Катастрофа самолета Boeing 737 Max 8 в Индонезии 29.10.2018 - обсуждение

Самолет отлетал два дня не с полным отказом приборов скорости и высоты. Выше приводили скан страницы бортжурнала, там в записанном замечании от 28 числа ,говорится о IAS ALT DISAGREE SHOWN AFTER TAKE OFF
Расхождение [показаний] высоты и скорости после взлёта. То есть экипаж обнаружил прибор выдающий неправильные параметры и продолжил пилотирование по исправным приборам. Для этого ADS и имеет три канала ,каждый из которых работает от своего ППД и датчиков статики. А на Ан-148 была абсолютно другая ситуация, там разновременно все три канала начали выдавать неправильные показания, так что давайте не будем так обобщать. Для этого и существуют три канала,чтобы при отказе одного сравнить два оставшихся между собой и резервными приборами. Отказ одного канала не должен создавать никаких аварийных ситуаций, это обычный отказ одного из элементов оборудования. Два дня они отлетали ,потому что объем проверок на земле не позволил определить дефект и при последующем вылете повторялся вновь. Почему наземный персонал определил такой объем работ сложно понять. Обычный электрический тест системы ничего не дает , он проверяет сугубо электрическую часть. При таких дефектах необходимо цеплять "дудки" через "паук" и вдувать во все три ППД одновременно. Это простейшая прибористская операция, на любом типе. В любом случае командир видел предыдущие записи в бортжурнале и должен был с особым вниманием отнестись к этой системе. Кроме этого существует практика, когда авиационный инженер предупреждает экипаж о том ,что на земле была произведена определенная работа по устранению неисправности, но дефект не был определен(пойман)на земле и что он может повториться в воздухе. Предупрежден, значит вооружен.
 
Вы понимаете, что система АDS на любом самолете устроена так ,чтобы ни в какой ситуации пилот не остался без скорости, исключение только в одном случае, это закупоривание всех ППД. Это либо замерзание, либо вулканическая пыль или еще чего то нам не ясное ,насекомые ,пчелы ,но для этого самолет должен не один день простоять без заглушек.
 
Списком пинки выкладывать или каждому уделить отдельный пост?
 
Можно поподробнее о проблемах с подогревом если есть инфа.
 
Ну что вы батенька. Поназапутали всех и вся. У некоторых тяговооруженности больше единицы. Это так, для понимания мощности.
 
Реакции: blck
Спасибо, очень интересный отчет. В двух словах я понял,что случаи неправильных показаний скорости достаточно часто случаются на самолетах Боинг. Это происходит из за короткого замыкания обогреваемых элементов в самом ППД , при этом значительно уменьшается ток протекаемый по цепи элементов обогрева. Система контроля заточена на контроль питания и выдает отказ только при полном пропадании питания , а уменьшение тока она не фиксирует. В следствии этого недогретый ППД начинает обмерзать, что приводит к изменению показаний скорости на том ADS к кторому он подключен. Но фирма утверждает, что в этом нет ничего страшного, потому что есть еще два исправных канала где можно сравнить скорости. Кстати в случае которому посвящен этот отчет кроме разночтений в скорости и высоте у второго пилота до посадки работала тряска штурвала , странно ,что в Боинге нет ее оперативного отключения. В общем кому интересно почитайте оригинал ,там много забавных вещей. После таких отчетов старый добрый ППД-1М кажется верхом надежности!
 
Научный коммунизм

Учите аэродинамику. Скорость чистого самолета (без эффекта кабрирования от двигателей ниже центра или эффекта воздействия струи от винта на стабилизатор) при изменении режима двигателей не изменится. Ну точнее изменится на долю процента что можно не считать. Изменится вертикальная скорость. Для изменения скорости меняется триммирование (ну или положение стабилизатора или руля высоты что один черт).

Вот отсюда и куча проблем. От непонимания аэродинамики самолета. И вот такие потом и роняют самолет потеряв указатель скорости.

(Кстати, на практике из за например воздействия струи от винта на хвост или от двигателей под крылом, эффект вообще обратный - при добавлении режима скорость падает. Об этом приходится помнить каждый полет. И если этого не знать, можно крупно вляпаться на посадке. Опять таки, все это пока не накручивают всякие там АТ - АП - автоматическую перекладку стабилизатора - которые делают самолет сильно не идеальным).
 
А вот действительно, feel computer обсудили очень подробно, а sts нет. А ведь что-то про нее писали (предыдущий полет) и теоретически могла внести свою лепту. Но тут нужно разбираться подробно
Speed Trim System
The speed trim system (STS) is a speed stability augmentation system designed to improve flight characteristics during operations with a low gross weight, aft center of gravity and high thrust when the autopilot is not engaged. The purpose of the STS is to return the airplane to a trimmed speed by commanding the stabilizer in a direction opposite the speed change. The STS monitors inputs of stabilizer position, thrust lever position, airspeed and vertical speed and then trims the stabilizer using the autopilot stabilizer trim. As the airplane speed increases or decreases from the trimmed speed, the stabilizer is commanded in the direction to return the airplane to the trimmed speed. This increases control column forces to force the airplane to return to the trimmed speed. As the airplane returns to the trimmed speed, the STS commanded stabilizer movement is removed.

STS operates most frequently during takeoffs, climb and go-arounds.
 

Вот кстати система которая ИСКУСТВЕННО дает ощущение _скорость управляется мощностью двигателей_. Двинул вперед - скорость возросла, назад - уменьшилась. Но это совсем не идеальный самолет а еще одна автоматизация. Если еще и она хандрила, могло быть все что угодно. И если она включена то без данных скорости лететь скорее всего нельзя, и первое что нужно делать это выключать все такие системы, стабилизировать высоту или питч (если еще и высоты нету) а потом разбираться.

Побочный эффект таких систем - навыки полетов с мелочи на самолет с такой автоматикой переносить нельзя. Назад кстати тоже. Так как мы на заходе управляем вертикальной скоростью - трастом, а скоростью захода - триммером (штурвалом чуть помогаем а не наоборот - если заходить по теории что снимать тримером усилие - будет не заход а сплошное мучение). А на лайнере с такой системой будут управлять скоростью - положением РУДов, а вертикальной скоростью - штурвалом. Отсюда и разночтения и похоже и чудеса с втыканием в землю почти исправного самолета.
 
29K, меня больше не МАК интересует, а при чем тут я???
 
Обидно слушать что? Что система обогрева ППД на современном Ан148 являет собой архаику времен Ил-18? Что производитель не удосужился внятный чеклист разработать?

Это все, что писали 'плохого' в адрес вашего любимого самолёта. Ваши доводы сводились к "сойдет и так, отстаньте от хорошего самолета".

Поправьте меня, если я ошибаюсь.
 
Последнее редактирование:
Ох уж мне эта журналажное "индонезийцы умоляют боинг помочь". Новый, не новый - представители фирмы-разработчика в расследовании принимают участие. А с учетом того, какой именно тип разложили, у боинга сейчас должно во всех местах свербеть, что им надо этот самолет по молекулам разобрать, не дай бог повторится плюха по репутации от гидравлического распределителя.
А индонезийцам сейчас надо очень осторожно что-либо говорить, поскольку они будут финальной инстанцией, остальные привлекаются как заинтересованные стороны (как обычно и бывает за исключением феерических случаев типа закуса Росавиации и МАКа по Казани или египтян с NTSB)
 
Последнее редактирование:

Знаменитое отечественное послепродажное обслуживание тем и отличается от малоизвестного зарубежного, что он ни черта не гибкое. А долгое, нудное и без запчастей.
 
Не понятно, почему его в ангар совсем не загнали после четырех случаев одного и того же отказа(или сколько там могу ошибаться). Не возможность устранения отказа, после двух попыток автоматом должна оставлять на земле лайнер, но тут на страже манагер...
 
Подмена понятий.

Ан-148 - новый тип ВС. С гарантийной поддержкой освоения типа и плюшками, которые положены на этом этапе.

737МАХ не является новым типом ВС. Подобной поддержки не требуется.