Катастрофа самолета RRJ-95B RA-89098 в аэропорту Шереметьево 05.05.2019 - обсуждение

Ну так и прибыли за 1-2 минуты.


В авиации я практически чайник, но в Трансаэро таки 2 года работал. И наши борта аварийно садились. У одного трещина на иллюминаторе появилась. Позже выяснилось, что лишь плекс, внутренний слой, несиловой, но в небе этого может и не понять. Ну я так понял. Когда увидели трешину, еще разговор по рации был о ней. Быстро заглянули в МЭЛ - трещины не допускаются. Соответственно, самолет сразу вернулся. В другом случае перетерло шланг, складывающий тележку основного шасси, и стала уходить гидрожидкость. Из рации сумел понять, что одна из трех гидросистем отказала. Уже после касания, на пробеге Контроль сообщил - отказ всех трех гидросистем.
В обоих случаях, как и у других АК, встречали со всей помпой. На РД пожарные, скорые, САБ, ИБП. Газ-66 - СПАСОП. Тягач с водилом и даже автобус перронный с трапом напару. Одна пожарная дежурила у выезда в начале полосы и тут же пускалась вслед за самолетом - до конца за ним шла, пока не зарулит и движки не заглушит. За другие случаи не скажу, но за эти два, достоверно мне известные - был на смене, замечу - оба случая "непожарные". Во втором бортпроводники на кухне все что было как успели скотчем перемотали - к жесткой посадке готовились. Я хоть лишь и автоводятел, но обслуживал авиатехников, рация в машине ессно на одном с ними канале, как и Контроль, и СЗНП, так что в курсе дел был.
 
Последнее редактирование:

Пеной заливают полосу для посадки ВС без шасси для снижения трения, это снижает интенсивность торможения "фюзеляжем", и, соответственно, вероятность воспламенения конструкции вследствие трения.

Заливать полосу пеной для самолёта садящегося на шасси - нельзя, это снизит коэффициент трения на полосе и может привести либо к выбросу самолёта за пределы полосы на пробеге, либо к выкату его, вследствие недостаточной эффективности торможения из-за сниженного пеной коэффициента трения, особенно с учётом того, что аварийные посадки нередко производятся на повышенной скорости и тормоза используются на пределе, что бы остановится в пределах ВПП.
 
Судя по короткой схеме посадки на первом круге и короткому же заходу на второй круг, а также нежеланию пилота уходить на новый второй круг после первого отскока от полосы - в ходе полёта с самолётом случилось что-то такое и развивалось оно столь стремительно и катастрофично, что у пилотов не было другого выхода, кроме как сесть на полосу, пусть даже с риском прилететь из одной катастрофы в другую. Собственно, и прилетели, по их результатам.

Вопрос: что там могло произойти - описанного плана, если посадку самолёт начал как будто визуально исправным, без огня и дыма, с работающими двигателями, сохраняющим целостность конструкции? Допустим, электроника. И отказ навигационных систем. И об отказе связи уже тоже известно, хотя некий канал у них работал. Но неужели это предполагает решение КВС о немедленной посадке, с полными баками топлива, с любой вертикальной скоростью?

P.S. Не хочу обвинять пилотов, но, по-моему, ошибки могли были быть. На видео как будто бежали от инопланетян
 
Carolus, да и к эвакуации вопросы. Большая часть пассажиров погибла и пишут про 55 секунд. Судя по всему от удара хвостовая часть в месиво превратилась.
 

Обсуждайте, никто вам не мешает.
Но, не забывайте, что экипаж в том же самолёте, что и пассажиры, летит, и подозревать их в том, что "практически специально" нет смысла.
 

Я уже писал ранее, что по видео посадки у меня сложилось впечатление, что пилоты сами были в панике и хотеле посадить этот самолет как можно быстрее, «любой ценой»
[automerge]1557105828[/automerge]
И если интервью пилота не фейк, то в нем есть искреннее удивление и непонимание почему самолет отпрыгнул. Наверняка пилоты проходили подобные тренировки на тренажере - и все у них, на тренажере было норм. Но насколько реакция тренажера соответствует реакции самого самолета?
 
Последнее редактирование:
Интересно, а на SSJ есть концевики на консолях крыла, на стойках шасси и внизу фюзеляжа, которые, как, например, на Ту-134, при посадке на брюхо или разрушении хотя бы одной стойки шасси автоматически отключают стартер-генераторы от бортовой сети и разом разряжают все 3 очереди системы пожаротушения, заливающую гондолы двигателей во избежание пожара?
 


Он там правда дальше предлагает модернизировать проверенные советские решения, типа Ту-154 вместо разработок новых самолетов, что лично у меня вызывает некий скепсис, но возможно в авиакругах этот заслуженный пилот России действительно высокий авторитет?
 
Если это интервью и правда не фейк .. то это уже просто тушите свет..
Это интервью нашкодившего подростка, и не пилота с 6000 часов.
 
Я вот заметил, читая расшифровки записей других катастроф и инцидентов, что когда лайнер выкатывается за пределы ВПП - то двигатели отключают немедленно, чуть ли не в приоритетном порядке. Оно понятно - сейчас лайнер будет трясти и разваливаться, пожара не хочется.

А вот в какой момент при штатной посадке отключают двигатели? И почему их не отключают вот при таких нештатных посадках, как сабж?
 
Попробую подвести подитог с обывательской точки зрения:
1. На наборе высоты в самолет ударила молния.
2. Удар молнии вызвал неисправности связи и еще возможно чего-то, но возгорания не было
3. Пилоты приняли решение возвращаться в аэродром вылета
4. Пилоты приняли решение не вырабатывать топливо и садиться с перегрузом
5. Посадка не предполагалась нештатной, т.к. пожарные расчеты не были на полосе
6. Посадка было совершена со второго захода. При посадке произошло частичное разрушение самолета с сильным возгоранием
7. После остановки самолета задняя часть была охвачена пламенем, с носовой началась самостоятельная эвакуация пассажиров: кто смог, тот выбрался, а точнее, по количеству спасшихся, спаслись те кто был в зоне не охваченной пламенем
8. Уже после завершения эвакуации (примерно через минуту) прибыли два пожарных расчета, но в течение 4 минут от момента возгорания
9. Спасатели прибыли потом и зашли в самолет уже после того как погасили пламя
———————————
Вопросы:
а) что заставило пилотов сажать перегруженный самолет:
- неисправность о которой не знаем
- уверенность, что такая посадка безопасна
- паника пилотов
б) почему вышла именно такая посадка
- ошибка пилотов
- ошибка подготовки, инструкций и тренажеров
————————
Лично у меня нет вопросов к пожарникам, прибыли оперативно, начали тушить удаленно, понимая, что все это может очень и очень как взорваться
Что было в салоне при эвакуации можно только предполагать; помешали ли эвакуации других пассажиров те которые начали вытаскивать свои вещи - не думаю, что помешали на такое количество погибших, склоняюсь к мнению, что в хвостовой части самолета от удара люди были как минимум без сознания, и скорей всего уже в огне.
Если провести в салоне черту по крылу, то по носовой части салона и выйдем на то количество выживших, которое есть.

Мои соболезнования родственникам погибших
 
Я бы добавил вопросы: что вызвало уход на второй круг в первый раз и почему пилот не ушёл на второй круг во второй раз, когда случился первый отскок от земли? Между прочим, в этот момент (после первого "козла") повреждения фюзеляжа явно не были столь фатальными и влекущими пожар, как после следующего касания полосы. В частности, стойки ещё не подломились, баки не пробиты, керосин не вытекал.
 

После отскока уже не ушел бы ни как, скорость погашена, а движки имеют инерцию
 

Ээээээ... Это как так?

Мне же подумалась вот какая штука - после не означает вследствие. Кто вообще сказал, что это была именно аварийная посадка?
Поймав молнию/птичку (это еще, кстати, заметить надо, т.к. в 99% ни к каким видимым последствиям не ведет) просто возвращаются в порт вылета, объяснив ситуацию и запросив посадку, никто при этом цветомузыку не заказывает - посадка самая обычная, за исключением того, что может потребоваться предварительная выработка топлива до посадочной массы. Потом пассажиров на резервный, самолет - на осмотр. Не то чтобы каждый день, но событие вполне рядовое. Такая же история при отказах вспомогательных систем. В данном случае ни о каких ужасных отказах или каких-то катаклизмах вроде пожара не говорится, то есть, садился он по всей видимости, вполне штатным образом. Это, кстати, объясняет и задержку в прибытии пожарных - никто ничего такого не ожидал, обычная рутинная ситуация. А вот почему он так приложился о полосу - это уже вопрос, и связь с молнией, вообще говоря, тут совсем даже не очевидна.
 
Кстати, я не очень хорошо понял на видео - сколько всего было касаний полосы и отскоков от неё? Два вижу точно, третий не точно. А уже читаю на форуме про "перекладывание КВС штурвала" (сайдстика? SSJ 100!), как будто эти глазастые комментаторы не видео смотрели, а рядом с КВС сидели. Хочется мне всё же чётко понять, что настоящие специалисты видят на этом видео - с точки зрения грубости посадки.
 
На видео (довольно хреновом) посадки мы видим то, что называют "козлениепм" - отскок от полосы. Типовая причина - превышение посадочной скорости (сразу скаже "экспердам", что по паршивенькому цифровому видео оценивать ее не стоит даже пытаться), но бывают и другие факторы - например, резкий порыв ветра, но это вряд ли в данном случае. По видео не видно толком, но в принципе, подобная картина возможна и при разрушении шасси при касании - скорость еще достаточно велика, и при резком увеличении тангажа подъемная сила вполне может подбросить самолет над полосой. По расшифровке будет сразу всё понятно.
 
Я не пилот, но самолёты правильно садятся на задние стойки шасси и затем опускается передняя. На видео видно, что он в лучшем случае сел сразу на три, т.е. нос не был поднят. Или я ошибаюсь?

По поводу пассажиров - вряд-ли задние будут гореть и задыхаться - и спокойно стоять в проходе и ждать, когда передние разберут свою кладь с полок. Задние просто всей толпой поднажмут на передних и сметут преграду. Здесь скорее всего сгубило правило не вставать с места и не отстёгивать ремни до остановки самолёта. Если кто быстро понял, то сразу встал и побежал вперёд, и возможно спасся.
 
Реакции: EYKD