень по замене силуминовых качалок РВ на стальные, об которые трос быстрее снашивается. Порваться могло на штопорной бочке (подрыв).
Да оборваться то может. Я знаю случай, когда на одном из самолетов нашли тросы которые держались уже на честном слове. Уж не помню что именно там было, но да, на штопорной бочке (если это был руль высоты) или на выводе из штопора (если это был руль направления) порваться могло и скорее всего времени выкрутиться уже не хватило бы (хотя из бочки бы выкрутились так как она попросту не вышла бы), как не хватило бы и выпрыгнуть. Это одна из причин почему на первых уровнях высоту ограничивают 500 метрами (не ниже). Так как на цессне я примерно представляю как выкрутиться из одиночного отказа - для управления тангажем есть триммер и газ, для управления кренами есть руль направления, для направления элероны, и шансы что не слишком красиво но плюхнешь самолет весьма высокие. А если отказ на фигуре то шансов очень мало.
Хотя у нас недавно вроде как заклинило управление рулем высоты на биплане, рядом с Рио Вистой. И вроде бы там даже сообщили на землю и какое то время летали. Причем инструктора я кажется знал, опыта у него было немерянно... Но в итоге оба пилота разбились, хотя самолет выглядел на земле почти целым (лежал одним куском и вполне правильной формы, и лишь вблизи было видно что выступающие детали загнуло вниз силой удара, то есть похоже спрашютировали в итоге). Но там не на фигуре заклинило. так что у них было время. Ну и заклинивание на планере описанно, в итоге сели, правда шасси забыли :).

Но в данном случае я бы считал что вероятность того что _пилот довыпендривался_ а не _отказ_ заметно выше. Очень молодой парень. Очень быстро добился каких то результатов. Похоже перепрыгнул через уровень. Взял катать девчонку приятеля и одновременно практиковаться... Ну и на видео - идеально прямое пикирование (несмотря на то что скорость должна была набираться) и лишь в конце резко и тангаж и крен начинают меняться... то есть вариант _ой, а я слишком низко_ вполне реален.
PS. Ход ручки.. на як-52 не летал хотя тут рядом вроде пасется, надо будет к ним напроситься. А на СуперД я обнаружил что если кресло не до упора вперед ставлю то мне не хватает длины рук или усилия нормально от себя отдать, если скорость низкая. То есть отдавать надо очень прилично. Зависит конечно еще и от скорости. В книжке сказано что триммируйте на 0G но на супер д такой триммер попросту не удерживается, сам съезжает в нейтраль.
 
 
Плюс году в 14-м вышел бюллетень по замене силуминовых качалок РВ на стальные, об которые трос быстрее снашивается.
трос с качалкой контакта не имеет, трос контактирует с текстолитовым роликом, чтобы трос "сносился", как Вы выражаетесь, трос должен контактировать с металлом, чего при нормальной эксплуатации быть не должно, не знаю, какие сроки службы у тросов управления Як-52, это не важно по сути ТУ - истек срок службы компонента, меняешь его, не заменил - сам виноват...
Практически все дюриты топливной, масляной, гидро, воздушной систем имеют срок службы не более 12 лет, некоторые меньше - сроки службы дюритов указаны в формуляре самолета в разделе "Ремонт" или "Общие сведения, перечень установленных деталей" (везде по разному разделы могут называться, но суть одна - сроки службы дюритов и тросов указаны в формуляре планера).
Качалка это силовой элемент и материал качалки выбирается из требований прочности изделия, как известно, прочность стали и алюминия весьма разные как и вес.
 
Последнее редактирование:
nozzle, неточно назвал. Скорее - рычаг РВ (живет на вале, к которому крепятся плоскости РВ). К нему присоединены наконечники тросов таким образом, что контактируют не только наконечники, но и тросы перед ними (под тросы прорезаны направляющие). Раньше эта деталь была из силумина (т.е. направляющие не протирали тросы, а протирались сами). По бюллетеню силуминовую деталь заменили на стальную кованую (твёрже тросов). До подразделений ДОСААФ бюллетень довели, а частники меняли те, кто случайно узнал (при плановом ремонте например). Этот борт частный.

Поскольку борт частный и числится как ЕЭВС, то тросы меняются не по календарю, а по состоянию. Про дюриты и прочее знаю - сам в прошлом владелец аналогичного ВС.
 
Реклама
Назад