Pilot62
Старожил
Ещё раз. Это ничего не меняет в том смысле, что экипаж не рассматривал вариант посадки вне ВПП. И пытался зайти на ВПП.... ну ... как бы это сказать ... это меняет ВООБЩЕ ВСЁ.
Для благополучной/безопасной посадки самолёт должен подойти к торцу ВПП в посадочной конфигурации и в стабилизированном положении, и иметь запас управляемости для парирования случайных возмущений (порыв ветра и т.п.). Для этого у ИСПРАВНОГО самолёта есть РН, РВ, стабилизатор, закрылки, элероны, двигатели и т.п. Тем не менее, существует классификация аэродромов, и очевидно что "не всё" из того, что может "умоститься" на "4F", сможет безопасно приземлиться на "1A".
Очевидно также, что в случае если самолёт НЕисправен - то может оказаться необходимой корректировка параметров/класса потребной для безопасной посадки ВПП в зависимости от его технического состояния; наиболее нагляден пример невозможности посадок ВС с неисправной посадочной механизацией на коротких ВПП: попытка привести посадочную скорость в соответствие с длиной ВПП приведёт к сваливанию.
Ну так вот: для безопасной посадки ВС с тем набором неисправностей, который был у AZAL - непригодна (ИМХО) НИКАКАЯ(!) ВПП из тех, которые предусмотрел ICAO, попытки привести самолёт в посадочной конфигурации к торцу ВПП наиболее вероятно приведут к необходимости выполнения манёвров с точностью и "энергичностью" за пределами располагаемых, со всеми вытекающими последствиями.
Соответственно, с момента констатации этого факта, ЛЮБАЯ возможная посадочная площадка должна рассматриваться НАРАВНЕ (!) с ИВПП с точки зрения возможно большей вероятности безопасного завершения полёта. Если в окрестностях ИВПП 3052×45 со СПАСОПом есть неподалёку голый участок степи 20000х20000 - то нужно в любом случае "просчитывать" возможные варианты, а не зацикливаться на "куске бетона" как единственно возможном месте посадки!!
PS. Ни в коем случае не настаиваю на том, что решение о посадке на ВПП Актау было "ошибочным". Настаиваю исключительно на том, что решение о посадке на ВПП Актау не было ЕДИНСТВЕННО возможным, а дальше пусть эксперты считают свои вероятности и пишут свои рекомендации, а КВСы пусть решают, куда "плюхаться" в подобных ситуациях, возможно (не дай Бог) такое повторится и кому-то из них удастся выйти из ситуации Победителем.
Что и как нужно было делать и что и как нужно будет делать в следующий раз, когда будет потеря управлерия - это ни о чем.
Никто заранее не определит степень потери управления и не даст инструкцию о посадке вне ВПП.
Последнее редактирование: