Я знаю, что лучше промолчать и сойти за умного - но у меня в голове крутится вопрос, на который тут мне точно помогут найти ответ. Я зайду немного издалека, с вашего позволения, чтобы был понятен контекст.
Итак, мы все прекрасно знаем, почему нельзя вставать с места до окончательной остановки самолета и команды от экипажа о возможности "произвести" организованную высадку - привет всем, стоящим в проходах и достающим багаж, пока самолет еще едет по рулежке (да-да, вы опаздываете на стыковочный рейс, в туалет, на экспресс или автобус... да еще миллион причин, почему я, сидя в пятом ряду, должен выходить последним - ну так я не спешу никуда, могу и посидеть - только по голове больно достается локтями и чемоданами). Не суть это все - просто поворчал.
А вот мы садимся, стукаемся и начинаем гореть. Очевидно, что классического неспешного выхода с трапа уже не будет. Людям говорят, чтобы они оставались на местах. Сидящим в начале самолета - проще (если, конечно, там не горит). Сидя в конце (где горит), наверное, как минимум тревожно - ибо ты понимаешь, что в следующую секунду, проход займут те, кто сидит впереди (где, возможно, пованивает продуктами горения, но по крайней мере, не так жарко) и твой шанс спастись немного упадет.
Вот в этой ситуации, почему не допускается встать и пройти к самому выходу (оставив разумное место для стюардов, чтобы они беспрепятственно и быстро открыли выходы, само собой) тем, кто сидит в самом хвосте? Ведь пассажиры той части самолета, где нет огня за иллюминатором, могут спокойно посидеть в креслах 20-30 секунд, пока бедолаги с последних кресел резво прыгают в только открывшийся люк? Или не могут (природа человека), ибо также думают - а почему я сижу, пока мы горим, а они уже спасаются?..
Я не к тому, что кто-то из пассажиров виноват в жертвах, нет. Просто хочется понять, почему регламентом (каким-нибудь, ведь туча этих регламентирующих органов) не предусматривается, что люди из области самолета, где "прям горит уже сейчас" имеют безусловное право встать и пройти в проходе ближе к выходу, пусть даже самолет еще несется по полосе? Один из ответов - ровно по тем же причинам, по которым этого нельзя делать на исправном самолете, который еще рулит по дорожке (отставив вопросы инстинктивного самосохранения, этот довод можно признать разумным). Но в ситуации, когда самолет уже стоит (и горит) - кто первый встал, того, получается, и тапки?
Пусть даже натурный эксперимент на том же ССЖ может (в моей голове пока, не видел заявлений о намерениях такой проводить) показать, что если бы сначала выбегал хвост, а потом те, кто от огня сидят дальше, то количество выживших могло бы быть большим.