Катастрофа самолета L-410 RF-94603 ДОСААФ в Кемеровской области 19.06.2021

Думаю, что сам выключился на ЧР.
Я не настолько силен в конепции флюгирования этих двигателей, поэтому у меня возникает вопрос: самовыключение требуется дублировать, чтобы случился переход во флюгированное положение или он сам переходит? Дело в том, что есть еще и режим ветряка, а это сильный тормозящий эффект...
Осталось узнать мнение людей знающих.
 
Реклама
Вроде для винта элки при выключенном двигателе флюгер нормальное положение. В отличие от ан-24
Точно так. Однако, алгоритм в срабатывания автофлюгера в тетрадке надо искать (ХЗ, где она). После автофлюгирования ЭВС какие-то процедуры с отказавшим двигателем по РЛЭ должен принять, ибо по запарке исправный выключили. ( В конце 80-х в Саратове после взлета в наборе отказ одного, выключили другой, благо впереди чисто поле было. Сели без особых последствий, никто не пострадал, самолёт, по-моему, восстановили. После этого случая короткую полосу закрыли, т.к. ежели с обратным курсом - как раз в центр города въехали бы...). По процедурам - элочники здесь есть, могут подсказать.
 
Последнее редактирование:
Точно так. Однако, алгоритм в срабатывания автофлюгера в тетрадке надо искать (ХЗ, где она). После автофлюгирования ЭВС какие-то процедуры с отказавшим двигателем по РЛЭ должен принять, ибо по запарке исправный выключили. ( В конце 80-х в Саратове после взлета в наборе отказ одного, выключили другой, благо впереди чисто поле было. Сели без особых последствий, никто не пострадал, самолёт, по-моему, восстановили. После этого случая короткую полосу закрыли, т.к. ежели с обратным курсом - как раз в центр города въехали бы...). По процедурам - элочники здесь есть, могут подсказать.
РЛЭ, если кому надо.
 
Если ориентироваться по первой фото, самолет лежит развернутым на 180 гр. На последних метрах видно сваливание на правое полу крыло, касание им земли и удар с разворотом правой стороной, потому такие большие разрушения.
З.Ы. Левый двигатель по слухам от следствия работал, но не на полную мощность( только на 102%). Подозреваю под полной мощностью имелся ввиду как раз ЧР.
 
Вот буквально в день катастрофы было сообщение;:
"Один из парашютистов рассказал, что перед падением самолёта был хлопок и винт на двигателе остановился. После чего уже началось падение."
Пмсм, останов двигателя и останов винта для парашютиста различимые понятия.
При отказе двигателя и "нормальном" его флюгировании и "выбеге" до полной остановки, винт будет крутится довольно долго (если не постоянно) (может даже дольше чем, увы, последний полет). А вот если "встанет колом" - то это действительно проблема - огромный разворачивающий момент.
Еще общался с "прыгуном" - их бросали по 20+ человек с Элки (без Э - а Э еще помощнее будет) - так что про перегруз можно наверное забыть - его не было. А без перегруза при отказе одного никакой ЧР не нужен - один двигатель достойно вытягивает и самолет нормально триммируется и управляется.
А вот "заклинивание" правого винта как раз может привести и к потере скорости, и к скольжению вправо, и никаких рулей на малой скорости не хватит, а АУК еще и добавит сопротивления.
А дальше была недолгая борьба. Недостаток мощности и падение скорости пытались вытянуть ЧРом, потому что больше уже никаких других средств не было. Но ЧР привел к еще большему разворачивающему моменту - экипаж это понял и левый двигатель "прибрал", а потом и выключил (левый винт действительно видится во флюгере).
И дальше садились прямо перед собой без пространства для маневра - а там уже как не повезло. Может и правда дерево, а может уже и "свалились".
Правого двигателя не разглядел. Видно только, что с крыла его оторвало.

Еще про вращение зафлюгированного винта - в училище специально "игрались" во время полетов на выключение, пытаясь подобрать ту скорость полета, при которой винт действительно остановится (не будет вращаться). Потому что в нормальном полете зафлюгированный винт продолжал медленно вращаться, причем при разных условиях в разную сторону и с разной скоростью. Поэтому выражение "винт на двигателе остановился" меня лично смутило.
 
А вот и правый разглядел - лопасти загнуты в разные стороны - при ударе винт стоял на месте (сравните с левым зафлюгированным двигателем - лопасти на выбеге крутились и загнуты в одну сторону).
То есть правый действительно не просто отказал, а именно винт не вращался.
 
так что про перегруз можно наверное забыть - его не было. А
Т.е. о фактическом взлетном весе судим по "полетит"/ "не полетит"? Смешно. Если Вы знакомы с этой мч, то можете посчитать и, возможно, окажетесь правы. И потом, если винт вращается со скоростью, что можно посчитать лопасти, то возможно для не пилота выражение - "винт остановился" есть нормальным. Если не ошибаюсь, двигатель на Элке стоит "задом на перед" и винт вращает свободная турбина. Разве, что она развалилась или редуктор. Тогда возможен клин, но как то сомневаюсь.
Какие крены и в какую сторону допускаются при отказе одного двигателя? То, что не хватило рулей полностью согласен.
 
Реклама
Судя по видео в самом его начале самолет все-таки скорее летит, пока правый крен не становится под 90 градусов. А с таким креном Элки уже не летают...
 
Т.е. о фактическом взлетном весе судим по "полетит"/ "не полетит"? Смешно. Если Вы знакомы с этой мч, то можете посчитать и, возможно, окажетесь правы. И потом, если винт вращается со скоростью, что можно посчитать лопасти, то возможно для не пилота выражение - "винт остановился" есть нормальным. Если не ошибаюсь, двигатель на Элке стоит "задом на перед" и винт вращает свободная турбина. Разве, что она развалилась или редуктор. Тогда возможен клин, но как то сомневаюсь.
Какие крены и в какую сторону допускаются при отказе одного двигателя? То, что не хватило рулей полностью согласен.

19 на человек на борту меня тоже сначала смутили, там лавок откидных от силы штук 15. Но когда уточнил, что "в производственных условиях" (а в военное время число ПИ достигает ПЯТИ) парашютисты располагаются "навалом" и в количестве "сколько влезет" - то версия перегрузки как-то отпала. Не утверждаю, что это не есть нарушение.

Для парашютиста, который на аэродроме не случайный гость, винт "остановился" - это все-таки как на Ан-2. А был бы отказ двигателя - сказал бы "отказ". Ну "я так думаю".

Именно от "клина" на малых скоростях спасения и не будет.

Про крены не помню - больше четверти века прошло. Почему-то на памяти 30 максимальный, с отказами может и меньше. Но самолет летает и с бОльшими кренами.
В годы обучения наши иснтрукторА на какой-то всенародно любимый праздник (не суть, но в весенне-летнюю навигацию) выполняли очень красивый разлет тройки над головами. Ведущий в центре тангаж градусов 60 исполнил, ведомые почти "на ножах" в стороны отвалили боевыми разворотами. То есть самолет в принципе маневренный. Там еще ан74(72?) выполнял бочку, и ан32 взлетал с одним работающим двигателем - гости из Гостомеля. Так и "наши" не упали в грязь...
Мне тоже довелось разворот с креном 60 делать очень срочно - самолет практически мгновенно останавливается, сам опускает нос, но рулей на вывод хватает. Добавление режима не помогает - двигатели разгоняются медлено.
Это все касается УВП, на Э "летал" только на тренажере в том самом Кировограде - про тренажер уже написали тут.

Л-410 был после Як-52 , далее, соответственно, Ан-24/26 - представления о простом, сложном и высшем пилотажах имею, разницу понимаю.

Как можно уронить Л-410 при правильной эксплуатации в описанных РЛЭ случаях - не могу себе представить. Но случаи конечно бывают разные.

Либо экипаж не справился, либо случай не описан в РЛЭ.

"Клин" винта - как и реверс в воздухе - случай нерасчетный, вернее смертельно опасный при дефиците ресурсов (высоты, скорости, времени - чего угодно) . Флюгирование винтов только для того и придумано в мировом сообществе, что без него самолет дальше не полетит. Он и не полетел.

Ну а если ЧФ - то вообще все банально.
 
Мне видится, что упали с левым креном.
Вроде правый

20210706_193028.png
 
Да, я не настаиваю, но вижу, что после касания хвост крутится на нас, а не от нас. Возможно старые глаза больше подвержены иллюзии.
При ударе самолет развернуло примерно на 160° по часовой и чуть отбросило дальше метров на 4-5 м., удар был в том месте где лежали пилоты и правый двиг.
 
Назад